Психологический анализ черт характера

Цель и практическая значимость работы

Проанализировать развитие и сформированность черт характера, проявляющихся в учебной, спортивной, физкультурной, общественной деятельности учащегося, а также в отношениях к людям, к себе, к материальным ценностям. Научиться пользоваться порта­тивными методиками изучения личности.

Материал

Анкета с перечнем полярных черт характера и шкалой оценки их выраженности.

Рекомендуемая шкала оценки в баллах:

1_____2______3_______4_______5_______6_______7

Интерпретация бальных оценок:

1,7 – весьма отчетливо проявляется;

2,6 – отчетливо проявляется;

3,5 – слабо проявляется;

4 – трудно сказать нечто определенное.

АНКЕТА

Виды отношения к деятельности

    №     Черты характера Учебной Спортивной Общественной Физкультурной К людям К себе Материальным ценностям     Противополож­ные черты ха­рактера
Бережливость               Расточитель­ность
Внимательность               Рассеянность
Доброта               Злость
Коллективизм               Индивидуализм
Общительность               Замкнутость
Принципиальность               Беспринцип­ность
Самокритичность               Не самокритич­ность
Сообразительность               Несообразитель­ность
Требовательность               Нетребователь­ность
Трудолюбие               Лень
Честность               Бесчестие

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Один из учащихся является объектом исследования черт характера, студент практикант – экспертом. Избранный вами ученик (объ­ект исследования) читая пункт ха пунктом анкету с перечнем черт характера должен оценить, согласно приложенной шкале оценок, степень развития и проявления у себя каждой черты характера применительно к четырем видам отношений: к разным видам деятельности (учебной, спортивной, обществен­ной), к другим людям, к себе, к материальным ценностям. Аналогичную про­цедуру выполняет студент практикант-эксперт по отношению к объекту (уча­щемуся) исследования. Оценки проставляются в соответствующую графу анке­ты. Таким образом, при оценке испытуемого имеются две анкеты: с показате­лями самооценки и оценкой практиканта-эксперта. В заключение высчитыва­ются средние оценки каждой черты характера.

Завершение работы

Студент-практикант дает письменное заключение о развитии и выраженности изучавшихся черт характера, указав при этом общий уровень развития той или иной черты (например, трудолюбия). Целесообразно отметить ее специфическое развитие применительно к конкретному виду деятельности (учебной, спортивной, физкультурной, общественной) указать на гармоничность или противоречивость в её проявлении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

ТЕСТ-ОПРОСНИК МУН

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомни­те, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же отно­сительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая по долгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на ус­пех.

2. В деятельности обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершено не выполни­мые задания.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целе­устремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничении вре­мени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспекти­ву.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутству­ет внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завы­шенные, но достижимые цели, нежели стремится к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягатель­ность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач, я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неуда­чи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 14, 16, 18, 19, 20.

НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

ОБРАБОТКА И КРИТЕРИИ

За каждое совпадение с ключом дается 1 балл. Подсчитывается общее количе­ство набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагно­стируется мотивация боязни неудач.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диаг­ностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то сле­дует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен, при этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мо­тивации, боязни неудач, тогда как при количестве баллов 12-13 к мотивации успеха.

Перечень документов к отчёту по производственной практике (педагогической) в общеобразовательных школах.

1. Индивидуальный план работы практиканта.

2. График прохождения учебного материала.

3. Календарно-тематический план

4. Дневник-отчёт практиканта.

5. Конспект урока по физической культуре и спорта -12 конспектов

6. План-конспект учебно-тренировочного занятия по виду спорта-3 конспекта.

7. Педагогический анализ урока-4 анализа.

8. Хронометраж деятельности учащегося на уроке физической культуры.

9. Пульсометрия учащегося на уроке физической культуры.

10. Беседа на спортивную тему.

11. Отчёт о практике.

Наши рекомендации