Формирования основ безопасной жизнедеятельности
Этапы реализации технологии | Деятельность детей | Деятельность педагога |
Подготовительный этап | Принимают информацию. | Формирует у детей через различные виды деятельности представления о необходимости ведения безопасного здорового образа жизни. |
Этап понимания и коррекции | Осознают необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности. | Корректирует поведение и деятельность детей, помогает в организации практической деятельности. |
Практический этап | Соблюдают правила безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. | Стимулирует проявление активности, самостоятельности. |
Заключительный этап | В организации деятельности самостоятельно руководствуются полученными знаниями. Расширяют опыт безопасной жизнедеятельности. | Наблюдает, оценивает, корректирует, расширяет опыт детей. |
Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми. Сочетание познавательных занятий с совместной деятельностью воспитателя и детей вне занятий, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи.
Таблица 3 – Формы и методы работы по формированию
У дошкольников основ безопасной жизнедеятельности
Формы работы | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель-ная группа |
Познавательные занятия | + | + | + | + |
Часть занятия | + | + | + | + |
Совместная познавательная деятельность воспитателя и детей (экспериментирование) | + | + | + | + |
Дидактические игры и упражнения | + | + | + | + |
Развлечения | + | + | + | + |
Наряду с традиционными методами и приемами работы с детьми дошкольного возраста при решении задач формирования ключевых компетентностей в процессе формирования ОБЖ педагогами используются методы, заимствованные из других технологий: метода проектов, обучения в сотрудничестве, экспериментирования, технологии, основанной на ТРИЗ.
Учебно-методическое обеспечение технологии.
Авторская программа по формированию основ безопасной жизнедеятельности «Здоровейка», разработанная коллективом МДОУ ЦРР детский сад №81 «Медвежонок» в рамках реализации стратегического направления «Формирование системы защиты детства, сохранение и укрепление здоровья обучающихся» Городской целевой программы развития, утвержденная научно-методическим экспертным советом Министерства образования и науки Самарской области от 28 июня 2007г. и рекомендованная к использованию в ДОУ Самарской области.
В Программе отражены основные подходы к работе с детьми разного возраста, раскрыто содержание основных направлений: формирование самосознания ребенка, здоровье и безопасность, отношения со сверстниками и обществом в целом, формирование отношения к природе, формирование ценностного отношения к физической культуре, как к средству обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основными разделами Программы являются:
· «Физическая культура».
· «Я – это кто?».
· «Здоровье и безопасность».
· «Я и общество».
· «Природа и я».
Содержание разделов дано в соответствии с обучающими задачами для каждой возрастной группы (от 3 до 7 лет). В качестве приложения к Программе разработан практический материал: перспективное планирование, конспекты занятий, дидактические игры.
СОДЕРЖАНИЕ
О.В. Дыбина Педагогическая технология: сущность, особенности ее использования ............................................................................................................ 3
I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ
И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Технология метод проектов ......................................................................... 14
И.В. Груздова
М.А. Иванова
Л.В. Якунина
1.2. Педагогическая технология развивающих игр........................................ 23
С.Е. Анфисова
И.А. Надёжкина
С.А. Клочкова
Игровая технология формирования музыкально-эстетической
культуры детей дошкольного возраста ............................................................ 32
И.В. Груздова
1.4. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей
детей дошкольного возраста ............................................................................... 49
И.В. Груздова
Н.В. Хижняк
Л.Н. Федоренко
1.5. Технология тренинга ..................................................................................... 57
А.Ю. Кузина
И.В. Велиева
Н.А. Николаева
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
Компетентностно-ориентированная технология экологического
образования детей дошкольного возраста ........................................................ 68
С.Е. Анфисова
Н.А. Чихалова
О.А. Кичатова
О.И. Овчинникова