Выборы во власть как форма информационной экспансии
C. П. Расторгуев
Выборы во власть как форма информационной экспансии
© Расторгуев С.П., 1999
Оглавление
Введение. 1
Информационная прибавочная стоимость. 3
Лозунг “Хлеба и зрелищ!” по своей сути определяет те две направляющие, используя которые осуществляется управление как человеком, так и человечеством.
Выборы во власть как средство достижения геополитических целей. 6
Статистические данные о военных конфликтах с применением обычных средств вооружения показывают постепенную убыль таких конфликтов, а это говорит о том, что либо стало меньше противоречий, либо найден иной механизм их разрешения. Выборность власти и скрытый контроль этой выборности как раз и являются названными механизмами.
Современные народы как объекты целенаправленного управления. 9
Процесс создания определенных установок в общественном сознании реализуется путем решения задачи управления людьми в рамках классической теории управления системами с обратной связью.
А судьи кто?. 11
Век информационных технологий позволяет гибко менять масштаб воздействия того или иного информационного приема, и речь уже можно вести не об одном судье (избирателе), а о миллионах судей, проклассифицированных по способностям своего восприятия мира, а тем самым выстроенных как на плацу по ранжиру.
Структура и функции информационных подразделений. 13
В столкновении двух или более систем, осуществляющих информационное противоборство, победа останется за той, которая не только более полно соберет открытую и закрытую информацию о своем противнике и проведет ее анализ, но сделает это быстрее. Только в этом случае система сможет, воспользовавшись знанием о предполагаемых действиях противника, навязать выгодный для себя сценарий поведения.
Оценка эффективности воздействия СМИ. 17
Сила информационного воздействия является причиной изменения текущего состояния любой информационной системы, способной к обучению.
Игровая модель информационной войны.. 22
Моделирование информационных предвыборных сражений - это в первую очередь моделирование действий соперничающих сторон в отношении друг друга, а уже потом - избирателя.
Можно ли “наехать” на информационного монополиста?. 24
Информационные технологии начинают не только повышать эффективность соответствующего производства, но и начинают приносить своему хозяину чистую прибыль благодаря факту своего существования.
Заключение. 26
Литература. 27
Введение
Венцом развития теории программирования стал XX век. Он вправе может быть назван веком не ядерным, а веком перепрограммирования человечества, потому что именно в нем процесс перепрограммирования народов удалось поставить на конвейер. В нашем веке специалисты по агитации и пропаганде присутствуют в любой армии. Их доля с начала нашего века увеличивалась и увеличивалась до тех пор, пока не стала превалирующей, пока не выделилась в отдельную армию, в тайную армию, которая порой неосознанно, но решает задачи программирования народов, цивилизаций и человечества в целом.
Кому первому пришла в голову мысль, что в войне надо в первую очередь управлять не своими солдатами (своими всегда успеешь), а солдатами противника? А лучше генералами противника. А еще лучше руководителями государства противника и всей структурой управления государства. Ответов на этот вопрос много. Тот же, кто действительно первым сумел организовать этот процесс в промышленном масштабе, очевидно был либо слишком скромным, либо подневольным, а может быть как индивидуума его и не было вообще, так как не могло быть единственного отца у создателей ядерной бомбы, требующей коллективного творчества от тысяч и тысяч.
За счет чего безоружная и голодная Россия сумела практически без боев заставить отступить войска АНТАНТы и вернуть земли, отданные Германии, согласно Брестскому договору? Именно в те годы миру было показано, что при отсутствии обычного вооружения можно выходить победителем, используя Слово или, проще говоря, целенаправленную агитацию и пропаганду, предназначенную для массового перепрограммирования солдат противника.
Приемов перепрограммирования наработано уже не мало, и они постоянно совершенствуются. Но эти приемы только тогда приносят действительную пользу, когда служат достижению реальных, а не мифических целей.
А если говорить о цели программирования, то здесь надо понимать, что глобально таких целей существует всего несколько (по числу человеческих цивилизаций).
Когда мы сами на себя смотрим, многое искажено и воспринимается совершенно иначе. Но как законы гравитационные действуют в мире масс, точно также закон входной обучающей выборки действует в мире любых самообучающихся информационных систем, к которым с полным правом может быть отнесен и человек, и государство, и народ. Любое обучение неизбежно изменяет систему и ее отношение к внешней среде. Иногда эти изменения называют эволюционными, а иногда революционными.
В дальнейшем подэволюцией информационной системы будут пониматься изменения этой системы (или ее генетической линии) в сторону максимально возможного удовлетворения потребности, вызвавшей эту систему к жизни.
Считаем, что чем больше тому или иному виду биологических существ присуща групповая или коллективная деятельность, тем больше закон эволюции проявляется не на индивидуумах, а на коллективах.
Для коллективных существ закон эволюции проявляется не на генеалогической цепочке индивидуумов, а на коллективах (народах, государствах, цивилизациях). Потому что в случае коллективных существ каждое существо служит более великому образованию, элементом которого оно является, и речь идет уже не о выживании отдельного существа, а о выживании в первую очередь коллектива (народа, цивилизации).
Процессы по изменению размеров и системы управления того или иного государства никак не могут претендовать на роль эволюционных процессов - это результаты побед и поражений или элементы стратегии, нацеленной на выживание.
Настоящее эволюционное изменение по своему статусу должно быть связано с появлением новых функций и средств реализации этих функций, позволяющих перейти на новый уровень взаимодействия с окружающей средой.
Например, возникновение ядерного щита у славянской и американской цивилизаций представляет собой классическое эволюционное изменение, касающееся конкретных народов в целом. Это серьезнее клыков саблезубого тигра. Появление ядерного оружия у конкретного государства изменяет его возможности, придает новые функции и средства их реализации, позволяя тем самым перейти на качественно иной уровень восприятия и управления действительностью. Таким образом, в данном случае речь идет об эволюционном изменении народа, как социального организма. При этом отдельные части населения могут уничтожаться и вымирать, но государство в целом (как организм) - процветать и более эффективно отстаивать свои интересы при пользовании общим ресурсом планеты.
Кстати, все тоже самое относится не только к ядерному оружию, но и к любой области жизнедеятельности народов и государств. Прогрессируя в той или иной области, конкретная цивилизация эволюционирует. Наука и технологическое обеспечение ее результатов - это и есть рычаги эволюции народов и цивилизаций. Неспособные идти в первых рядах обречены вымирать первыми, ибо сразу же становятся обеспечивающим материалом типа лабораторных мышек. Поэтому потеря науки для любого народа - это потеря не только собственного индивидуального будущего, но, вполне возможно, вообще любого будущего.
Сказанное впрямую относится и к современным информационным технологиям, как к следующей ступени развития промышленного производства. Более того, именно информационные технологии и являются сегодня определяющими эволюционные процессы, так как речь идет об эволюции информационных самообучающихся систем, к коим относятся в какой-то своей части и человек, и народ, и государство.
Для человечества, как и вообще для любого сообщества коллективных существ, войны, вполне возможно, и являются тем самым эволюционным механизмом, который, активизируя массы, действует на уровне коллективов. Так, например, размышляя о природе и законах войн, Лев Николаевич Толстой писал: “Такое событие, где миллионы людей убивали друг друга и убили половину миллиона, не может иметь причиной волю одного человека: как один человек не мог один подкопать гору, так не может один человек заставить умирать 500 тысяч. Но какие же причины? Одни историки говорят, что причиной был завоевательный дух французов, патриотизм России. Другие говорят о демократическом элементе, который разносили полчища Наполеона, и о необходимости России вступить в связь с Европою и т.п. Но как же миллионы людей стали убивать друг друга, кто это велел им?...Зачем миллионы людей убивали друг друга, тогда как с сотворения мира известно, что это и физически и нравственно дурно?
Затем, что это так неизбежно было нужно, что, исполняя это, люди исполняли тот стихийный, зоологический закон, который исполняют пчелы, истребляя друг друга к осени, по которому самцы животных истребляют друг друга. Другого ответа нельзя дать на этот страшный вопрос”.
Сегодняшние войны в большинстве своем уже не направлены в прямую на уничтожение противника. Ибо человечество, в отличие от природы, ранее всегда созидало, отталкиваясь не от избыточности, а от дефицита ресурсов. Поэтому, как только технологии позволили, современные войны сразу же переориентировались на перепрограммирование противника. Кто-то же должен выполнять грубую и грязную работу для избранных.
Славянская и американская цивилизации из Второй мировой войны вышли с новым клыком под названием “ядерное оружие”.
Американская цивилизация из холодной войны вышла с богатым арсеналом поставленного на конвейер “информационного оружия”.
А судьи кто?
Век информационных технологий позволяет гибко менять масштаб воздействия того или иного информационного приема, и речь уже можно вести не об одном судье (избирателе), а о миллионах судей, проклассифицированных по способностям своего восприятия мира, а тем самым выстроенных как на плацу по ранжиру.
Кроме существующих задач организационного характера, информационные сражения требуют наличия соответствующего научного обеспечения, инструментария для моделирования ситуаций, создания игровых моделей. И здесь, в первую очередь, нужны будут определенного уровня абстракции модели противника и избирателя, так как именно перепрограммированием противника и избирателя занимаются соперники. Поиску ответов на этот вопрос посвящено большое количество самой разнообразной литературы, поэтому здесь мы сразу перейдем к следующей проблеме: “Как доводить информацию до судей? Какие приемы для этого существуют?” Их не так уж и много. Все они хорошо известны, подробнейшим образом описаны С.Фаером в книге “Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы”, и задача заключается только в том, чтобы применять их в нужном месте, в нужное время и в нужной последовательности. А это, кстати, возможно только тогда, когда известны предполагаемые ходы противника. И здесь на первое место становится ведение грамотной разведки и прогнозирование поведения противника.
Начнем с того, что приведем одну очень старую историю об информационном поединке за мнение судьи.
Рассказывают, что однажды мулла Насреддин, доведенный до отчаяния упреками жены за постоянную бедность, выскочил в сад и, громко молясь, попросил у Аллаха 100 динаров. Богатый сосед в это время находился на чердаке своего дома и считал деньги. Услышав молитву и просьбу, он решил пошутить над ним и бросил в Насреддина кошелек с динарами. Тот подобрал деньги, поблагодарил Аллаха и отправился к жене демонстрировать свои достижения.
На другой день богатый сосед решил, что шутка зашла слишком далеко и потребовал назад свои деньги. Однако Нарседдин категорически отказался возвращать кошелек.
- Тогда пойдем к судье. Пусть он нас рассудит, - заявил сосед.
- Хорошо, - согласился Насреддин, - только мне не в чем идти, у меня нет достойной одежды. Если хочешь, чтобы я пошел, то одолжи для этого один из твоих халатов.
- Бери, только пошли быстрее!
Они отправились в город. Сосед верхом на лошади, а Насреддин пешком.
Когда уже подходили к городу, Насреддин споткнулся и, причитая, уселся на дорогу.
- Я вывихнул ногу и не могу дальше идти.
- Садись на мою лошадь, - предложил сосед, которому уж очень хотелось закончить дело до темноты. Насреддин не заставил себя долго упрашивать.
Отстояв очередь, оба противника предстали перед судьей. Сосед получил слово первым и изложил всю историю так, как оно и было.
- Тебе есть что добавить? - спросил судья у Насреддина.
- Да, ваша честь. Я хочу сказать, что соседа моего постоянно преследуют галлюцинации. Ему кажется, что деньги у меня от него, потому что он считает, будто бы все вокруг принадлежит ему. Спросите его, уважаемый, кому принадлежит лошадь, на которой я сижу?
- Конечно, мне! - возмутился сосед.
- А халат, который одет на мне?
- Это мой халат! - завопил сосед.
- Можно не продолжать. Мне все ясно. - Подвел итог судья.
Таким образом выборы состоялись. Судья высказался в пользу Насреддина. Чтобы заставить его это сделать, мулла продумал и реализовал конкретный алгоритм поведения. Причем реализовал он алгоритм таким образом, что судья выступил в качестве зрителя исключительно в чисто информационной его части, когда задавались вопросы с заранее известными для Насреддина ответами.
Посмотрим как это произошло на Дальнем Востоке РФ в ходе затянувшихся выборных баталий. Один из противников узнал (а может быть сам спровоцировал) о том, что по нему могут “ударить” указом Президента. О чем будет указ сообразить не так уж и сложно. Остается только подготовить почву, чтобы, будучи подписанным, указ в общественном мнении выглядел как можно более бездарнее и способствовал популярности того, против кого и был направлен. Важно, что многие события предвыборного и выборного марафона известны заранее, а для соответствующих специалистов нет ничего более удачного, чем заранее запланированная прессконференция, к которой можно хорошо подготовиться и целенаправленными вопросами навязать совершенно иной сценарий ее ведения. Этот прием стар как мир. Он неоднократно применялся Фондом эффективной политики (с их же слов [9]) в борьбе против Зюганова на выборах в 1996 году. Так например, Павловский ставил фонду в заслугу срыв пресс-конференции, которую лидер КПРФ проводил сразу после встречи лидеров “большой семерки” с Ельциным. Тема прессконференции была заранее известна, и чтобы снизить эффект мероприятия, фонд по своим каналам распространил информацию о том, что Зюганов, вероятно, объявит о предвыборном союзе с Жириновским. В результате журналисты задавали вопросы исключительно на эту “липовую” тему, а Зюганов оправдывался.
Точно также сражались друг с другом на выборах 1998 года в Нижнем Новгороде и Владивостоке.
Достаточно часто отдельные средства массовой информации осуществляли многократное тиражирование каких-либо сомнительных сообщений, которые существовали на самом деле, но в другой форме, например в шутливой, либо черпались из региональной или зарубежной прессы. Причем, вполне возможно, что исходные статьи в “далеких” газетках писались по специальному заказу; тираж небольшой и концов искать никто не будет. Действительно, нет ничего проще, чем в преддверье выборов в каком-либо небольшом городишке зарегистрировать новое печатное издание на подставное лицо. Печатать некоторое время что-либо не шатко и не валко. Но в нужный момент, дать красочную первую страницу с заказанным компроматом. При этом опубликованное может быть ложью от первой до последней строки. Автор и издатель всегда успеют скрыться, но зато хорошо оплаченные центральные средства массовой информации начнут смаковать привнесенный в мир материал.
Этот простой прием все же требует хоть какой-то творческой работы. В большинстве случаев более эффективных результатов можно добиться, если регулярно комментировать все публичные выступления и интервью отданного на заклание претендента: выхватывать слова из контекста, толковать отдельные высказанные мысли против самого высказывающего. Это не только создает требуемый эффект неприязни к претенденту, но и вырабатывает неуверенность в нем самом, боязнь говорить перед представителями средств массовой информации, т.е. своего рода комплекс неполноценности.
В одной из старинных детских сказок есть сюжет о том, как злые силы, чтобы затруднить поиск положительному герою украденной у него невесты, создали 39 девушек, похожих на невесту как две капли воды. После чего преложили Герою выбрать свою нареченную из 40 одинаковых - пусть мол тебе сердце подскажет. Герой оказался в абсолютно безвыходном положении. В той сказке его спасло чудо - насекомое, с которым он ранее успел подружиться и которое безошибочно выбрало нужную цель. А кто спасет избирателя, выбирающего себе лидера среди десятка абсолютно одинаковых по “внешнему” виду. Порядочность и патриотизм - это глубоко внутренние черты, их не оденешь вместе с предвыборной программой, которая к тому же мало может коррелировать с последующей реальностью, как в случае с Ельциным. Поэтому-то и нет ничего удивительного в том, что программы сегодняшних претендентов на внешний вид практически одинаковы.
Осенью 1998 года в Санкт-Петербурге нашлись персонажи (специалисты по организации выборов), которые включили в свою стратегию приведенный выше сказочный сюжет. Вот что пишет по этому поводу Б. Вишневский в “Новой газете” (16-22 11.1998): “Вначале начали раздваиваться (а иногда даже растраиваться и расчетверяться) отдельные кандидаты. Два Сергеева на один округ - это еще терпимо, три Мироновых - уже многовато, а четыре Андреевых - так и вовсе чересчур”. Далее начали раздваивать политические организации, появилось два “Яблока”. По такому же сценарию шли выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Здесь важно отметить, что по сравнению с достаточно примитивной силовой стратегией, основанной на тотальном “истреблении” любых высказываний соперника, примененной партией власти в 1996 году, выборы 1998 года в Санкт-Петербурге представляют собой настоящий клад для исследователей проблематики информационных войн. Сражающиеся стороны не забыли, что не только у собаки, но и у человека, согласно работам физиолога Павлова, можно сформировать условные рефлексы, и что за время предвыборной кампании можно успеть создать устойчивую взаимосвязь между таким состоянием организма, как раздражение, и фамилией неугодного кандидата. Например, по материалам “Новой газеты”: “...на избирателей в одном из округов обрушился шквал ночных звонков с предложениями рассказать о программе одного из претендентов”. Кроме того, там же: “...Поговаривают о том, что перед голосованием листовки “ненужных” кандидатов будут наклеивать на ветровые стекла автомобилей или двери квартир или придумают что-то еще в таком же роде”. Этот прием в условиях снижения общего интеллектуального и образовательного уровня в стране будет работать не менее эффективно, чем лампочка или звонок в клетке, сопровождающие удар электрического тока по подопытным лабораторным мышкам.
Все выше приведенные примеры - это примеры борьбы конкурентов друг с другом, потенциальные избиратели здесь выступают в качестве инструмента, поведение которого априори известно. Действительно, откуда у инструмента может быть собственная свобода воли, если инструмент всегда покоряется руке своего хозяина? И чем больше рук у претендента, тем больше у него шансов на победу.
Задача данной статьи не в том, чтобы перечислять существующие приемы, на мой взгляд, это хорошо сделано в уже упоминавшейся работе С.Фаера, да и время изобретения и первого применения всех названных и подобных им приемов уже в прошлом. Задача в том, чтобы показать, что с того момента как перепрограммирование людей было поставлено на промышленную (конвейерную) основу (а именно с этого момента появились разговоры об информационных войнах) приемы и методы перепрограммирования стали неотъемлемой составляющей существования самих СМИ. Сегодняшнему информационному интервенту в меньшей степени надо думать о том, что говорить и как себя вести, а в большей степени о том, как велик его арсенал вооружения.
В этой связи любопытно было наблюдать за информационной баталией, развернувшейся в 1998 году в Красноярском крае. Уж очень происходящее напоминало классическую военную экспансию по завоеванию стран и народов путем захвата руководящих позиций с помощью собственных ставленников, причем исключительно информационными методами воздействия.
Обширный край со своим исторически сложившимся стилем жизни людей, свои общественные движения, собственные СМИ, собственная мафия, мечтающая о власти и безнаказанности. И вдруг внешний пришелец, ранее уже зарекомендовавший себя не с лучшей стороны в отношении пошедших за ним избирателей, приходит и побеждает, получая в качестве добычи землю, промышленность и людей. На первый взгляд казалось, что и шансов-то у него нет. Действительно, если смотреть с позиции простого человека, свободного от информационной удавки, то шансов не было. Поэтому направлением главного удара для генерала стали местные средства массовой информации. Он умудрился отнять у хозяев информационное оружие и развернуть его против их же самих. Скажите, зачем в далеком Красноярске, где компьютеров-то у населения не так уж и много, одному из претендентов расходовать средства на то, чтобы удерживать тотальное превосходство в Интернете? Дело в том, что в Интернет выходят все средства массовой информации края, т.е. глобальная сеть в данном случае оказалась одной из ключевых высот на поле боя. Хотя, вполне возможно, что для привлечения на свою сторону СМИ применялись не только информационные методы.
Таким образом, генерал, как и положено генералу, не опускался до уровня солдат, а оперировал стратегическими понятиями. Он захватывал средства борьбы, информационное оружие, и применял их.
J i k
Понятно, что каждый из кандидатов стремится к увеличению голосов, отданных ему. И тот, кто сумеет лучше решить эту задачу, т.е. сделать значение своей функции N максимально большим в условиях естественных ограничений, включая финансовые, тот и становится победителем.
Как видно из приведенной формулы (4), увеличить количество “правильно” голосующих можно только превращая в положительную для себя единичку bk, aj,d. И вот именно в этом и проявляется талант сражающихся, заключающийся в правильно выбранной стратегии приобретений и потерь. Ибо важно не просто приобщить к себе тот или иной ресурс, важно еще приобщить или нейтрализовать именно то оружие, потеря которого для главного противника будет наиболее болезненна. Порой не так важно сколько голосов это приобретение даст новому хозяину, важно - сколько голосов будет отнято у соперников.
Если расписать (4) применительно к каждому кандидату, то в результате придем к системе уравнений, позволяющей моделировать последствия тех или иных действий для всех сторон участвующих в сражении. Задача исследователя как раз в том, чтобы выбрать такие собственные действия, совокупность которых позволила бы стать победителем.
В заключение раздела приведем перечень наиболее “глобальных” действий претендентов на власть в борьбе за информационное оружие.
Способы воздействия на источник информации:
- уничтожение (запрещение, дискредитация) или ослабление напряженности воздействия информационного источника;
- покупка;
- убеждение;
- угроза.
Один из способов ослабления напряженности информационного источника - это дублирование его, по образу и подобию дублирования общественных объединений и “размножения” кандидатов в депутаты, как в случае выборов 1998 года в Санкт-Петербурге.
На мой взгляд, именно этот прием был в свое время применен по отношению к газете “Правда”. После того, как ее имя резко размножилось, подобно коммерчески удачным фильмам, она просто потеряла свое лицо.
Как реализуется названный способ на практике в дне сегодняшнем подробно описано Д.Грозным (ж-л “Среда”, № 6, 1998):
- издательство покидают ряд ключевых сотрудников и организуют новое издание с похожим названием;
- новое издание использует старые приемы и наработки;
- новое издание имеет дизайн, практически идентичный со старым;
- на старое издание подают в арбитражный суд и обращают внимание налоговых служб.
Уважаемый читатель может не сомневаться, аналогичные алгоритмы существуют и по другим способам воздействия на источники информации. Просто давать на них ссылки в данной работе автор не считает для себя правильным.
Способы воздействия на членов избирательной комиссии:
- уничтожение (запрещение) или дискредитация;
- покупка;
- убеждение;
- угроза.
Уровень защищенности источника информации или избирательной комиссии предлагается оценивать через вектор, каждый из элементов которого определяет уровень защищенности от конкретного способа воздействия.
Только увязав названные параметры между собой, можно приступать к реализации изложенного подхода в виде конкретного алгоритма или практически ориентированной методики.
Заключение
В заключение хотелось бы добавить и в без того терпкий “коктейль” еще одну очень горькую истину. Судьи могут повлиять на свою судьбу только в том случае, если претенденты на власть над этими судьями обладают примерно равными возможностями. Только тогда средний избиратель может быть сможет для всех остальных, подобных себе, выбрать самостоятельно нового хозяина. Но как поведет себя этот новый хозяин, на сколько и для кого он окажется предсказуемым, увы, об этом судья, принимающий решение, не знает и узнает только тогда, когда уже ничего не сможет изменить.
В свете всего здесь сказанного неизбежно напрашивается следующий вопрос, который пока оставим без ответа. Если руководство какого-либо общественного движения, желающее отстаивать права собственного народа, понимает, что, играя по чужим правилам в демократические выборы, победить в принципе нельзя, то имеет ли оно право применять запрещенное в информационных баталиях оружие для защиты своего народа? Имеет ли оно право сменить правила игры, чтобы спасти страну? Кто для него дороже свой крестьянин, который ходит в лаптях и жжет лучину, потому что свет давно уже отключен своими же за неуплату, или иностранный фермер. Например, демократы США для себя уже давно ответили на этот вопрос, когда в практически побежденной Японии стерли с лица земли ядерными бомбами два города вместе с женщинами и детьми. И за прошедшие годы в отношении к другим народам у них мало что изменилось. Характерные тому примеры - угрозы и вооруженное вмешательство в Ирак и Югославию.
Не предлагая конкретных рецептов, главную задачу для себя автор видит в необходимости указать на наличие нового типа угроз для современного государственного устройства и показать тенденции, приведшие к тому, что информационные технологии в наш век не только стали править миром, но и преобразуют его под себя так, что неподготовленные к этому люди и структуры массово уничтожаются.
В данных условиях продолжать играть по чужим правилам при формировании системы власти - самоуничтожаться. Изменить правила совсем непросто. Это серьезнейшая работа законодательных и исполнительных структур совместно с научными учреждениями страны, требующая как минимум наличия политической воли. Помощи в этой работе ждать не откуда - мало кто заинтересован в том, чтобы наши ресурсы нам и доставались.
Литература
- Н.Варнавская, И.Граник, Н.Самойлова. Откуда берутся деньги на выборы. // “Власть” издательский дом “Коммерсантъ”, №6 (307) 16.02.1999.
- Б. Вишневский. Пудра для мозгов - 2. // Новая газета, № 45 (517), 16-22.11.1998.
- А.Горбань. Нейроинформатика и ее приложения. // Открытые системы. № 4-5 (30-31) 1998 г. С.: 37-41.
- Д.Грозный “Телевик”- “Телеман” - “Петербурский Телевик”. // ж-л “Среда”, № 6, 1998).
- В. Дрожжинов, Ф. Широков. От компьютерной революции к построению глобального информационного общества XXI века. // PC WEEK/RE, № 44, 10.11.1998.
- В. Дрожжинов, Ф. Широков. Европейский путь построения нформационного общества. // PC WEEK/RE, № 47, 1.12.1998.
- Д.И. Дубровский. Информационный подход к проблеме бессознательного. // Бессознательное. Т.3. Тбилиси: “Мецниереба”. 1978.
- С.В.Киселев. Подпороговое внушение как фактор интенсификации процессов запоминания. // Бессознательное. Т.3. Тбилиси: “Мецниереба”. 1978.
- Е. Красников. Стратеги информационной войны. // Московские новости, 16.07.1996. & http://www.fep.ru/reports/960716.htm.
- О.Платонов. Почему погибнет Америка. // Наш современник. № 9,10. 1998.
- С.П. Расторгуев. Информационная война. - М.: Радио и связь. 1998.
- С.П. Расторгуев. Инфицирование как способ защиты жизни. - М.: “Агентства Яхтсмен”, 1996.
- В. Рукавишников, Л.Халман, П.Эстер. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. - М.: “Совпадение”, 1998.
- С. Сулакшин. Что такое политический центризм. - М.: Фонд развития политического центризма. 1998.
- С. Сулакшин. Измена. - М.: Фонд развития политического центризма. 1998.
- Л.Тихомиров. Демократия либеральная и социальная. // Критика демократии. М.: “Москва”, 1997.
- С.Фаер. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. “Ловушки” в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. - СПб: “Стольный град”. 1998.
C. П. Расторгуев
Выборы во власть как форма информационной экспансии
© Расторгуев С.П., 1999
Оглавление
Введение. 1
Информационная прибавочная стоимость. 3
Лозунг “Хлеба и зрелищ!” по своей сути определяет те две направляющие, используя которые осуществляется управление как человеком, так и человечеством.
Выборы во власть как средство достижения геополитических целей. 6
Статистические данные о военных конфликтах с применением обычных средств вооружения показывают постепенную убыль таких конфликтов, а это говорит о том, что либо стало меньше противоречий, либо найден иной механизм их разрешения. Выборность власти и скрытый контроль этой выборности как раз и являются названными механизмами.
Современные народы как объекты целенаправленного управления. 9
Процесс создания определенных установок в общественном сознании реализуется путем решения задачи управления людьми в рамках классической теории управления системами с обратной связью.
А судьи кто?. 11
Век информационных технологий позволяет гибко менять масштаб воздействия того или иного информационного приема, и речь уже можно вести не об одном судье (избирателе), а о миллионах судей, проклассифицированных по способностям своего восприятия мира, а тем самым выстроенных как на плацу по ранжиру.
Структура и функции информационных подразделений. 13
В столкновении двух или более систем, осуществляющих информационное противоборство, победа останется за той, которая не только более полно соберет открытую и закрытую информацию о своем противнике и проведет ее анализ, но сделает это быстрее. Только в этом случае система сможет, воспользовавшись знанием о предполагаемых действиях противника, навязать выгодный для себя сценарий поведения.
Оценка эффективности воздействия СМИ. 17
Сила информационного воздействия является причиной изменения текущего состояния любой информационной системы, способной к обучению.
Игровая модель информационной войны.. 22
Моделирование информационных предвыборных сражений - это в первую очередь моделирование действий соперничающих сторон в отношении друг друга, а уже потом - избирателя.
Можно ли “наехать” на информационного монополиста?. 24
Информационные технологии начинают не только повышать эффективность соответствующего производства, но и начинают приносить своему хозяину чистую прибыль благодаря факту своего существования.
Заключение. 26
Литература. 27
Введение
Венцом развития теории программирования стал XX век. Он вправе может быть назван веком не ядерным, а веком перепрограммирования человечества, потому что именно в нем процесс перепрограммирования народов удалось поставить на конвейер. В нашем веке специалисты по агитации и пропаганде присутствуют в любой армии. Их доля с начала нашего века увеличивалась и увеличивалась до тех пор, пока не стала превалирующей, пока не выделилась в отдельную армию, в тайную армию, которая порой неосознанно, но решает задачи программирования народов, цивилизаций и человечества в целом.
Кому первому пришла в голову мысль, что в войне надо в первую очередь управлять не своими солдатами (своими всегда успеешь), а солдатами противника? А лучше генералами противника. А еще лучше руководителями государства противника и всей структурой управления государства. Ответов на этот вопрос много. Тот же, кто действительно первым сумел организовать этот процесс в промышленном масштабе, очевидно был либо слишком скромным, либо подневольным, а может быть как индивидуума его и не было вообще, так как не могло быть единственного отца у создателей ядерной бомбы, требующей коллективного творчества от тысяч и тысяч.
За счет чего безоружная и голодная Россия сумела практически без боев заставить отступить войска АНТАНТы и вернуть земли, отданные Германии, согласно Брестскому договору? Именно в те годы миру было показано, что при отсутствии обычного вооружения можно выходить победителем, используя Слово или, проще говоря, целенаправленную агитацию и пропаганду, предназначенную для массового перепрограммирования солдат противника.
Приемов перепрограммирования наработано уже не мало, и они постоянно совершенствуются. Но эти приемы только тогда приносят действительную пользу, когда служат достижению реальных, а не мифических целей.
А если говорить о цели программирования, то здесь надо понимать, что глобально таких целей существует всего несколько (по числу человеческих цивилизаций).
Когда мы сами на себя смотрим, многое искажено и воспринимается совершенно иначе. Но как законы гравитационные действуют в мире масс, точно также закон входной обучающей выборки действует в мире любых самообучающихся информационных систем, к которым с полным правом может быть отнесен и человек, и государство, и народ. Любое обучение неизбежно изменяет систему и ее отношение к внешней среде. Иногда эти изменения называют эволюционными, а иногда революционными.
В дальнейшем подэволюцией информационной системы будут пониматься изменения этой системы (или ее генетической линии) в сторону максимально возможного удовлетворения потребности, вызвавшей эту систему к жизни.
Считаем, что чем больше тому или иному виду биологических существ присуща групповая или коллективная деятельность, тем больше закон эволюции проявляется не на индивидуумах, а на коллективах.
Для коллективных существ закон эволюции проявляется не на генеалогической цепочке индивидуумов, а на коллективах (народах, государствах, цивилизациях). Потому что в случае коллективных существ каждое существо служит более великому образованию, элементом которого оно является, и речь идет уже не о выживании отдельного существа, а о выживании в первую очередь коллектива (народа, цивилизации).
Процессы по изменению размеров и системы управления того или иного государства никак не могут претендовать на роль эволюционных процессов - это результаты побед и поражений или элементы стратегии, нацеленной на выживание.
Настоящее эволюционное изменение по своему статусу должно быть связано с появле<