Тема 1. Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С. А. Рогожин
Рабочая программа дисциплины
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)
Направленность (профиль)
Все профили
Автор: Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
менеджмента | менеджмента | |||
(название кафедры) | (название института) | |||
Зав.кафедрой | Председатель | |||
(подпись) | (подпись) | |||
Рябцев А.Ю. | Коковихин А.Ю. | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) | |||
(Дата) | (Дата) | |||
Екатеринбург
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Коммуникативные технологии» является получение теоретических знаний и формирование практических навыков по применению современных коммуникативных технологий и методов, необходимых для эффективного и профессионального управления на всех уровнях.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
Шифр компетенции | Результаты обучения | Уровень (этап) формирования компетенции | |
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | знать | - правила коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; - современные технические средства и информационные технологии для решения коммуникативных задач; - о коммуникационных сетях и каналах в организации | 2 - пороговый |
уметь | - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; - анализировать взаимодействие приёмов и способов воздействия на персонал в коллективе; - использовать устные и письменные формы на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | ||
ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | знать | - современные концепции и модели коммуникации; -коммуникативные технологии и методы; -законы и категории теории коммуникации; -генезис массовых коммуникаций, коммуникативные революции; - основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика; -факторы повышения эффективности коммуникации | 3 - базовый |
уметь | -применять техники эффективных деловых коммуникаций; -уметь убеждать и вести деловые переговоры; - использовать стратегический и оперативный инструментарий в коммуникативном пространстве; - осуществлять профилактику типичных управленческих ошибок в коммуникациях | ||
ПК- 2 владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде | знать | - о различных способах разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде; - о причинах и последствиях конфликтных ситуаций в организации | 3 - базовый |
уметь | - владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Коммуникативные технологии» включена в профессиональный цикл, дисциплины по выбору учебного плана подготовки студентов.
Учебная дисциплина «Коммуникативные технологии» тесно взаимосвязана с другими курсами и базируется на знаниях, полученных при изучении таких учебных дисциплин, как: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом».
Знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Коммуникативные технологии», используются при прохождении производственной практики, написании выпускных квалификационных работ.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и умениями:
Знать: | - современные концепции и модели коммуникации; -коммуникативные технологии и методы; -законы и категории теории коммуникации; -генезис массовых коммуникаций, коммуникативные революции; - о различных способах разрешения конфликтных ситуаций; - о причинах и последствиях конфликтных ситуаций в организации |
Уметь: | -применять техники эффективных деловых коммуникаций; -уметь убеждать и вести деловые переговоры; - использовать стратегический и оперативный инструментарий в коммуникативном пространстве; - осуществлять профилактику управленческих ошибок в коммуникациях |
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: | - навыками разрешения конфликтных ситуаций; - коммуникативными технологиями; - навыками ведения деловых переговоров |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа)
· для студентов очной формы обучения: практические занятия – 30 часов; самостоятельная работа – 42 часа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
· для студентов заочной формы обучения: лекции – 6 часов и практические занятия – 8 часов; 58 часов – самостоятельная работа; лекции – 0 часов и практические занятия – 10 часов, 58 часов – самостоятельная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1 Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практич. занятия и др. формы | в т.ч. в активной форме | Кол-во часов | Наименование оценочного средства | |||
1. | Тема 1. Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции | - | составление опорного конспекта | кейс | опорный конспект | ||
2. | Тема 2. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | - | решение и обсуждение кейсов | кейс | кейс | ||
3. | Тема 3. Презентации и самопрезентации. Публичное выступление | - | решение и обсуждение кейсов | контрольная работа | |||
4. | Тема 4. Массовая коммуникация | - | решение и обсуждение кейсов | эссе | |||
5. | Тема 5. Искусство публичного спора | - | решение и обсуждение кейсов | кейс | |||
6. | Тема 6. Коммуникации в организациях | - | 2 проектная методика | проект | проект | ||
7. | Тема 7. Основные виды современного делового общения | - | 4 решение и обсуждение кейсов | кейс | |||
8. | Тема 8. Межкультурная коммуникация | - | симпозиум | презентация | презентация | ||
9. | Тема 9. Электронные коммуникации и видеотехнологии | - | 2 решение и обсуждение кейсов | тест | |||
10. | Тема 10. Гендерная коммуникация | - | 2 деловая игра | сообщение | сообщение | ||
Подготовка к зачету | Зачет | ||||||
ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | ||
лекции | семинары в т.ч. в интерактивной форме | Самостоятельная работа | |||
11. | Тема 1. Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции. | кейс | опорный конспект | ||
12. | Тема 2. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | кейс | кейс | ||
13. | Тема 3. Массовая коммуникация | 2 кросс-опрос | контрольная работа | ||
14. | Тема 4. Коммуникации в организациях | 2 проектная методика | проект | ||
15. | Зачетное занятие | Зачет | |||
ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Наименование оценочного средства | ||
лекции | практич. занятия и др. формы | Самостоятельная работа | |||
Тема 1. Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции. | кейс | опорный конспект | |||
Тема 2. Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | кейс | кейс | |||
Тема 3. Массовая коммуникация | 3 кросс-опрос | контрольная работа | |||
Тема 4. Коммуникации в организациях | 3 проектная методика | проект | |||
Зачетное занятие | Зачет | ||||
ИТОГО: |
5.2 Содержание учебной дисциплины
Планы семинарских занятий
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью изучения курса «Коммуникативные технологии». Для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Коммуникативные технологии» студентам предлагаются следующие методические материалы:
· Перечень всех тем дисциплины с указанием количества часов, выделенных на самостоятельную работу для студентов очной и заочной форм обучения;
· Перечень всех видов самостоятельной работы к каждой теме дисциплины;
· Примерные вопросы контрольных работ по дисциплине;
· Перечень вопросов, выносимых на каждое семинарское занятие и список литературы для подготовки к семинарским занятиям;
· Примерные вопросы тестирования для подготовки к занятиям и домашнего тестирования для закрепления изученного материала;
· Примерные задания для решения кейс-заданий по дисциплине;
· Примерные темы для выполнения рефератов;
· Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине;
· Список основной и дополнительной литературы по дисциплине;
· Положение о требованиях к оформлению рефератов, отчетов по практике, контрольных, курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций.
6.1. Формы самостоятельной работы для студентов очной формы обучения:
№ п/п | Тема | Самостоятельная работа | |
Кол-во часов | Формы самостоятельной работы | ||
1. | Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции | Составление опорного конспекта Подготовка информации из хрестоматии | |
2. | Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | Решение кейсов Набор кейсов различной степени сложности | |
3. | Презентации и самопрезентации. Публичное выступление | Подготовка к контрольной работе Варианты заданий | |
4. | Массовая коммуникация | Подготовка материала для эссе Написание эссе | |
5. | Искусство публичного спора | Решение кейсов Набор кейсов различной степени сложности | |
6. | Коммуникации в организациях | Разработка проектов Алгоритм разработки проектов Подготовка проектов | |
7. | Основные виды современного делового общения | Решение кейсов Набор кейсов различной степени сложности | |
8. | Межкультурная коммуникация | Подготовка к проведению симпозиума Подготовка тематических презентаций | |
9. | Электронные коммуникации и видеотехнологии | Подготовка к тестированию Выполнение тестовых заданий по разделам и темам | |
10. | Гендерная коммуникация | Изучение правил проведения деловой игры Подготовка сообщений | |
11. | Подготовка к зачету | Подготовка к зачету | |
Итого: |
1.2. Обоснование затрат времени на самостоятельную работу студентов (СРС)
№ п/п | Виды самостоятельной работы | Кол-во часов на СР | Всего затраты | К.Т. |
1. | Подготовка к текущему контролю (контрольная работа) | 2 часа | 2 часа | |
2. | Подготовка сообщения | 2 часа | 8 часов | |
3. | Подготовка эссе | 1 час | 4 часа | |
4. | Решение кейсов | 3 часа | 9 часов | * |
5. | Подготовка проекта | 6 часов | 6 часов | * |
6. | Подготовка презентации | 6 часов | 6 часов | * |
7. | Подготовка к тестированию | 4 часа | 4 часа | |
8. | Подготовка опорного конспекта | 3 час | 3 часа | |
Итого: 42 часа |
6.3 Формы самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Самостоятельная работа | |
Кол-во часов | Формы самостоятельной работы | ||
Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции | Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения кейсов и написания опорного конспекта, эссе | ||
Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для подготовки сообщения, презентации, выполнения кейсов | ||
Массовая коммуникация | Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для выполнения контрольной работы, теста, кейсов | ||
Коммуникации в организациях | Чтение основной литературы по дисциплине, подбор литературы для подготовки проекта, выполнения кейсов | ||
Подготовка к зачету | Подготовка к зачету | ||
ИТОГО: |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Данная дисциплина участвует в формировании компетенций на пороговом (2) и базовом (3) уровнях.
Критерии оценивания формирования компетенций | Уровни формирования компетенций |
Применение, начальное продуктивное действие – решает типовые задачи, принимает профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам, осуществляет поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия. Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности. | Третий (базовый) |
Понимание, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. | Второй (пороговый) |
7.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Шифр компетенции | Результаты обучения | Оценочные средства текущего контроля | Оценочные средства промежуточного контроля | |
ОК-5 2 – пороговый уровень | знать | - правила коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; - современные технические средства и информационные технологии для решения коммуникативных задач; - о коммуникационных сетях и каналах в организации | сообщение (тема предлагается) | вопросы к зачету (№8-19) |
уметь | - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; - анализировать взаимодействие приёмов и способов воздействия на персонал в коллективе; - использовать устные и письменные формы на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | кейс (№3) | кейс (№1кэ) | |
ОПК- 4 3-базовый уровень | знать | - современные концепции и модели коммуникации; -коммуникативные технологии и методы; -законы и категории теории коммуникации; -генезис массовых коммуникаций, коммуникативные революции; - основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика; -факторы повышения эффективности коммуникации | опорный конспект (по теме №1) | вопросы к зачету (№1-7; 26-38) |
уметь | -применять техники эффективных деловых коммуникаций; -уметь убеждать и вести деловые переговоры; - использовать стратегический и оперативный инструментарий в коммуникативном пространстве; - осуществлять профилактику типичных управленческих ошибок в коммуникациях | кейс (№1) | кейс (№2кэ) | |
ПК- 2 -базовый уровень | знать | - о различных способах разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде; - о причинах и последствиях конфликтных ситуаций в организации | эссе (тема предлагается) | вопросы к зачету (№20-25) |
уметь | - владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде | презентация (тема предлагается), кейс (№2) | кейс (№3кэ) |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1 Основная литература
1. Еговцева, Л. Н. Коммуникативные технологии [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Еговцева, К. Н. Крашенинникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2014. - 109 с.http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/14/p482039.pdf 50 экз.
2. Коммуникативные технологии [Текст]: рабочая тетрадь / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т; [сост.: Л. Н. Еговцева, К. Н. Крашенинникова]. - Екатеринбург : [Издательство УрГЭУ], 2015. - 58 с.http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/15/p484251.pdf 120 экз.
3. Современные информационно-коммуникационные технологии для успешного ведения бизнеса [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. Д, Романова [и др.]. - Москва: ИНФРА-М", 2014. - 279 с. http://znanium.com/go.php?id=411654
8.2 Дополнительная литература
1. Загоруля, Т. Б. Организационное поведение: педагогический аспект: учебное пособие / Т. Б. Загоруля; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т, Ин-т непрерыв. образования, Фак. сокращ. подгот. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2015. - 324 с. 10 экз.
2. Комарова, Л. В. Технологии делового общения в управленческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Комарова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - Изд. 2-е, стер. - Москва: Издательство РАГС, 2010. - 147 с. 50 экз.
3. Титова, Л. Г. Технологии делового общения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. (080100) / Л. Г. Титова. - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 239 с. 61 экз.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
HR-Journal.ru - http://www.hr-journal.ru/
Административно-управленческий портал - http://www.aup.ru/
Директор-Инфо - http://www.directorinfo.ru/
Корпоративный менеджмент - http://www.cfin.ru
Новый менеджмент (эл. журнал) - http://www.new-management.info/
Проблемы современной экономики - http://www.m-economy.ru/
Российский журнал менеджмента - http://www.rjm.ru/
Управление изменениями в компании - http://markus.spb.ru
Для успешного освоения дисциплины студенты используют следующие программные средства:
Название | Источник | Актуальность | Формы использования | Доступность для студентов |
Справочно-правовая система ГАРАНТ | Лицензионная, установлена в УрГЭУ, | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Обучение, Поиск информации | Доступно в локальной сети УрГЭУ |
Справочно-правовая система ГАРАНТ, интернет-версия ГАРАНТ-студент | http://student.garant.ru/ | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет |
Справочно-правовая система ГАРАНТ, интернет-версия «Основные нормативные акты» | http://www.garant.ru/ | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет круглосуточно | |
Справочно-правовая система ГАРАНТ, интернет-версия «Законодательство России» | http://www.garant.ru/ | Обновляется ежедневно | Самостоятельная работа, Поиск информации | Доступно в сети Интернет: в выходные 24 часа, в будни с 20-00 до 2-00 |
Тесты | Инструментарий Портала электронных образовательных ресурсов, подготовлены автором | Обновляются 1 раз в семестр | Контроль знаний Самопроверка | Доступно для пользователей ПЭОР |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с темой (включая компетенции), обучающимся необходимо определить варианты самоподготовки, осуществить самооценку, затем проанализировать свой результат с оценкой преподавателя
№ п/п | Тема | Компетенции | Самоподготовка | Самооценка | Оценивание преподавателем (в баллах) |
1. | Коммуникативные технологии: понятие, сущность и функции | ОК-5 ПК-2 | · Изучение основной и дополнительной литературы по теме · Использование интернет-ресурсов · Составление опорного конспекта по теме | Степень осмысления прочитанной литературы определяется умением составить опорный конспект, обнаружением знания основных понятий коммуникативных технологий | 3 балла |
2. | Межличностная коммуникация и коммуникация в малых группах | ОК-5 ПК-2 | · Самостоятельное решение (либо по аналогии) кейса по изученной теме · Разработка собственного кейса | Определение положительного результата при решении и разработке кейса | 4 балла |
3. | Презентации и самопрезентации. Публичное выступление | ОК-5 ПК-2 | · Подготовка ответов на вопросы по контрольной работе · Формулировка вопросов по изученным темам, либо составление кроссворда | Самопроверка полученных ответов на вопросы по заданным темам, либо в кроссворде | 4 балла |
4. | Массовая коммуникация | ОК-5 ПК-2 | · Изучение дополнительной литературы по теме · Написание эссе по теме | Осмысление текста с позиций «Я» и «не-Я» (по Бахтину), критический самоанализ эссе | 6 баллов |
5. | Искусство публичного спора | ПК-2 ОПК-4 | · Самостоятельное решение (либо по аналогии) кейса по изученной теме · Разработка собственного кейса | Определение положительного результата при решении и разработке кейса | 4 балла |
6. | Коммуникации в организациях | ПК-2 ОК-5 | · Применение алгоритма при разработке проекта · Подбор эмпирической и теоретической информации в рамках проекта | Рефлексия при представлении проекта, критический самоанализ | 7 баллов |
7. | Основные виды современного делового общения | ОПК-4 ОК-5 | · Изучение основной и дополнительной литературы · Повторение изученного материала по конспектам | Самопроверка полученных ответов на вопросы по заданным темам | 5 баллов |
8. | Межкультурная коммуникация | ОК-5 ОПК-4 | · Сбор информации для презентации · Репетиционное представление презентации | Рефлексия при представлении презентации, критический самоанализ | 8 баллов |
9. | Электронные коммуникации и видеотехнологии | ОПК-4 ОК-5 | · Самостоятельное решение (либо по аналогии) кейса по изученной теме · Разработка собственного кейса | Определение положительного результата при решении и разработке кейса | 4 балла |
10. | Гендерная коммуникация | ОК-5 ОПК-4 | · Подготовка сообщения по предполагаемой теме деловой игры, декламировние · Ознакомление с правилами деловой игры | Определение положительного результата в процессе игры, самоактуализация, реализация творческого потенциала | 7 баллов |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Реализация программы «Коммуникативные технологии» предполагает использование следующих педагогических технологий:
Структурно-логические технологии обучения. Они представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому и наоборот.
Игровые технологии. Эти технологии представляют собой игровую форму взаимодействия субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов) через реализацию определенного сюжета (игры, делового общения). В процессе обучения используются разные виды игр: занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные и другие.
Компьютерные технологии. Они реализуются в рамках системы «преподаватель – компьютер – студент» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих, развивающих и др.).
Диалоговые технологии. Этот вид технологии связан с созданием коммуникативной среды, с расширением пространства сотрудничества на уровне «преподаватель – студент», «студент – студент», «преподаватель –автор», «студент – автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач (диалог/полилог; дебаты).
Тренинговые технологии – это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты; кейсы; практические упражнения).
Проектная технология дает студенту возможность учиться в соответствии с его способностями, содействует реализации творческих сил на основе межличностных отношений сотрудничества между студентами и преподавателем. Используется на семинарских, практических занятиях и при выполнении самостоятельной работы.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам:
- оборудованные кабинеты и аудитории,
- компьютерные классы,
- аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент(уровень бакалавриата)
Направленность (профиль) Все профили
Автор: Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент кафедры менеджмента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С. А. Рогожин
Рабочая программа дисциплины
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)
Направленность (профиль)
Все профили
Автор: Загоруля Т.Б., к.п.н., доцент
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
менеджмента | менеджмента | |||
(название кафедры) | (название института) | |||
Зав.кафедрой | Председатель | |||
(подпись) | (подпись) | |||
Рябцев А.Ю. | Коковихин А.Ю. | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) | |||
(Дата) | (Дата) | |||
Екатеринбург
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Коммуникативные технологии» является получение теоретических знаний и формирование практических навыков по применению современных коммуникативных технологий и методов, необходимых для эффективного и профессионального управления на всех уровнях.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
Шифр компетенции | Результаты обучения | Уровень (этап) формирования компетенции | |
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | знать | - правила коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; - современные технические средства и информационные технологии для решения коммуникативных задач; - о коммуникационных сетях и каналах в организации | 2 - пороговый |
уметь | - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; - анализировать взаимодействие приёмов и способов воздействия на персонал в коллективе; - использовать устные и письменные формы на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | ||
ОПК-4 способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | знать | - современные концепции и модели коммуникации; -коммуникативные технологии и методы; -законы и категории теории коммуникации; -генезис массовых коммуникаций, коммуникативные революции; - основы семиотической коммуникации: прагматика, семантика, синтактика; -факторы повышения эффективности коммуникации | 3 - базовый |
уметь | -применять техники эффективных деловых коммуникаций; -уметь убеждать и вести деловые переговоры; - использовать стратегический и оперативный инструментарий в коммуникативном пространстве; - осуществлять профилактику типичных управленческих ошибок в коммуникациях | ||
ПК- 2 владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде | знать | - о различных способах разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде; - о причинах и последствиях конфликтных ситуаций в организации | 3 - базовый |
уметь | - владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде |
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Коммуникативные технологии» включена в профессиональный цикл, дисциплины по выбору учебного плана подготовки студентов.
Учебная дисциплина «Коммуникативные технологии» тесно взаимосвязана с другими курсами и базируется на знаниях, полученных при изучении таких учебных дисциплин, как: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом».
Знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Коммуникативные технологии», используются при прохождении производственной практики, написании выпускных квалификационных работ.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и умениями:
Знать: | - современные концепции и модели коммуникации; -коммуникативные технологии и методы; -законы и категории теории коммуникации; -генезис массовых коммуникаций, коммуникативные революции; - о различных способах разрешения конфликтных ситуаций; - о причинах и последствиях конфликтных ситуаций в организации |
Уметь: | -применять техники эффективных деловых коммуникаций; -уметь убеждать и вести деловые переговоры; - использовать стратегический и оперативный инструментарий в коммуникативном пространстве; - осуществлять профилактику управленч |