Это состояние Брахмана, О Партха. Достигнув его, человек
не заблуждается. Утвердившись в нем, даже в последний момент,
он обретает вечную свободу в божественном сознании.
Состояние жизни, описанное в предыдущем стихе, — говорит Господь, — это состояние космического сознания. Если человек должен достигнуть этого состояния, ему необходимо достигнуть стабильности Самосознания среди деятельности. Это влечет за собой развитие нервной системы, вместилища сознания, таким образом, чтобы она была способна сохранять Самосознание, которое трансцендентально по своей природе, одновременно с бодрствующим состоянием сознания, состоянием сна со сновидениями и глубокого сна. Процесс усовершенствования нервной системы — процесс очень тонкий, и время, необходимое для него, зависит от различных факторов индивидуальной жизни.
Когда ум выходит за пределы во время медитации, обмен веществ снижается до предела; то же самое происходит с процессом дыхания, а нервная система достигает такого состояния спокойной готовности, которое на физическом уровне соответствует состоянию блаженного сознания, или трансцендентного Бытия. Чтобы сознание в состоянии бодрствования могло сохраняться наряду с трансцендентальным сознанием-блаженством, необходимо, чтобы нервная система не утратила этого состояния спокойной готовности, соответствующего сознанию-блаженству. В то же время нервная система должна поддерживать интенсивность обмена веществ, соответствующую деятельности, происходящей в состоянии бодрствования.
Чтобы это случилось, необходима регулярная и продолжительная практика такой медитации, которая ведет к трансцендентальному сознанию. За этим должна следовать активность, так как активность после медитации вливает трансцендентальное Бытие в природу ума, а через него — во все аспекты жизни человека в относительном поле. При постоянной практике медитации это проникновение продолжает увеличиваться, и когда оно станет полным, космическое сознание будет достигнуто.
Однажды достигнув этого состояния, человек уже не может выпасть из него. Оно сохраняет нетронутым трансцендентальное сознание в поле всех относительных состояний: бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна. Таким образом, в “состоянии Брахмана”, состоянии вечной жизни, деятельность или тишина относительного существования принадлежат абсолютному Бытию.
Достигнув этого состояния, жизнь человека есть, в действительности, выражение божественной жизни. Божественная жизнь обнаруживается в индивидуальной жизни, абсолютное Бытие — на человеческом уровне, вечная свобода — внутри ограничений индивидуальности: времени, пространства и причинности. Было бы неправильно оценивать состояние космического сознания в человеке по какому-либо его проявлению в поле действия, потому что это состояние приемлет всякую деятельность, большую и малую, и, в то же время, сохраняет полную тишину. О его состоянии нельзя в принципе судить по тому, что он делает. Нет никаких внешних признаков человека, поднявшегося до этого состояния Брахмана.
Те искатели Истины, кто принял жизнь в самоотречении, естественно продолжают воздерживаться от любой деятельности в жизни, даже когда они достигли космического сознания. Этим они обязаны своему складывавшемуся веками обыкновению неучастия в деятельности. Точно так же, когда мирские люди, активно занятые во многих фазах жизни, достигают состояния космического сознания благодаря Йоге, они продолжают действовать, в основном, в силу привычки. Но независимо от того, вовлечена ли она в активную деятельность или ведет спокойную жизнь, душа, развившаяся до этого космического состояния, пребывает в вечной удовлетворенности.
Это состояние всегда неизменно, активен ли ум во время бодрствования или сна со сновидениями, или он бездействует во время глубокого сна. Это состояние вечного освобождения во время жизни здесь, на земле. Слова Господа “даже в последний момент” дают твердую убежденность в том, что осуществление цели жизни будет достигнуто благодаря учению этой главы. Арджуне было дано все, в чем он нуждается, чтобы позволить ему подняться до “вечной свободы в божественном сознании”.