Конструкции и классификация конвейерных лент
Конвейерная лента состоит из каркаса, осуществляющего передачу тягового усилия, и наружных обкладок, защищающих каркас от механических и атмосферных воздействий.
По видам каркаса ленты подразделяют на
-резинотканевые, к которым условно относят и ленты из поливинилхлорида (ПВХ),
- резино - тросовые.
Рис. 18. Конструкция резинотканевой конвейерной ленты: 1 — резиновая обкладка рабочей стороны; 2 — защитная тканевая прокладка; 3 — ткань каркаса; 4 — резиновая прослойка; 5 — резиновый борт; 6 — резиновая обкладка нерабочей стороны |
Особую группу составляют ленты на основе ПВХ, предназначенные для транспортирования угля в шахтах по выработкам с углом наклона до 18е. Каркас этих лент состоит из 4—6 слоев ткани БКНЛ-150, пропитанной поливинилхлоридной композицией, и обкладок из ПВХ толщиной 1,5 мм. Ленты выпускают шириной от 600 до 1000 мм.
Рис. 19. Резинотросовая конвейерная лента: 1 — резинотросовый сердечник; 2 — наружная резиновая обкладка |
Резинотросовые ленты в зависимости от назначения выпускаются трех видов: общего назначения (РТЛ), предназначенные для эксплуатации при температуре окружающей среды от —45 до 60 0 С, огнестойкие (РТЛО), предназначенные для эксплуатации главным образом в угольной промышленности при температуре окружающей среды от —20 до 60 °С, и теплостойкие (РТЛТ), предназначенные для транспортирования аглошихты с температурой 100—150 °С на предприятиях черной металлургии. Ширина резинотросовых лент лежит в пределах 800—2500 мм.
Выбор конструкции конвейерных лент определяется рядом факторов. Оптимальной считается лента, имеющая минимальную стоимость, различные элементы которой в конкретных условиях эксплуатации характеризуются одинаковой и достаточной долговечностью
Применяемые материалы
Для изготовления конвейерных лент используются технические ткани, стальной трос, пропиточные составы и резиновые смеси. Общая тенденция в применении армирующих материалов для тягового слоя конвейерных лент — увеличение количества тканей из химических волокон, сокращение — натуральных и искусственных волокон, а также рост потребления стальных тросов.
Исходя из особенностей конструкции и эксплуатации конвейерных лент, ткани, предназначенные для силового каркаса, в первую очередь должны обладать высокой прочностью (высоким сопротивлением разрыву), причем прочность ткани по утку для изделий, стыкуемых путем сшивания, должна составлять 40 -60 % от прочности ткани по основе. Для лент, стыкуемых путем вулканизации, требования к прочности утка могут быть несколько понижены, однако ткань должна иметь достаточную каркасность в поперечном направлении. Кроме того, ткани должны характеризоваться высокими модулем растяжения по основе (малым удлинением при рабочих нагрузках), стойкостью к изгибам, истиранию и раздиру, сопротивлением действию ударных нагрузок, развитой поверхностью, хорошей резиноемкостью для обеспечения высокой прочности связи ткани с резиной, небольшой тепловой усадкой, высокой стойкостью к длительному воздействию высоких температур (для тканей, используемых в теплостойких конвейерных лентах).
Брекерные ткани, в отличие от тканей, применяемых в силовом каркасе, не несут силовую нагрузку при эксплуатации конвейерных лент, их назначение — защита верхнего обкладочного слоя ленты от скалывания при возникновении ударных нагрузок, амортизация действия этих нагрузок, предохранение бортов ленты от истирания и разлохмачивания. Брекерные ткани должны обладать высокой резиноемкостью, что достигается разрежением ткани, чтобы хорошо связываться с обкладочной резиной и тканевым сердечником ленты при вулканизации в прессе.
В соответствии с конструкцией конвейерных лент применяемые резиновые смеси можно разделить на две группы:
-для каркаса (прослоечные и промазочные) ,
-для наружных обкладок.
Резиновые смеси для каркаса должны обладать достаточно высокой пластичностью, чтобы обеспечить глубокое проникновение между нитями ткани или прядями стального троса.
К резинам для каркаса предъявляются следующие требования: высокая прочность связи с тканью или металлом и обкладочной резиной, низкие модули сдвига и твердость, высокие сопротивление раздиру и прочность при растяжении — для предотвращения расслоения ленты под действием ударных нагрузок и многократного изгиба, сохранение прочностных характеристик при повышенной температуре и после термического старения (для теплостойких конвейерных лент). Прочность связи с тканью (3,2—4,0 кН/м), с тросом (4,0—4,5 МПа), с обкладочной резиной (3,0—3,5 кН/м) обеспечивается добавлением в резиновую смесь модификаторов адгезии.
Резиновая обкладка конвейерных лент защищает каркас от атмосферных, механических, термических и прочих воздействий. Ленты могут испытывать значительные ударные нагрузки при падении крупнокусковых материалов, режущие и царапающие нагрузки при транспортировании материалов с острыми кромками, абразивный, усталостный и другие виды износа. У обкладочных резин для конвейерных лент общего назначения должны быть высокими следующие свойства: прочность при растяжении, сопротивление порезам и раздиру, износостойкость, гибкость и эластичность, коэффициент трения, прочность связи с резинотканевым каркасом, стойкость к воздействию атмосферных условий.