Тема 3. Системы управления базами данных (6 час.)

Создание базы данных, состоящей из одной таблицы. Редактирование ячеек. Сортировка значений таблицы. Функции: сохранить, закрыть, открыть. Поиск записей по образцу.

Создание базы данных, состоящей из двух таблиц. Таблица Список. Схема данных. Заполнение значениями. Создание формы для ввода данных. Добавление в базу данных записей, используя форму. Проверка каскадного обновления связанных полей. Проверка каскадного удаления связанных полей.

Создание базы данных, состоящей из трех таблиц. Исправление базы данных. Создание формы для ввода данных. Добавление нового поля Портрет (рисунка или фотографии). Использование фильтра.

Применение форм. Создание форм с помощью Мастера форм. Создание форм с помощью конструктора форм. Добавление логических полей. Создание кнопочной формы Заставка. Создайте кнопочную форму при помощи Диспетчера кнопочных форм.

Создание и использование запросов. Конструктор запросов. Составьте запрос с использованием логических операций в условии отбора. Составьте запрос на выборку всех записей, кроме тех, в которых указана фамилия Баранова с использованием Построителя

выражений. Создание вычисляемых полей. Построение запросов на добавление. Построение запросов на удаление. Запрос на создание таблицы. Создание перекрестного запроса.

Создание отчетов. Создайте отчет на основании запроса Адрес. Внесите изменения в готовые отчеты. Создайте с помощью Конструктора отчет Списки учеников. Пронумеруйте записи в области данных отчета. Подсчитайте количество записей в отчете. Создайте отчет с помощью Мастера отчетов.

Самостоятельная работа. Создание и использование базы данных «Фонотека», «Видеотека», «Лесничество», «Библиотека», «Рыбное хозяйства».

РАЗДЕЛ 5. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Тема 2. Программы линейной структуры (3 час.)

Программы линейной структуры.

Y=X2+Sin(X+A)

Цикл с использованием операторов условного (IF) и безусловного переходов (GOTO).

Организация цикла с предусловием (WHILE).

Организация цикла с постусловием (REPEAT…UNTIL).

Организация цикла с параметром (FOR).

Тема 3. Операторы ветвления, операторы цикла (3 час.)

Вычислите конечное значение суммы функции Тема 3. Системы управления базами данных (6 час.) - student2.ru

Цикл с предусловием (WHILE)

Цикл с постусловием (REPEAT…UNTIL)

Цикл с параметром (FOR) со счётчиком (с шагом 1).

Вычислите конечное значение произведения функции Тема 3. Системы управления базами данных (6 час.) - student2.ru

РАЗДЕЛ 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ЗНАНИЙ

Тема 1. Экспертные системы. Назначение экспертной системы. Структура экспертной системы. Средства построения экспертных систем. Базы знаний. Системы поддержки принятия решений. Ситуационные центры. Средства обеспечения и режимы работы. Классификация ситуационных центров (10 час.)

Виды экспертных оценок.

Задача 1. Экспертной комиссией, состоящей из семи специалистов, были проанализированы пять проектов, предлагаемых для включения в план стратегического развития фирмы. На рис. представлены мнения экспертов. Упорядочить проекты по степени приоритетности с помощью метода средних арифметических рангов и метода медиан (чем меньше ранг, тем приоритетнее проект).

Способы ранжирования групповых экспертных оценок.

Задача 2. Эксперты оценивают степень важности следующих научно-технических и рыночных критериев, которые учитываются при отборе инновационной разработки:

k1 – возможность успешного завершения разработки, то есть возможность того, что исполнитель в состоянии завершить разработку в установленные сроки с учетом риска и тактико-технических требований к разработке;

k2 – перспективность использования полученных результатов в дальнейших разработках;

k3 – важность для обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

k4 – возможность «двойной» реализации (применения разработки в военной и гражданской сфере);

k5 – возможность реализации на экспорт.

Каждый эксперт попарно сравнивает критерии и дает оценку превосходства одного показателя над другим по девятибалльной шкале :

1 – равная важность;

3 – умеренное превосходство одного над другим;

5 – существенное превосходство одного над другим;

7 – значительное превосходство одного над другим;

9 – очень сильное превосходство одного над другим;

2,4,6,8 – соответствующие промежуточные значения.

Результаты опроса каждого эксперта записываются в матрицу парных сравнений, на основании которой проводится оценка компонент вектора приоритетов (табл. 12.1).

Число экспертов – m=3 (обозначим их Э1, Э2, Э3), количество оцениваемых вариантов (критериев) – n=5.

В качестве исходных данных в примере рассматриваются результаты опроса трех экспертов (рис.).

Определение веса критериев с помощью парных сравнений.

Расчетные формулы определения весов критериев первого эксперта.

Результаты обработки оценок трех экспертов.

Расчетные формулы определения коллективного мнения членов экспертной группы.

Результаты коллективного мнения членов экспертной группы.

Графическая иллюстрация определения весов критериев.

Оценка согласованности мнений экспертов.

Задача 3. Оценить согласованность мнений экспертов, приведенных в предыдущем примере.

Характеристика согласованности мнений экспертов.

Проблемы, возникающие при проведении экспертных оценок, и способы их разрешения.

Задача 4. В табл. 12.2 представлены результаты опроса трех экспертов о степени важности критериев. С помощью попарных сравнений обработать мнения отдельных экспертов (определить веса критериев) и сформировать обобщенные результаты экспертизы. Оценить согласованность мнений экспертов с помощью коэффициента конкордации и его значимость на основании критерия Пирсона (вероятность а=0,075).

РАЗДЕЛ 12. ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Наши рекомендации