Урок 4. Работа с природными материалами. Аппликационные работы.
Изделие: «Аппликация из листьев».
Задания и материалы в рабочей тетради: «Загадочные листочки».
Задачи урока: дать общие сведения о различных видах природного материала, выделять свойства некоторых природных материалов (цвет, форма, прочность); закрепить знания учащихся о правилах сбора, сортировки, подготовки и хранения природного материала; способствовать новым открытиям детьми красоты родной природы, воспитывать бережное отношение к ней; учить проводить анализ изделия по заданным критериям под руководством учителя; обучать выполнению аппликации по заданному образцу из высушенных листьев; учить составлять план работы над изделием с опорой на слайдовый план; соединение деталей при помощи клея, познакомить с особенностями составления композиции (сочетание элементов композиции между собой, не должно быть слишком много или слишком мало элементов); дать первичные представления о работе клеем; развитие мелкой моторики, координации движений, сенсорного опыта.
Планируемые результаты:
Предметные:различать виды природных материалов; сравнивать их свойства; осуществлять практическую работу с использованием природных материалов: создание аппликации; иметь общие представления о работе клеем.
УУД:
Личностные: понимание значения бережного отношения к природе.
Регулятивные: освоение организации рабочего места для работы с природными материалами; умение осуществлять действие по образцу; планировать работу над изделием с опорой на слайдовый план под руководством учителя; освоить некоторые приемы работы с природным материалом: создание аппликационной композиции из засушенных листьев, используя клеевой способ соединения деталей.
Познавательные: проводить анализ изделия по заданным критериям.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, взаимодействовать с учителем.
Основные термины и понятия: аппликация, пресс, природный материал, план выполнения работы, свойства, анализ изделия.
Ресурсы и оборудование.
У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды природного материала для демонстрации, инструменты и приспособления для выполнения изделия: картон, клей, кисть для клея, листы (подкладной и притирочный), тряпочка, рамка, готовое изделие.
У учащихся:учебник, рабочая тетрадь, 1 лист картона, природный материал (листья), клей ПВА, кисть для клея, подкладной лист, притирочный лист, тряпочка, рамка, цветные карандаши.
Ход урока:
Вступительная часть (5 мин.).
Начало урока стоит посвятить организации рабочего места. Учитель сообщает, что работать сегодня на уроке будем с природными материалами, а именно с листочками, учащиеся предполагают, какие материалы и инструменты могут понадобиться на уроке, учитель вносит коррективы. Дети предлагают, как нужно разместить все материалы, инструменты и приспособления на парте.
Учитель: «На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое технология. Кто может сказать определение своими словами? Откройте учебник на стр.13 – это шмуцтитул, здесь написано название раздела «Человек и земля», какого цвета этот раздел? Можно посмотреть на стр. 5 (страницы зеленого цвета)». Учащиеся стараются описать шмуцтитул: что нарисовано на нем, какие фотографии. Предполагают, с чем будет связан этот раздел?
Учитель предлагает перевернуть страницу, он обращает внимание на то, что сверху страницы написана тема урока: природный материал (учитель может отобразить тему урока на доске).
Далее учитель интересуется, знают ли дети, что это за материал (материалы, созданные природой). Учащиеся вспоминают, что недавно ходили на экскурсию и собирали природный материал, учитель предлагает перечислить виды материала, при этом показывая их наглядно. Вспоминают, для чего человек использует различные виды природного материала.
Учитель читает диалог Ани и Вани на стр.14, после предлагает выполнить задание под знаком «Проверяем себя». Учащиеся называют виды природных материалов и где их можно собрать.
Учитель: «Теперь вы знаете, что мы относим к природным материалам. Очень важно, когда мы знакомимся с новым материалом узнать его свойства. Что это такое? Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность кого или чего-нибудь. Давайте возьмем несколько видов природных материалов и попробуем сравнить их по цвету, форме, поверхности и плотности и заполнить в таблицу, в которой попробуем использовать символы, где это будет возможно».
листья | шишки | ракушки | |
Цвет | Красные, зеленые, желтые и т.д. | Зеленые, коричневые | Оттенки голубого, розового, перламутрового и т.д. |
Форма | |||
Поверхность | гладкие | шероховатые | Гладкие и ребристые |
Прочность | Тонкие, хрупкие | Плотные, толстые | Плотные |
Комментарии к таблице.
Цвет. Здесь можно отметить в таблице первые буквы цвета или подготовить цветные квадратики. У листьев, в зависимости от времени года цвет может меняться. Они могут быть и зеленые, и красные, и коричневые, и желтые, и бардовые и т.д. Шишки встречаются зеленые, коричневые. С ракушками посложнее, они не яркого, а нежного цвета, оттенки розового, голубого, перламутрового, коричневого, желтого и т.д.
Форма. Можно подготовить различные геометрические фигуры, которые можно примерять к листьям. То же самое можно сделать и с шишками и ракушками. У листьев форма ромба, пятиугольника, прямоугольника, круга, овала. Шишки – вытянутые. Ракушки – треугольник и вытянутый овал.
Поверхность. Здесь учащимся предлагается на ощупь определить, какая поверхность у предметов. Листья – гладкие. Шишки – шероховатые, колючие. Ракушки – гладкие, ребристые.
Прочность. Листья – тонкие и хрупкие. Шишки – плотные, толстые.
После этого обратить внимание на рисунок и фотографию в верхней части стр. 15, о каких правилах сбора природного материала говорят эти рисунки?
Нельзя ломать ветки деревьев, срывать семена и листья. Помни, что природный материал надо собирать с земли. Для изделий нужно выбирать интересные листочки и веточки.
Далее проходит обсуждение вопроса о хранении материала, учащиеся вспоминают правила подготовки и хранения природного материала с опорой на материал учебника на стр. 15.
Учитель: «Мы теперь знаем, что такое природные материалы, какие виды природных материалов существуют, какими обладают свойствами, пора приступить к практической работе».
Анализ изделия. Работа с планом. (7 мин.)
Учитель: «На стр. 16 под знаком «Работаем самостоятельно» нам предлагается выполнить изделие «Аппликация из листьев». Обратите внимание на знаки сложности выполнения и затраты по времени. Насколько сложным является выполнения данного изделия? (очень легко). Сколько времени понадобится для изготовления данного изделия? (авторы предполагают, что мы затратим немного времени, менее одного урока). Посмотрим, в конце урока насколько действительно легко будет выполнять данное изделие и сколько времени мы затратим на его изготовление.
Перед тем, как непосредственно приступить к работе, учитель предлагает рассмотреть изделие, которое предстоит выполнить и провести его анализ (который будет проходить на каждом уроке). Учитель демонстрирует несколько вариантов выполняемой работы. Учащиеся анализируют предлагаемое изделие под руководством учителя, который задает наводящие вопросы.
Предполагаемые ответы учащихся отмечены в скобках.
Учитель: «Рассмотрим изделие. Что на нем изображено? (звери, рыбы, птицы и т.д.). Что изображено на работе Ани? (зайчик в лесу, стр. 16 учебника, рис.6). Какие материалы использованы для работы? (сухие листья, лист картона). Как листья присоединены к картону? (при помощи клея). Листья каких деревьев использованы в работе? Из какого природного материала сделаны елочки у Ани? Где можно использовать такое изделие? (в оформлении класса, комнаты, как подарок). Кто может сказать, как называется эта техника? Прочитаем слова Вани на стр. 16. Найдем определение понятия «аппликация» в «Словарике юного технолога».
Аппликация — изготовление рисунка, картины из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.
Можно сделать вывод, что аппликация может быть выполнена не только из природного материала, но и из бумаги, ткани и любого материала, а также детали могут быть не только наклеены, но и пришиты.
Учитель: «Рассмотрим план работы на стр.16, который представлен в виде слайдов. Давайте опишем, как мы будем составлять аппликацию из листьев».
Учащиеся рассматривают каждый слайд, поясняют, что показано на каждом слайде, и какое действие необходимо выполнить.
При обсуждении плана работы по слайдам, учитель делает промежуточные выводы и записывает на доске общий план работы над изделием.
Слайд 1. Показан картон зеленого цвета, так как действие в аппликации происходит в лесу.
Слайд 2. Показаны засушенные листья.
Слайд 3. Показан клей ПВА, которым будут соединены детали в аппликации.
На слайдах 1-3 показаны материалы, которые понадобятся для выполнения изделия, то есть можно записать в плане работы на доске: подготовка материалов и инструментов.
Слайд 4. Показано промазывание клеем листика.
Слайд 5. Приклеены основные детали аппликации – собраны зайчик и окружение (деревья).
На слайдах показано как собирается изделие, данный этап можно назвать сборка. Но перед сборкой необходимо разложить свое придуманное изображение на картоне, не приклеивая его, можно назвать этот этап - разметка, то есть мы размечаем по месту будущее изображение.
Слайд 6. На данном слайде показано Оформление изделия в рамочку, отделка.
Оформление изделия, или отделка.
В итоге после обсуждения плана работы на доске появляется следующий план:
1. Подготовка материалов и инструментов.
2. Разметка.
3. Сборка.
4. Отделка.
Изготовление изделия. (20-25 мин.)
На данном этапе учитель демонстрирует все этапы работы, параллельно комментируя их, задает наводящие вопросы. Учащиеся следят за работой учителя, повторяют все действия, отвечают на поставленные вопросы.
Разметка. Положите перед собой картонку. Как лучше положить горизонтально или вертикально? Посмотрите на имеющиеся у вас листики. Попробуйте составить изображение рыбки, или птички, или зайчика (учитель демонстрирует свой вариант). Подберите листики для туловища, для лапок и т.д.
Положите в центр большой листик – это тело, подберите маленькие листики для плавников, хвостика, или лапок, ушек, головы (в зависимости от того, кого вы собираете).
Постарайтесь расположить изображение зверька примерно посередине, чуть выше.
Сборка. Сейчас предстоит приклеить детали-листики на картон-фон. Давайте делать это вместе. Положите листик-деталь на подкладной лист (чтобы не испачкать клеенку) изнаночной стороной вверх, кисточкой промокните клей (не нужно брать очень много) и размажьте клей от центра к краям, теперь положите деталь на картон, сверху притирочный лист и аккуратно промокните тряпочкой. Также нужно приклеить все детали. После работы вымойте кисть и вытрите тряпочкой.
Может быть вариант работы клеем, который дозировано выжимаешь на деталь, тогда предложить детям капнуть две капли в центр детали и размазать кисточкой.
Во время данной работы учитель также контролирует работу учащихся, помогает.
Помимо основного изображения зверька учитель предлагает продумать окружение – деревья, травку, только не использовать слишком много или слишком мало элементов.
Отделка. Изделие необходимо оформить, чтобы оно выглядело красивее, аккуратнее. Работу можно вставить в рамку.
Проверочные работы (2-3 мин.)
Рабочая тетрадь. Загадочные листочки. Данное задание учащиеся могут выполнить на уроке или учитель может порекомендовать для занятий дома. Необходимо прочитать названия деревьев, а затем стрелкой соединить название с его листом. Затем цветными карандашами раскрасить листья в те цвета, которые они принимают осенью.
Подведем итоги.(3-5 мин.)
На данном этапе необходимо провести выставку выполненных работ (выставка должна проходить в конце каждого урока). Выставку можно провести по колонкам, то есть учащиеся выходят к доске, сначала одна колонка, затем другая. Учащиеся демонстрируют свои работы, объясняют, кого они изобразили, листья каких деревьев использовали, что было трудно, что понравилось, для чего применят изделие. Также учащиеся оценивают свое изделие: выполнено ли оно аккуратно, то есть, выполнено ли изделие тщательно, старательно, точно, чистая ли работа. Может быть над изделием нужно будет еще потрудиться, тогда учащиеся отмечают, конкретно над чем.
Учитель, рассматривая изделия, выполненные учащимися, отмечает их положительные стороны: насколько грамотно использовались листья, отмечает грамотное расположение элементов (чтобы их не было слишком мало или слишком много), аккуратность выполнения изделия (чтобы не было пятен, аккуратно были приклеены листья). Также советует, что необходимо учесть в будущем.
Также учитель задает вопросы на повторение материала урока. Какие природные материалы вы знаете? Расскажите о правилах сбора природного материала. Что такое свойство? Какие свойства листьев вы можете назвать? Что такое аппликация? В какой последовательности выполняется аппликация из листьев?
Рекомендации для занятий в семье. На стр. 10 в рабочей тетради рассмотреть варианты аппликаций из листьев, можно придумать свои и сделать. Принести на следующий урок.
Электронное приложение к данному уроку включает в себя 4 раздела: «Новый материал», «Проверь себя», «Видео», «Сделай сам».
Проверить организацию рабочего места в начале урока, возможно, открыв вкладку «Рабочее место» в разделе «Сделай сам».
Прежде чем приступить к анализу готового изделия необходимо вспомнить названия деревьев, листья которых будем использовать в аппликации. Для этого можно предложить игру «Угадай листик» из раздела «Проверь себя». Этот же материал целесообразно использовать в конце урока для закрепления.
Далее предлагаем воспользоваться разделом «Новый материал». Представленная в нём информация актуализирует знаний детей по данной теме и настроит их на анализ готового изделия.
Раздел «Видео» покажет детям этапы выполнения изделия и может сопровождать всю практическую часть урока.