Психологический анализ черт характера
Цель и практическая значимость работы
Проанализировать развитие и сформированность черт характера, проявляющихся в учебной, спортивной, физкультурной, общественной деятельности учащегося, а также в отношениях к людям, к себе, к материальным ценностям. Научиться пользоваться портативными методиками изучения личности.
Материал
Анкета с перечнем полярных черт характера и шкалой оценки их выраженности.
Рекомендуемая шкала оценки в баллах:
1_____2______3_______4_______5_______6_______7
Интерпретация бальных оценок:
1,7 – весьма отчетливо проявляется;
2,6 – отчетливо проявляется;
3,5 – слабо проявляется;
4 – трудно сказать нечто определенное.
АНКЕТА
Виды отношения к деятельности
№ | Черты характера | Учебной | Спортивной | Общественной | Физкультурной | К людям | К себе | Материальным ценностям | Противоположные черты характера |
Бережливость | Расточительность | ||||||||
Внимательность | Рассеянность | ||||||||
Доброта | Злость | ||||||||
Коллективизм | Индивидуализм | ||||||||
Общительность | Замкнутость | ||||||||
Принципиальность | Беспринципность | ||||||||
Самокритичность | Не самокритичность | ||||||||
Сообразительность | Несообразительность | ||||||||
Требовательность | Нетребовательность | ||||||||
Трудолюбие | Лень | ||||||||
Честность | Бесчестие |
МЕТОДИКА РАБОТЫ
Один из учащихся является объектом исследования черт характера, студент практикант – экспертом. Избранный вами ученик (объект исследования) читая пункт ха пунктом анкету с перечнем черт характера должен оценить, согласно приложенной шкале оценок, степень развития и проявления у себя каждой черты характера применительно к четырем видам отношений: к разным видам деятельности (учебной, спортивной, общественной), к другим людям, к себе, к материальным ценностям. Аналогичную процедуру выполняет студент практикант-эксперт по отношению к объекту (учащемуся) исследования. Оценки проставляются в соответствующую графу анкеты. Таким образом, при оценке испытуемого имеются две анкеты: с показателями самооценки и оценкой практиканта-эксперта. В заключение высчитываются средние оценки каждой черты характера.
Завершение работы
Студент-практикант дает письменное заключение о развитии и выраженности изучавшихся черт характера, указав при этом общий уровень развития той или иной черты (например, трудолюбия). Целесообразно отметить ее специфическое развитие применительно к конкретному виду деятельности (учебной, спортивной, физкультурной, общественной) указать на гармоничность или противоречивость в её проявлении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА
ТЕСТ-ОПРОСНИК МУН
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая по долгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. В деятельности обычно активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершено не выполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничении времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее, продуманно.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремится к невозможному.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач, я склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 14, 16, 18, 19, 20.
НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА И КРИТЕРИИ
За каждое совпадение с ключом дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудач.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен, при этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 есть определенное тяготение к мотивации, боязни неудач, тогда как при количестве баллов 12-13 к мотивации успеха.
Перечень документов к отчёту по производственной практике (педагогической) в общеобразовательных школах.
1. Индивидуальный план работы практиканта.
2. График прохождения учебного материала.
3. Календарно-тематический план
4. Дневник-отчёт практиканта.
5. Конспект урока по физической культуре и спорта -12 конспектов
6. План-конспект учебно-тренировочного занятия по виду спорта-3 конспекта.
7. Педагогический анализ урока-4 анализа.
8. Хронометраж деятельности учащегося на уроке физической культуры.
9. Пульсометрия учащегося на уроке физической культуры.
10. Беседа на спортивную тему.
11. Отчёт о практике.