Дополнительные движения праны, теджаса и оджаса

Хотя теджас локализован в корневой чакре, он иродвпга-стся сквозь все чакры, пока поселится в сердце - высшем при-бежище света пробужденного сознания.

Хотя оджас локализован в голове, он проявляет свою активность, опускаясь сквозь все тело и концентрируясь в сердце - прибежище оджаса.

Хотя прана локализована в сердце, она пронизывает все тело как основа жизненной силы. Высшая цель состоит в том, чтобы три энергии, соединившись в сердце, пропитали своими солнечными лучами всю нагну психофизическую вселенную...

Мы познакомились с тем, как тесно сочетается аюрведа с йогой и как энергии аюрведической науки отражены в тонком теле и уме. Единство ведической и тантрической науки лучше всего убеждает в этом. Очень важно, чтобы мы не только усвоили это в теории, но и иеттытали па практике. Лишь тогда мы по-настоящему откроем для себя йогу, всегда современную и практичную. Работа по исследованию древнейших традиций Вед, йоги и аюрведы будут проводиться и в дальнейшее как . дых лиц, так и ..тля групп и не только на академическом уровне, но и на уровне повседневной практики.

Благодаря Милости Божественной Матери и Йога Шакти эта книга, возможно, вдохновит и других приобщиться к данным исследованиям!

IV

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 Десять Богинь Мудрости и буддизм

1. ДЕСЯТЬ БОГИНЬ МУДРОСТИ И БУДДИЗМ

Богиня сказала: «Все, что видят ваши глаза, -это мой храм,

Все действия направлены ко мне,

Все времена - мои священные праздники.

Моя природа - во всему

Дэви Гита X. 3

Буддизм имеет естественную танттлгческую традицию, которая сохранилась главным образом в Тибете, хотя ее можно обнаружить и в других странах, где распространена буддийская махаяна (Большие Врата), преобладающая в основном в Китае и Японии. Тантрический буддизм имеет гораздо больше общего с индуизмом, чем с буддийской традицией тхеравадинов Южной Азии. Ритуальная служба (пуджа), преданное служение Божествам (бхакти), мантра-йога и акцентирование йогической практики - все эти черты характерны для индуизма и тантрического буддизма, их редко можно встретить в южном буддизме Шри-Ланки, Бирмы и Таиланда. Такие аспекты индуизма и ведической культуры, как огненный обряд (хома), аюрведическая медицина и ведическая астрология, составляют часть буддийской и особенно тибетской традтгии.

Ьуддисты, как и индийские тантрики, почитают образы Бо гинь, а Богини Тара и Чхиннамаста сохраняют такие же имена и признаки, как и в Индии. Танттлгческий буддизм обуча ет, как служить Богиням, подобным Сарасвати и Лакшми, а также Ганеше и Кубере. Важное Божество тибетского буддизма Махакала проявляется как вариация индуистского Шивы-Махакалы. Основное буддийское Божество - Бодхисаттву, или Авалокитешвару. изображают так же, как Шиву или Вишну.

ТАРА

Богиня Тара воплощает самое очевидное сходство между индуизмом и буддизмом. В буддийской традиции Тара выступает в роли Бодхисаттвы - существа, давшего клятву помогать всем, кто взывает о помощи. Бодхисаттва обладает такими же функциями, как индийские Божества, которые воплощают не просто великих существ из прошлого, но вечные космические принципы и само Сознание. Поэтому Тара в буддийской традиции означает Божественную Мать, а также творение, сохранение и разрушение миров. Буддийская Тара осуществляет ту же миссию, что и индийская Махешвари, или Махадэви. Обычно Тара представляет одну из форм Дурги, которая выступает в роли самой главной Божественной Матери. В такой ипостаси Дургу-Тару можно рассматривать как важнейшую Богиню индуизма и буддизма. Слово «тара» является древнейшим санскритским термином и восходит к Яджурведе (ранним текстам прабуддийской эры), указывая на мужской аспект Господа Шивы, который выводит нас из мрака и освобождает от скорби:

Почтение освободительнице (Таре), Источнику счастья и восторга, Умиротворению и блаженству, Почтение благоприятному (Шиве) и Абсолютному Благу.

ТайттирияСамхита IV. 5.8

Впервые имя Тары встречается в одноименном разделе Вед в великой мантре прославления Шивы (НАМАХ ШИВАЯ) Эта мантра также впервые упоминается в Ведах как одно из семи основных имен этого Божества. Тарини (или Тара) буквально означает «спасительница». В Махабхарате этим именем называют Дургу: Арджуна, например, перед началом битвы обращается к Дурге и просит ее помощи в победе над врагом. Основная функция Дурги, как и Тары, заключается в том, чтобы спасать и освобождать людей от проблем. Поэтому служение Дурге-Таре и Шиве — это части одной и той же традиции, которая восходит к ведическим временам. Как в буддизме, так и в индуизме мудрость олицетворяет ладья, которая помогает пересечь полный опасностей океан самсары (перерождений). И мудрость, и ладья на сан скрите выражают женский аспект, а буддийский термин мудрости «праджна» также является ведическим по происхождению и часто упоминается в Упанишадах наряду со многими другими понятиями, акцентирующими женский аспект мудрости (напри мер, медха, дат, мати, маниша, вак, вани, нау и др.). Мантру, посвященную Дурге, можно встретить в приложении к Риге еде:

Дваждырождснный возродил в себе огонь мудрости и почитает прекрасную и благородную огненную Богиню-Ладью, которая помогает пересечь (тараяти) весь океан испытаний.

Ригведа. Паришищтхани, 26. 8

Древние ведические и пра буддийские тексты (например, Айтарея Брахмана УТЛ, 14) повествуют о ведической стране, расположенной «за Гималаями», тем самым намекая па то, что Тибет ранее был страной ведической культуры. В прабуддий-ской тибетской религии бон, как известно, очень много элементов ведических и индийских учений, близких к шайвизму.

Буддийская медитативная форма Тары похожа на индийскую форму Лакнтми. Обеих обычно изображают в сидячей позе с опущенной правой ногой, с благословляющими жестами и двумя лотосами с каждой стороны. Единственное различие между ними состоит в том, что у буддийской Тары кончик указательного пальца соприкасается с большим, а у Лакшми ладони раскрыты. Индийская Тара напоминает Кали, как что уже указывалось в соответствующем разделе книги, а буддийская Тара как основная форма Богини обладает многими функциями Божественной Матери, которую в индуизме олицетворяют Лакшми, или Сарасвати. Следовательно, формы и функции Тары в индуизме и буддизме являются средствами для служения им, и нет между ними существенных отличий. Явное сходство между двумя Тарами указывает скорее на род и заимствование. Буддийская мантра Таре подобна индийским мантрам:

ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СВАХА!

Мантра начинается с СМ и заканчивается словом СВАХА, сяк к ведических мантрах. Таким образом, обе традиции отра жают общую ведическую основу и восходят к йогической культуре и тантре. Отдельные различия между ними поверхностны и незначительны. Такие понятия, как карма, дхарма или нирвапа а также формы Богов и Богинь присутствую! в обе их традициях, что еще раз подчеркивает пршадлежность к общим культуре и языку. Индуизм и буддизм следуют одним и тем же правилам изображения Богинь, икон, орнаментов, одежд, поз, жестов, методам ритуальной службы, использованию мантр, янтр и других практик.

ЧХИННАМАСТА - ВАДЖРА ЙОГИНЯ

Женский аспект йоги как в буддизме, так и в индуизме воплощают Йогини. Если в буддизме Йогини, подобные Бодхи-саттве, являются духами, которые направляют нас в йогиче-кой практике, -о в индуизме Они исполняют роль свирепых Богинь в формах Кали. Главная буддийская Йогиня - Ваджра Йогиня, олицетворяющая Ваджра Саттву (алмазное существо)[6],которое выступает в роли важнейшего Божества ваджраяны[7]. Ваджра Йогиню буддисты изображают точно так же, как индусы - Чхиннамасту: обезглавленное туловище держит в одной руке голову, которая пьет собственную кровь. Индийскую Чхиннамасту тоже называют Ваджра Вайрочани (сверкающей, как удар молнии). Это Божество соответствует ведическому Индре. Однако следует отличать ведического Индру от Индры эпохи позднего индуизма и буддизма, когда он превратился в Господа, управляющего всеми Богами неба. Ведический Индра также почитался как Высший Бог, но он наделял просвещением, и главной его целью было расположить к себе Солнце -символ Атмана или природы Я:

Истину нашел Индра! Она в том, что Солнце живет во мраке.

Вишвамитра Ригведа III, 39. 5

Следовательно, буддийское служение Ваджра Йогине и Ваджра Саттве - это поздняя форма служения высшему ведическому Божеству Индре и его Супруге.

Наши рекомендации