Выбор экономически оптимальной структуры системы восстановления. Определение количества специалистов при централизованной системе восстановления
Пример 2.6. Комплекс технических средств АСУ “Экспресс” размещается N¢=9 территориально разобщённых кассовых залах (КЗ). Примем условно, что во всех кассовых залах функционирует N=169 АРМ. Все АРМ одного и того же класса со следующими характеристиками: значение параметра потока отказов одного АРМ 1/ч; значение среднего времени восстановления работоспособности АРМ mtв = 0,8 ч.
Возможны две различные структуры системы технического обслуживания (СТО) АРМ:
· децентрализованная структура (ДТО), при которой каждый КЗ имеет склад запасных элементов, обслуживающий персонал, ремонтное оборудование; при каждом КЗ имеется штат ремонтников, который (с учётом резерва) составляет 3,5 бригады; КТС работают круглосуточно при трёхсменной работе специалистов;
· централизованная структура (ЦТО), при которой все трудовые и материальные ресурсы централизованы в органе технического обслуживания (ОТО).
Предположим, что время доставки бригады ремонтников от места возможного размещения ОТО до каждого из КЗ одинаково и равно tд = = 0,3ч. Стоимость одного транспортного средства Стр = 140000 руб. при сроке окупаемости 5 лет. Стоимость Сп одного часа простоя АРМ составляет 120 руб. Число ремонтных бригад S в ОТО может варьироваться.
Определить экономически оптимальную структуру СТО, при которой значение коэффициента готовности каждого АРМ не менее 0,9890.
Р е ш е н и е. В качестве экономического критерия качества функционирования СТО будем использовать суммарные затраты и потери в единицу времени работы АРМ:
,
где Wпр – средние потери в единицу времени простоя АРМ; Зто – средние затраты на техническое обслуживание в единицу времени работы АРМ.
Для оценки надёжности функционирования СТО используется коэффициент готовности АРМ kгi (i=1¸N). Так как время доставки бригады от ОТО до различных КЗ при ЦТО принято одинаковым, можно считать, что kгi =kг при i = 1,..., N. При этом потери Wпр при любой структуре СТО можно определить следующим образом:
Wпр = Сп(1-kг)∙N.
При одинаковом количестве бригад в каждую смену средние расходы на содержание бригад в единицу времени работы АРМ
,
где Tмес – месячная наработка АРМ. Амортизационные отчисления Зтр от приобретения одного транспортного средства в единицу времени работы АРМ
,
где ТА – предполагаемая наработка АРМ в срок амортизации транспортного средства.
При ДТО транспортные расходы отсутствуют. Следовательно, критерий LS при ДТО можно представить в виде:
.
Можно считать, что при ДТО средняя продолжительность простоя АРМ при появлении отказа , а коэффициент готовности АРМ
.
Таким образом, для децентрализованной системы технического обслуживания получаем:
;
; (2.1)
. (2.2)
Будем считать, что при ЦТО число транспортных средств равно числу бригад. Тогда критерий LS при ЦТО с S обслуживающими бригадами
.
Для определения коэффициента готовности АРМ при централизованной структуре СТО можно составить математическую модель её работы, используя теорию массового обслуживания. В качестве обслуживающих каналов будем рассматривать бригады ремонтников. Заявки на обслуживание отказавших АРМ образуют поток требований к системе. Примем следующие допущения:
· поток требований к системе является пуассоновским;
· распределение времени обслуживания одной заявки подчиняется экспоненциальному закону.
При ЦТО среднее время обслуживания одной заявки включает среднее время доставки бригады из ОТО в КЗ:
= mtв + tд = 0,8 + 0,3 = 1,1 ч.
Так как число ремонтных бригад S < N, возможно возникновение очереди заявок на обслуживание отказавших АРМ. Поэтому средняя продолжительность простоя АРМ при появлении отказа в случае ЦТО с S обслуживающими бригадами
,
где tож – среднее время ожидания одной заявки в очереди на обслуживание.
Схема состояний системы массового обслуживания, состоящей из N АРМ и S ремонтных бригад, представлена на рис. 2.5, где
.
Рис.2.5 Схема состояний системы массового обслуживания
При решении соответствующей системы уравнений в установившемся режиме используем следующие известные формулы расчёта вероятностей состояний системы:
;
, ;
, ,
где .
Среднее число АРМ , находящихся в неработоспособном состоянии
.
Для различных значений S получены следующие значения (см. табл. 2.3, столбец 2)
Величина равна
.
Значения для различных S см. в табл. 2.3 , столбец 3.
Тогда коэффициент готовности АРМ при ЦТО с S обслуживающими бригадами
Значения и для различных значений S см. в табл. 2.3, столбцы 4, 5.
Таблица 2.3
Результаты расчёта экономически оптимальной структуры ЦТО
S | ||||
78,09 | 85,90 | 0,5379 | 9423,24 | |
6,95 | 4,289 | 0,9589 | 937,21 | |
2,378 | 1,427 | 0,9859 | 441,51 | |
1,947 | 1,165 | 0,9884 | 442,65 | |
1,862 | 1,114 | 0,9889 | 484,37 | |
1,843 | 1,102 | 0,9890 | 534,25 | |
1,839 | 1,101 | 0,9891 | 584,01 | |
1,838 | 1,100 | 0,9891 | 635,86 |
Как видно из (2.1), (2.2) и данных табл.2.3, наложенные на kг ограничения выполняются для ДТО и ЦТО при S ³ 6. По результатам анализа выбираем вариант ЦТО с S = 6, т.к. при нём удовлетворяется требование к kг и имеет место минимальное по сравнению с вариантами ДТО и ЦТО S ³ 7 значение LS .