Методика и технология социального посредничества в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов
Социальное посредничество - это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. Быть социальным посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный педагог должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости. Нередко специалист выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться "между двух огней", и ему следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументировано отводить обвинения, продолжая посреднические усилия.
В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах.
Посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов: участие в оформлении опеки (попечительства), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и т.п.
Для примера рассмотрим участие социального педагога в допросе или иных процессуальных действиях по делу несовершеннолетнего. Социальный педагог в силу профессиональных обязанностей может выполнять функции общественного защитника или приглашаться как представитель образовательного учреждения. В связи с этим следует иметь в виду следующие рекомендации:
1) перед посещением допроса или иного процессуального действия вспомнить свои права и обязанности;
2) при подобных визитах целесообразно иметь тексты Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящих принципов ООН предупреждения преступности несовершеннолетних, Федерального закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998), а также книги на тему защиты прав детей. При необходимости в тактичной форме можно ссылаться на положения перечисленных документов.
3) по прибытии на допрос необходимо попросить следователя (дознавателя, прокурора, судью) ввести вас в курс дела. Желательно узнать, понимает ли следователь роль социального педагога в допросе или же пригласил его (допустил для участия в допросе) для формы;
4) при допросе с несовершеннолетним в обязательном порядке выясняется:
- беседовали ли ранее с ребенком по вопросам, которые ставятся перед ним на допросе, не пытался ли оказать допрашивающий на ребенка давление, чтобы заставить его занять позицию, противоречащую его интересам;
- каковы причины, предпосылки и условия совершения ребенком преступления. Для социального педагога особенно важны социальные, психологические и педагогические предпосылки преступления;
- применялось ли к ребенку насилие в ходе задержания, дознания, следствия. Если да, было ли применение такого насилия обоснованным (см. ст. 13-16 Закона РФ "О милиции");
- не оказывалось ли на ребенка психологическое давление (угроза применения насилия, оглашения нежелательных сведений, обещание освобождения из-под стражи при даче соответствующих показаний и т.д.);
- если ребенок находится под стражей - в каких бытовых, санитарных, педагогических условиях он содержится, не влияют ли эти условия на характер даваемых им показаний;
5) определить, соответствует ли психологическое, нравственное, культурное, интеллектуальное, физическое развитие несовершеннолетнего возрасту, не имеется ли в связи с тем, что ребенок отстает в развитии оснований для постановки вопроса о прекращении в отношении него уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного характера;
6) выяснить, не существует ли по месту содержания ребенка под стражей обстоятельств, угрожающих его жизни, безопасности, здоровью;
7) в ходе допроса определить, понятны ли ребенку поставленные перед ним вопросы, правильно ли он воспринимает их, каким образом его ответы на эти вопросы отражены в процессуальных документах, ясны ли ему его права, может ли он ими пользоваться. В случае если ребенок испытывает затруднения, помочь ему сформулировать свои ответы, реализовать гарантированные законом права;
8) обсудить вопрос о возможности смягчения ребенку меры пресечения;
9) совместно с ребенком решить вопрос об оказании ему социальной помощи в документировании, трудоустройстве, устройстве в учебное заведение, секцию, кружок, в разрешении острых конфликтов, с которыми он столкнулся;
10) предоставить ребенку литературу по защите его прав, при необходимости обеспечить его теми нормативными актами, в которых он нуждается;
11) выяснить, какие проблемы угнетают ребенка (отсутствие связи с родными, конфликт с противоположным полом, притеснения со стороны более сильных сверстников и т.д.) и принять меры по разрешению этих проблем;
12) составить отчет по участию в допросе.
№ 28.
Методика и технология социального посредничества в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
Посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.
Логику деятельности социального педагога можно представить следующим образом:
а) диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями;
б) выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация его клиенту;
в) помощь в установлении контакта, содействие приему клиента в соответствующем учреждении, организации, у специалиста;
г) проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы. С
этой целью необходимо организовать обратную связь с клиентом и специалистами
учреждения. Пока контакт не станет прочным, социальный педагог должен держать
ситуацию под контролем.