Информационная прибавочная стоимость

Лозунг “Хлеба и зрелищ!” по своей сути определяет те две направляющие, используя которые осуществляется управление как человеком, так и человечеством.

Будущее человечества принципиально не предсказуемо, если оно не управляемо. Но если водитель знает куда надо вести машину, то заниматься предсказаниями может любой доверенный водителю идиот, и он при этом не сможет ошибиться.

Если система, будь то человек, государство или человечество, не занимается построением своего будущего, то оно для нее не предсказуемо. Тот, кто строит будущее, тот его и знает. А для того, чтобы строить будущее, т.е. приехать куда задумано, надо уметь дергать за рычаги управления. Этими рычагами являются Хлеб и Зрелища, поэтому лозунг “Хлеба и Зрелищ” никогда не потеряет своей актуальности.

При определенных условиях Зрелища могут сделать бесполезным любое другое оружие. Оболваненный Зрелищами владелец ядерной бомбы добровольно снесет ее на слом. И после этого с ним можно будет делать все, что угодно. Можно издеваться над ним, заставлять бесплатно работать, а можно просто отнять все из того, что у него было и есть.

Как скотовод, манипулируя пищей, создает ожиревших свиней, так и, подкармливая людей целенаправленной информацией, выводится новая порода народа и человека. Имеющий огнестрельное оружие способен добывать себе на пропитание, угрожая этим оружием. Владеющий современными информационными технологиями способен значительно упростить свои действия за счет прогнозирования будущего.

Эволюция инструментальных средств и технологий воздействия человека на окружающий мир неизбежно меняет этот мир. И человек из перекрестья оптического прицела огнестрельного оружия перемещается в перекрестье прицела информационного оружия, которое, на первый взгляд, невидимо, словно воздух, и позволяет не только безнаказанно грабить банки, но уничтожать целые государства, перекраивая всю карту планеты.

Вспомните, когда-то Заратустра говорил одному юноше: “Если бы я захотел потрясти это дерево своими руками, я бы не смог этого сделать. Но ветер, невидимый нами, терзает и гнет его, куда он хочет. Невидимые руки еще больше гнут и терзают нас”.

Невидимые руки скрытого информационного воздействия незримо и целенаправленно формируют только выгодное своему хозяину будущее. Имя этим рукам - явные и скрытые Зрелища.

Проблема прогнозирования будущего человечества ранее в большей степени связывалась именно с добыванием хлеба насущного. Количественный рост ранее всегда сопоставлялся с возможностями по производству достаточного количества пищи. Как только не интерпретировалась функция этих двух взаимозависимых переменных. Какие только результаты из этой интерпретации не следовали: кризис из-за перенаселения, экологическая катастрофа, а далее вырождение и т.п.

Что же касается второй составляющей вечного лозунга информационной системы: “Хлеба и зрелищ!”, то она, как правило, оставалась за кадром, как мало значащая для определения траектории полета человечества величина.

Может быть для какого-то исторического этапа становления человечества, как информационной самообучающейся системы, подобная логика мышления была правильной. Но самообучение предполагает изменение. А изменившаяся система требует уже иного этикета при обращении с собой.

Мир человека, в котором царствуют Интернет, средства массовой информации, мультимедиа, реклама - это мир, управляемый информацией, т.е. мир, управляемый зрелищами.

Сегодняшний человек в большей степени управляется зрелищами, чем когда бы то ни было! Более того, Зрелища могут заставить человека и, возможно, человечество не только голодать, но самоуничтожаться. Как например у нас в России, люди, которым годами не платят зарплату, вместо того, чтобы отстаивать свое право на кусок хлеба, они, отравленные средствами массовой информации (Зрелищами), покорно работают и умирают или убивают себя.

Голодный и Любопытный не могут не пойти за приготовленной для них приманкой. При этом избыток пищи, а при определенных условиях и всю пищу, Любопытный всегда отдаст за возможность удовлетворения любопытства, т.е. за информацию.

С одной стороны, зрелища выступают в виде приманки (об этом говорилось выше), а с другой - в виде пугал, которые кем-то расставлены на пути, словно вешки на болоте - “туда нельзя, сюда нельзя”.

В соответствующей литературе (в частности у Б.Уолкера) подобное явление называется тальпой.

Одухотворенные психической энергией человека безобидные пугала оживают.

Б.Уолкер так описывает процесс формирования тальпы: "Так шляпа пилигрима слетает и падает на куст, где она напоминает высокую замаскированную фигуру. Прохожие думают, что это дух, и это место приобретает зловещую репутацию. По мере того, как проходят месяцы, призрачная фигура начинает внушать все большую опаску, поддержанную верой сотен сторонников, которые испытывали к ней страх, как к реально существующему духу. И вот однажды легкий ветер шелестит листвой, группа испуганных путешественников улепетывает так, что засверкали пятки, а дух действительно преследует их. Это уже не ветер..."

Даже не желая того, информационная самообучающаяся система заботится о том, чтобы заложенные в нее кем-то и когда-то знания и умения выбрались наружу в мир предметов и слов. Ибо такова природа любой информационной самообучающейся системы.

Человек ищет в этом мире ни любви, ни счастья. Он ищет только те условия, которые обращены к его знанию и умению. Поэтому им и можно управлять с помощью зрелищ, а значит и прогнозировать его поведение.

Аналогичные тальпы развешены на деревьях современной культуры и искусства, науки и философии. Они подобно мертвым с косами стоят вдоль дороги и отпугивают любопытных от попыток заглянуть за обочину.

Тропинки в поле общественного сознания вытаптываются людьми, управляемыми с помощью тальп. Трагедия народа насыщается болью жертв и, материализуясь в преданиях и правилах поведения, отпугивает потомков от запретной двери.

Отпугивает, но только до определенного момента. До того момента, пока Бог жив - так, возможно, думал и Заратустра.****

Зрелища, проявленные спонтанно или сгенерированные умышленно, формируют собственные ценности. А ценности порождают уже свои зрелища. Этот процесс носит название информационного круговорота. В отдельные интервалы времени в нем бывают и информационные засухи, и информационные наводнения.

Мир полон циклов. Те же программы “Ешь пока дают”, “Иди на работу”, “Голосуй или проиграешь” бесконечно повторяются в рамках цикла, названного “Жизнь” применительно не только к отдельно взятому человеку.

Сама Земля величественно вращается вокруг Солнца и попутно вокруг своей оси. Благодаря этому ее вращению, вода водоемов испаряется под солнечными лучами, пары собираются в облака, а затем возвращаются обратно в виде дождя.

Но каждый проход внутри большого, возможно вечного, цикла потенциально является поставщиком энергии для кого-то, так как между его началом и переходом на начало неизбежно существует т.н. мною “разность потенциалов” несовершенных событий.

Между началом и завершением любого алгоритма имеются простые операторы присваивания, иногда лишние, иногда ошибочные, иногда паразитные, принадлежащие и служащие другому циклу, а порой и другой программе.

Порой, если энергии процесса достаточно, такой оператор присваивания способен камень превратить в воду, а из питательной массы первобытного бульона выжать одноклеточное живое существо. Далее рожденное существо уже само будет заботиться о том, чтобы искать циклы и “питаться” ими.

Для общества товарного фетишизма этот цикл К. Маркс записал так:

Деньги à Товар à Деньги/.

Фиктивная разница между

Деньги/ - Деньги = D,

названная почему-то прибылью, как раз и пойдет на прокорм присосавшемуся паразиту, который, поедая эту фиктивную D, сокращает время работы цикла, но зато надувается сам.

Точно такой же паразитизм присутствует и в эксплуатации зрелищ. Понятно, что Зрелища, показываемые Зрителю, формируют в нем те или иные ценностные ориентиры (отрицательные или положительные, вредные или полезные - это уже второй вопрос). Созданные таким образом Ценности порождают новые Зрелища:

Зрелища à Ценности à Зрелища/.

Разница между

Зрелища/ - Зрелища

остается в виде пищи для информационного паразита.

Именно эта разница позволяет строить величайшие информационные пирамиды, не имеющие под собой основания.

Ценности упаковываются в красивую оболочку и организуют вокруг себя служителей себе и охрану для себя. И они бегут по планете, первоначально создавая свой бумажный, а затем и электронный бульон.

Осмысленные Зрелища оседают в пыль земную в виде книг, которые со временем, если их не сжигать, превращаются в вершины, ищущие своих покорителей.

На каждой такой горке сидят Толкователи и создатели новых Зрелищ и новых Игрищ.

Отдельно имеет смысл рассмотреть, а кто же является носителем названных ценностей?

Весь этот капитал аккумулируется в литературе, искусстве, в языке конкретных народов. Совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой, то есть то образование, которое мы называем цивилизацией, и является носителем этих ценностей. На сегодняшний день их немного: Восточно-азиатская, Мусульманская или арабская, Славянская, Западно-Европейская, Американская, Южно-американская. Это нарисовано достаточно крупными мазками, исходя из максимального “расстояния” между исповедуемыми ценностями в пространстве целей и приоритетов названных обширных образований, которые по своей сути являются самообучающимися “организмами”.

Навязывание цивилизации чуждых ей ценностей порой, а может быть и всегда, приводит к уничтожению данной цивилизации. Там где от соперников требуется сосредоточить всю волю к жизни и знания всех поколений, там уже именно правила игры становятся определяющими победителя, там в принципе нельзя выиграть по чужим правилам. Пример уничтожения цивилизации американских индейцев только подтверждает данное утверждение.

Наши рекомендации