Замечания к статье 9 «Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»
Статья 9 носит название «Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности». Понятие «стимулирование» по своему значению существенно уже и несколько иное по сути, чем понятие «финансирование науки, научной, научно-технической и инновационной деятельности». Состояние финансирования науки вызывает колоссальную озабоченность. Между тем, содержание этой статьи как раз расширительное, а именно «…совокупность мероприятий, реализуемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, институтами развития в целях создания необходимых правовых, экономических, организационных условий и стимулов для осуществления научной, научно-технической, инновационной деятельности». Правильнее было бы назвать статью 9 «Государственные меры финансирования и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности», указав гарантирование минимального сметного финансирования государственных научных и образовательных НИУ в качестве обязанности государства, а также о праве стимулирования в целях повышения эффективности реализации конкретных направлений и программ.
Также в данной статье следовало бы прописать возможность ученых советов НИУ и вузов влиять на распределение получаемых средств финансирования и стимулирования.
Замечание к главе 2 «Особенности планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности»
(статьи 10-15)
Глава 2 посвящена особенностям планирования и прогнозирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Между тем указные три сферы (научная, научно-техническая и инновационная деятельность) – существенно различные виды деятельности, потому особенности их планирования также очень сильно различаются. Неправильно объединять их в одну статью, так как это приводит, как мы увидим, к ее бюрократическому заполнению при реально незначительном содержании.
Замечания к статье 10 «Документы стратегического планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности»
Статья 10 перечисляет «Документы стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности».
Среди них есть
1) Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
2) Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
3) Стратегия инновационного развития Российской Федерации;
4) Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, в части целей и задач, которые достигаются и могут быть решены в процессе научного, научно-технологического и инновационного развития;
5) Стратегия национальной безопасности в части целей и задач, которые достигаются и могут быть решены в процессе научного, научно-технологического и инновационного развития;
6) стратегии научно-технологического развития отдельных отраслей экономики и (или) рынков;
7) Государственная программа научно-технологического развития Российской Федерации, включающая, в том числе программу комплексную фундаментальных научных исследований;
8) документы, направленные на реализацию Национальной технологической инициативы;
9) иные документы, определяющие задачи в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности, зарегистрированные в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
Обратим внимание на необходимость изменения порядка слов в п. 7. (комплексная программа фундаментальных научных исследований).
Ни один из упомянутых документов не является детальной и конкретной программой стратегических исследований на конкретный срок, которая к чему-либо обязывает правительство и научные организации. Соответственно, в пункте 7 речь должна идти о «Долгосрочной программе научного, научно-технического и инновационного развития на срок…», как минимум, на 10 и 20 лет, устанавливающей конкретные задания как для фундаментальной науки (с учетом ее специфики), так и еще более конкретные – для прикладной науки и сферы инноваций, по типу «Долгосрочной программы научно-технического прогресса», разрабатываемой в СССР.
Соответствующие изменения необходимо внести и в п. 4 статьи 10 (см. далее).
Замечания к п. 4. Статьи 10
Пункт 4 статьи 10 утверждает
«4. В целях развития фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации разрабатывается Государственная программа научно-технологического развития, составной частью которой является Комплексная программа фундаментальных научных исследований и Программа технологического обеспечения и трансфера технологий».
В соответствии со сказанным нами выше Государственная программа научно-технологического развития должна быть долгосрочной, рассчитанной на конкретный срок и содержать промежуточные этапы (например, на 10 и 20 лет). Соответственно, у нее должны быть не две, а три части, охватывающие 1) научную, 2) научно-техническую и 3) инновационную деятельность. Первая часть относится к фундаментальной науке, вторая - к разработке проектов технологий и / или новых видов продукции, третья часть – к инновационной деятельности, то есть к доработке и трансферу технологий, массовому производству новых видов продукции и т.д.
Замечания к п. 5 Статьи 10
Пункт 5 устанавливает, что «Комплексная программа фундаментальных научных исследований …формируется на основании предложения Российской академии наук» и утверждается Правительством Российской Федерации.
То, что эта программа формируется Российской академией наук - естественно и правильно.
Но далее идет текст, определяющий содержание программы:
«Программа включает в себя механизмы распознавания и (или) корректировки больших вызовов, приоритетные направления развития фундаментальных и поисковых научных исследований, описание мероприятий и правил финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований».
На наш взгляд, комплексная программа фундаментальных научных исследований должна содержать перечень основных направлений исследования, а также их обоснование, конкретные задания и их основных исполнителей, описание механизмов корректировки, правила финансирования. Но требовать от нее некие, не определенные текстом закона «механизмы распознавания и (или) корректировки больших вызовов» в этом случае нецелесообразно.