Технологии развития театрального творчества
Название технологии | Технологии развития театрального творчества. Авторы: О.В.Дыбина, авторский коллектив МДОУ ЦРР №50 «Синяя птица». |
Уровень и характер применения | Макротехнология (общепедагогический уровень). |
Философская основа | Гуманистическая. |
Методологический подход | Гуманистический, деятельностный, компетентностный. |
Ведущие факторы развития | Психогенные. |
Научная концепция освоения опыта | Деятельностная. |
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида | СЭН (сфера эстетических и нравственных отношений), СТВ (сфера творческих способностей). |
Характер содержания | Светская, адаптивно-вариативная. |
Вид социально-педагогической деятельности | Развивающая. |
Тип управления педагогическим процессом | Система «малых групп». |
Преобладающие методы | Развивающие, игровые, творческие. |
Организационные формы педагогического процесса | Индивидуальная, групповая. |
Преобладающие средства педагогического процесса | Вербальные, наглядные, практические, аудиовизуальные. |
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий | Личностно ориентированная, субъект-субъектный характер взаимодействия. |
Направление модернизации существующей традиционной системы | На основе гуманизация и демократизации педагогических отношений. |
Категория обучающихся | Массовая, все категории. |
Раскроем целевые ориентации технологии.
Направление: художественное-эстетическое; обеспечение собственного творческого развития ребенка и целенаправленное воздействие на все стороны его личности.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Побуждать к коллективному созданию образов персонажей, постоянно ощущая своего партнера.
3. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа.
5. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр.
Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссера Ленинградского ТЮЗа З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной, а также ряд теоретических и практических положений,выделенных на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы.
З.Г. Корогодским выделены следующие концептуальные принципы:
· Переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.
· Синтезирование слова и музыки, живописи и действия, направленное на воображение и сознание ребенка.
· Богатое воображение детей и удивительная отзывчивость помогают им полноценно, эмоционально воспринимать образный театральный язык.
О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. В детском саду театрализованная игровая деятельность принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира (игрушки, куклы, фигурки); когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов) исполняют взятую на себя роль. При этом О.В. Дыбина отмечает, что театрализованные игры займут определенное место в системе работы детского сада при условии:
- наличия и развития представлений, интереса детей к различным видам театра;
- разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;
- овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
- серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр;
- наличия сценических навыков, способности дошкольников при передаче характера пользоваться выразительными средствами (мимикой, походкой, интонацией, жестом, позой) и находить соответствующее эмоциональное состояние героя.
Физиологическое обоснование предпосылок формирования творчества в театрализованной деятельности определил Л.С. Выготский, который заявил, что природной основой для развития творчества является особенность нервной системы, а именно, ее пластичность (в дошкольном возрасте наиболее ярко пластичность проявляется в театрализованной деятельности).
Исследования в области театрализованной деятельности показали, что она является наиболее близкой и понятной для дошкольников. Драма, лежащая в основе любого театрализованного действия, является личной, внутренней драмой ребенка, она органична и естественна для него (Т. Неменова, Л.С. Выготский, В. Борзова, А. Борзов). Дошкольный возраст является сенситивным для становления творческой театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи (Л. Артемова).
Театрализованная деятельность способствует эстетическому воспитанию ребенка, их пониманию прекрасного и безобразного, формированию эстетического вкуса (Р. Сигуткина, Т. Неменова, Н. Реуцкая).
Психолого-социологические факторы, влияющие на развитие театрализованной деятельности у старших дошкольников, определяемые возрастными особенностями, произвольностью психических процессов и поведения (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, А.А. Смирнов, Я.3. Неверович), углублением, дифференциацией эстетических, интеллектуальных и моральных чувств, что способствует формированию процесса эмоционально-оценочного отношения к своим действиям, повышает эффективность воздействия на психику и сознание ребенка эмоциогенной функции искусства.
Останавливаясь на процессуальной характеристикетехнологии развития театрального творчества, следует отметить, что в ДОУ данная технология основана на педагогическом взаимодействии взрослого и ребенка в форме игр, упражнений и этюдов, построенном на принципе свободной импровизации в театрализованной деятельности. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию. Упражнения, направлены на развитие определенных сценических приемов, настрой детей на театрализованную деятельность («Превратился сам», «Летает-летает», «Маленький скульптор»). В театрализованных играх, в основу которых положен процесс творческого переживания и воплощения, сохраняется непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
Тактика педагогического воздействия основывается на принципе сотрудничества в подсистемах «взрослый – ребенок», «взрослый – дети», «ребенок – ребенок». Организация взаимодействия в подсистемах осуществляется с помощью методов, представленных на рисунке 1. Выбор методов обоснован их направленностью на формирование перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих социально-коммуникативной компетентности.
Эффективной реализации технологии способствует система условий, побуждающих ребенка к самовыражению, проявлению своего «Я».
Первая группа условий:
· развитие представлений о разных видах театра;
· разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;
· овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;
· эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка.
Вторая группа условий:
· организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);
· роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция);
· активная позиция самого ребенка.
Рис.1 Методы и приемы технологии развития театрального творчества
Реализация технологии развития театрального творчества начинается с младшей группы и предполагает три этапа, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы реализации технологии развития
Театрального творчества
Этапы реализации технологии | Предпосылки /умения социально-коммуникативной компетентности/ | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Пропедевтический (младший дошкольный возраст) | Ø умение отражать отношения между людьми в игре Ø умение передавать простые образные действия Ø умение придумывать диалог от лица куклы | ØОрганизует предметно-пространственную среду. Ø Создает предпосылки для перехода к реальному взаимодействию со сверстниками: - побуждает детей передавать простые образные действия; - вызывает у детей желание придумывать диалог от лица куклы. | Ø Применяют свой социальный опыт в игре с куклой. |
Промежуточный (средний дошкольный возраст) | Ø умение слушать партнера Ø умение понимать и выражать различные эмоциональные состояния с помощью выразительных средств (пластики, жестов, мимики) | Ø Организует предметно-пространственную среду. Ø Выполняет направляющую функцию. Ø Предлагает готовое для драматизации содержание, где установлены взаимоотношения участников, определены их действия, диалоги. Ø Представляет равные возможности участия в инсценировке, независимо от способностей. | Ø Отражают социальный опыт в художественных образах - переносят взаимоотношения между людьми в игру. |
Основной (старший дошкольный возраст) | Ø умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем Ø умение получать необходимую информацию в общении Ø умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам Ø умение вести простой диалог со взрослым и сверстниками Ø умение спокойно отстаивать свое мнение Ø умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей Ø умение принимать участие в коллективных делах /договариваться, уступать и т.д./ Ø умение уважительно относиться к другим людям Ø умение принимать и оказывать помощь Ø умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях | Ø Организует предметно-пространственную среду. Ø Подводит к осмыслению причинно – следственной связи между чувствами и поведением, личностным поведением и качеством общения. Ø Предоставляет возможность для самостоятельности, инициативы, творчества. | Ø Продумывают содержание. Ø Согласовывают замысел. Ø Распределяют роли и действуют в соответствии с ними. Ø Вступают в ролевые взаимоотношения с партнерами, учитывая их желания, интересы. |