Общественная деятельность и активность
4.1 Отношение к общественной деятельности коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).
4.2 Какие общественные обязанности имеет (постоянные, эпизодические, никаких не имеет), как их выполняет.
Направленность личности учащегося и специальные способности
5.1 Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д., отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, подробно осветить интерес к чтению).
5.2 О чем мечтает и что намеревается делать в будущем.
Дисциплинированность
6.1 Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).
6.2 Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает, намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).
6.3 Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.
Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе
7.1 Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).
7.2 Отношение к товарищам по классу (любит, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит, на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).
7.3 Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять.
7.4 Дорожит ли пребыванием в школе, что особенно ценит в ней.
7.5 Отношение к учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).
Особенности характера и темперамента
8.1 Выражение особенностей темперамента в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности.
8.2 Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, чем вызываются смены настроения.
8.3 Ярко выраженные черты характера:
8.3.1 по отношению к людям, учебе, труду, самому себе – чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.;
8.3.2 волевые черты характера – настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.
Общие психолого-педагогические выводы
9.1 Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков – условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, отсутствие навыков работы и т.д.
9.2 Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед воспитателем, пути дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
Психолого-педагогическая карта учащегося
Предлагаем еще один, более лаконичный вариант психолого-педагогической характеристики. В этой карте использован метод экспертных оценок, выраженных в графической форме. В качестве эксперта может выступать студент-практикант, классный руководитель, учитель-предметник.
Школа ______________ Класс ________________
Фамилия, имя ________________________________________________
Пол_____________
Учеба
Сильный ученик | Слабый ученик | |||||||
Учится с интересом | Учебой не интересуется | |||||||
Много читает | Читает мало | |||||||
Есть ли учебные интересы, связанные с ориентацией на будущую профессию (для старшеклассника указать, какие) | Учебных интересов нет |
Поведение
Упрямый | Покладистый | |||||||
Дисциплинирован | Плохая дисциплина | |||||||
Отсутствие конфликтов с учениками | Частые конфликты с учениками | |||||||
Агрессивное поведение | Спокойный, устойчивый, доброжелательный стиль поведения | |||||||
Усидчивый | Высокая двигательная активность | |||||||
Трудновоспитуем | Легко поддается воспитанию |
Общественная активность
Высокая общественная активность | Низкая общественная активность | |||||||
Хороший организатор | Слабые организаторские способности | |||||||
Высокая инициатива | Низкая инициатива | |||||||
Занимает ведущие (лидерские) позиции | Обычно выступает в роли "ведомого", следует за кем-то | |||||||
Высокий авторитет, уважение товарищей | Низкий авторитет | |||||||
Охотно выполняет общественные поручения | Отлынивает от общественных поручений |
Общение в школе
Имеет много друзей, пользуется популярностью | Непопулярен | |||||||
Отсутствуют недоброжелатели, недруги | Многие одноклассники недолюбливают | |||||||
Любит быть на людях, ищет новых друзей | Замкнутый, общается с узким кругом старых друзей | |||||||
Не боится выступать перед людьми в незнакомой обстановке | Робкий, застенчивый | |||||||
Открытый | Скрытый | |||||||
Отзывчивый | Черствый | |||||||
Ориентируется преимущественно на собственное мнение | Озабочен мнением окружающих о себе | |||||||
Дурно влияет на соучеников | Является опорой педагога |