Волшебство природы в действии

Выращивание растений из семян — очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов — волшебство природы в дей­ствии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет пол­ноценное растение.

В каждом семечке внутри прочной внешней оболочки находится кро­шечный зародыш растения. Чтобы оно выросло, каждое семя содержит запас питательных веществ. Самое главное, что необходимо для про­растания зародыша, — это вода и тепло. Поэтому молодой побег всегда направляется к солнечному свету. А корешок прорастает вниз, в почву.

Рост семени начинается так: вода проникает внутрь оболочки семе­ни, и оно набухает. Первым сквозь оболочку пробивается корешок и на­чинает расти вниз. Затем вверх пробивается росток. Корешок обрастает тонкими, похожими на волоски отростками, которые тянут из почвы воду и минеральные вещества. После того как росток пробьется к поверхности почвы, на нем появляются зеленые листочки.

Чтобы осенью получить урожаи пшеницы, подсолнечника, гороха, льна и других растений, надо весной посеять в почву их зерна — семена. Иногда семенами называют также клубни картофеля, луковицы лука, зубчики чеснока, предназначенные для посева.

Кроме культурных растений, семенами размножаются многие ди­корастущие растения. Например, одуванчики, желтые цветки которых похожи на маленькие солнышки. После их отцветания на стебле остается пушистая шапочка. Подует ветер, и вот уже в воздухе закружились семена с хохолком на конце. Благодаря ветру они переносятся на значительные расстояния. Вот так и расселились одуванчики по всему земному шару.

Семенами размножаются деревья (береза, липа, клен, дуб, ель, сос­на), кустарники, травы (клевер, мышиный горошек, мятлик, овсяница, сурепка, лебеда) и многие другие растения.

Загадки

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос. (Росток.)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог. (Росток.)

Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Семена

гороха, фасоли, бобов, акации, сурепки, редиса, репы...)

Значение растений и животных в жизни человека (экологическая минутка)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Урок 8. Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие «Овощи из пластилина»

Цели: развивать умении коллективного планирования поряд­ка трудовых действий, связную речь при защите проектов; озна­комить с первоначальными умениями проектной деятельности, с терминами «проект», «композиции».

Планируемые результаты: дети научатся осознанно строить речевое высказывание, овладеют действиями анализа, сравнения, усвоят правила при работе с пластилином.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, пласти­лин, стеки, на доске записана тема урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

- Кто догадался, почему мы сели группами? (Будем работать в группе, выполнять какой-либо проект.)

(Детям уже известны проекты по таким предметам, как «Окру­жающий мир», «Математика».)

- А вот что будем делать в группе, попробуйте догадаться, отгадав загадки.

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице,

А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук.)

За кудрявый хохолок

Ее из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус как сахар сладкая. (Морковь.)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы.)

Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал

И лоснится от похвал

Очень важный... (баклажан).

- Как одним словом можно назвать все слова-отгадки? (Овощи.)

- Что мы будем делать на уроке? (Наверное, лепить овощи.)

- Прочитайте тему урока. (Проект «Осенний урожай».)

III. Работа по теме урока

Наши рекомендации