Происхождение концепции десяти богинь
Первое упоминание о десяти Богинях восходит к Шива Пу-ране (см. V. 50). Согласно этому преданию, демон Дургама по милости Создателя Брахмы обрел власть над Бедами и смог покорить Вселенную, после чего вся Земля была поражена на многие годы страшной засухой. Все существа испытывали невероятные страдания. Боги посовещались и решили послать для спасения Земли Богиню, которая всегда удовлетворяет просьбы преданных себе. Богиня поначалу остановила засуху, а затем напоила всю Землю водой. После этого Боги попросили Богиню сокрушить великого демона и восстановить авторитет Вед. Сражаясь с демоном, Богиня разделилась на десять Богинь, каждая из которых также разделилась на бесчисленное множество Богинь. Так был побежден демон и восстановлены Веды. Поскольку Богиня уничтожила демона Дургама, Ее стали называть Дургой.
Десять Мудрых Богинь изначально связаны с мифом о восстановлении Вед, авторитет которых периодически падал вследствие деградации людей и коррупции. Однако от Вед до Тантр связь никогда не прерывалась благодаря Силам Богинь, олицетворяющим искусство тантрических учений и медитативных практик. Богини воплощают Слово и Дух Божественных Вед и постоянно обновляют и освежают Их пред лицом Времени и Смерти.
1. КАЛИ - БОГИНЯ ЙОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
ОМ: О грозная Кали, не знающая поражений, Благодетельница наша с черепом в руках, о Источник мира, всепрощения, опоры и Божественная жертва,
Слава, Слава Тебе!
Ты - Сама Победа, устраняющая все преграды! Ты рассеиваешь болезнь, скорбь, бедствия И Собой пропитываешь все! Слава Тебе, олицетворение мрачного времени!
Махатмья, Аргала Стотра 1-2, Маркандея-Пурана
Из всех Богинь Индии Кали - наиболее мистическая и непостижимая. Это - мрачная, деструктивная, ужасающая и непредсказуемая Богиня. Силы разрушения и смерти - это Ее силы, и потому она остается чуждой для многих эстетических почитателей. Кали не похожа ни на прекрасную мадонну, ни на соблазнительную женщину, скорее Она - загадка, мрачная тайна, страшное проклятие и постоянная угроза. И вместе с тем Кали -это таинственное очарование, которое успокаивает сердца в большей степени, чем это делают другие Богини. Кали словно говорит нам: недостаточно формально поклоняться возвышенному, необходдьмопройт11СквозьужасР1ое,чтобыпо-настояще-му оценить возвышенное. И в этом Ее очарование. Известно, что великий святой Парамахамса Рамакришна всю свою жизнь посвятил служению и почитанию великой Богини Кали, но мало известно о том, что именно олицетворяет Кали. Все, что нас сегодня восхищает в Рамакришне, по существу, ему даровала Кали. Таким образом, когда мы с готовностью принимаем идею универсальности Духа, о чем так пламенно говорил Ра-макришна, это означает, что мы с готовностью принимаем дары Кали.
КАЛИ И ВРЕМЯ
Санскритское слово «кали» буквально означает «время», когда хотят акцентировать женскую природу времени. Мужская же природа времени обозначается словом «кала». Всем понятно, что время представляет важнейший фактор Вселенной, которая постоянно меняется. Вселенная вечно продуцирует бесконечное множество разнообразных форм, но само Время остается неизменным, хотя люди привыкли его градуировать на прошлое, настоящее и будущее.
Таким образом, вечное и неизменное Время - это сущность, субстанция, которая способна проявлять невечные и из менчивые формы, оставаясь по ту сторону всех проявлений. Точно так же и постоянство фактора движения сокрыто по ту сторону различных направлений движения. Образы времени отражаются в зеркале вечного Времени и не способны изменить его постоянной природы. В лоне этого Времени мы рождаемся, живем и умираем, и сквозь рождения и смерти мы приходим к пониманию высшего предназначения Времени, погружаясь в его вечность. Кали символизирует спиральный процесс развития, изменения и перехода за пределы проявленных форм.
«Все это хорошо, - скажете вы, - но зачем нам представлять Время, как Богиню?» Конечно, Абсолютное Время можно представлять по-разному, спору нет, но то, что оно не абстрактно, - это совершенно очевидно.
Следовательно, Время - это некое жизненное поле, сознательная энергия, матрица или межклеточная сущность, энергетический поток или универсальная абсолютная матка, и почему бы нам не оплодотворить наше воображение этим представлением? Можно также размышлять о том, что Время - это выражение Космического Разума, что это - дыхание Космического Духа, подлинная сущность нашего опыта, ритм самой жизни, а не просто математическая величина. Что мы без времени?
Время - наша Мать, Источник, Первая и Последняя Обитель. Вместе с тем время - Мать, которая пожирает собственных детей (самый ужасный из аспектов Кали) и с восторгом отождествляет их с Собой. В процессе приобретения жизненного опыта мы постоянно ощущаем дыхание времени и наделяем его своими чувствами, потому что время - это врожденные чувство и сознание. Мы с ностальгией смотрим в прошлое, даже если оно принесло нам много испытаний, и обращаемся с надеждой к будущему, потому что время - это рождение и смерть, развитие и увядание, что является сущностью земного бытия.
Поскольку время - наша жизнь, мы относимся к нему, как к своей собственности, и боимся утратить ее. Однако Кали отвечает нам, что только с утратой нашей привязанности к времени мы сможем властвовать над ним и обрести бессмертие. Женская природа времени проявляется в том, как мы привлекаемся этой вечной природой. Поэтому почитание и поклонение Кали следует понимать как погружение в Вечность, когда все формы поглощаются Вечностью или Сат (вечным Бытием). Время привлекает нас к своим бесчисленным проявленным формам и отвлекает от них притяжением к универсальной и непроявленной Абсолютной форме.
Созидание и разрушение
Нет созидания без разрушения. Новое начинает свое существование, когда отмирает старое. Символом разрушения является Богиня Кали, которая уничтожает до тех пор, пока не останется только один Шива. Для нашего духовного пробуждения нам необходимо сначала разрушить привязанность к материальным объектам, выйти за пределы ограниченного знания и ложного самоотождествления, а затем позволить Богу управлять нами. Лишь наша собственная инициатива может избавить нас от невежества и скорби. Именно Кали олицетворяет Силу, которая принимает подобный дар. Мы не просто существуем во времени, но являемся частью этого времени, и мы не просто осознаем изменения, происходящие в нашем теле и уме, но и являемся этими изменениями на шкале вечного и неизменного Времени. По мере роста нашего сознания мы расширяем его ограниченные пределы и все больше отождествляемся с Кали, которая разрушает Вселенную вместе с нами для последующего обновления вечной Жизни Тогда каждое наше чувство, каждая наша мысль и каждое наше дыхание есть жизнь Кали.
Кали как жизнь и смерть
Время - это жизнь, а жизнь - это наше движение во времени. С помощью нашей жизненной силы (праны) мы ощущаем время. Таким образом, Кали является также символом праны, или жизненной энергии. Лишь благодаря этой силе мы живем, мыслим и чувствуем. Эта сила воплощена в крови. Следовательно, Кали непосредственно связана с кровью, которая истощается, портится и обновляется. Однако время - это не только жизнь, но и смерть, которая в действительности пресекает существование того, что не обладает постоянной реальностью. Она уничтожает несущественное, чтобы обнажить существенное. Смерть отдельного «я» - это всего лишь путь к вечной жизни. Жизнь и смерть - ритмы времени, отлив и прилив вечного моря. Кали - это жизнь, которая существует в смерти, и смерть, которая существует в жизни. Осознавать жизнь в смерти и смерть в жизни - означает медитацию на Кали. Умирать ежедневно, т.е. умирать для всех забот и тревог, мыслей и чувств, амбиций и уничижений, любви и ненависти, - значит, регулярно поклоняться Кали, сжигая в огне отречения все привязанности. Следует жить так, как если бы каждый день был нашим последним днем, и тогда каждый новый день станет новым рождением. Иными словами, смерть -это всего лишь отдельные гримасы жизни и, стало быть, Кали лишь срывает эти маски, чтобы человек смог увидеть ЗА ними подлинную сущность. Кали является смертью во всех ее формах и на всех уровнях, но прежде всего - смертью отдельного «я», обособленной индивидуальности. Недаром Кали иногда изображают танцующей в огне крематория, что символизирует наше возвращение в Вечность.
Относиться к смерти медитативно — этому искусству обучала не только Индия, но и Египет, и Тибет (вспомните Египетскую Книгу Мертвых или Тибетскую Книгу Смерти). Все эти поучения нацелены не столько на то, чтобы подготовить человека к переходу в инобытие, сколько на действительное осуществление психологической смерти, смерти отдельной личности для воссоединения ее с Божественной Сущностью внутри человека. Б этом и заключается великая миссия Кали.
КАЛИ КАК CAT, ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЕПрана, или жизненная сила, заключенная в нас, принуждает нас жить и стремиться к дальнейшей жизни. Мы не хотим умирать потому, что вечная и неизменная наша сущность не умирает и не может умереть Кали одаривает каждого из нас таким бессмертием. Только то может оставаться бессмертным, что обладает бессмертием, но все тленное и преходящее неизбежно исчезнет, хотим мы этого или нет. Чтобы достичь Вечности, или Кали, в жертву следует принести нашу смертную природу. Все мы должны умереть. Все мы со смертью утратим свои привязанности, даже свое тело и ум. Как бы мы ни дорожили кем-то или чем-то, все равно придется с этим расстаться навсегда Мы обречены на крушение всех наших надежд на земное вечное благополучие. Уже при жизни мы вынуждены распрощаться с некоторыми иллюзиями. Если мы добровольно отрекаемся от наших привязанностей при жизни, нас ждет бессмертие, но если внешние силы принуждают нас к этому - нам суждено вновь и вновь рождаться, чтобы удовлетворить неутоленные желания.
КАЛИ КАК НИРВАНА
Кали как олицетворение смерти нейтрализует все желания и растворяет их в царстве нерождаемости, непроявленности и бесформенности. Кали развивает формы лишь затем, чтобы показать их бренную сущность и увести нас за пределы этих форм. Когда сила Кали пробуждается в человеке, он начинает сознательно избавляться от всех ограничений и привязанностей, продвигаясь к нирване, или шакти Кали, как к своему последнему прибежищу.
КАЛИ КАК ВОЗДУХ
В космическом смысле Кали ассоциируется с одним из пяти первоэлементов (с воздухом, или вайю), а с точки зрения аюрведы Кали олицетворяет темперамент ваты. Кали проявляет Себя, как электрическая сила в разрядах молнии и грома, и пронизывает Вселенную потенциальной энергией трансформации. Эта сила непредсказуема, молниеносна и мгновенно воплощается в преобразующих формах изменений. Кали называют темной и мрачной, а между тем Она приносит свет, озарение и трансцендентные преобразования. Она подобна мрачной грозовой туче, которая внезапно выстреливает из себя зигзаги ослепительного огня и все вокруг оглушительно сотрясается от треска и грохота. Своим сверкающим сиянием Кали затмевает свет иллюзорных истин точно так же, как сияние восходящего солнца затмевает свет мерцающих звезд и ночной луны. Таким образом, Кали словно воочию показывает нам тщетность нашей привязанности к мнимому свету, озаряя его ослепительным сверкающим сиянием, которое поглощает все вокруг.
Выше уже было сказано о том, что воздух в форме праны и дыхания существует в человеческом теле как неотъемлемый признак присутствия Кали. Следовательно, то, что мы считаем «своим», в действительности принадлежит Божественной Матери Кали, которая забирает свою энергию у нас в момент смерти, чтобы отправить эту силу в путешествие по тонким мирам. Таков великий ритм жизни и смерти.
КАЛИ КАК СВЕРШЕНИЕ
Действие и преобразование действия (крия-шакти) являются характерными свойствами Кали. Время и жизненная сила могут как разрушать, так и созидать. То, что совершает Кали, не просто действие, а духовное свершение, которое переплавляет наше перерождение в чистое сознание. Ради этого она наделяет энергией и направляет нас, если мы подчиняемся Ей. Отсюда следует, что если мы желаем выполнить любое значительное действие, особенно йогическое, нам необходимо искать милости Матери Кали, и тогда Ее сила со временем заполнит все наше существо и радикально его преобразит.
КАЛИ КАК КРАСОТА
Кали - это красота, ибо время и энергия обладают всем, что преобразовывает и совершенствует. Движение, ритм, танец и жизненная сила непосредственно связаны с богиней Кали и красотой. Красота не ограничивается только возвышенным - в ней есть ужас, страх и даже смерть. Прекрасная женщина может очаровать мужчину, вскружить ему голову, свести с ума и даже лишить жизни. Кали также является недостижимой Богиней, которая внушает безответную любовь и разворачивает Божественную мистерию в царстве форм. Мы не можем окончательно найти забвение и полное умиротворение ни в одной форме, потому что ищем лишь чистое сознание там, где его нет... Чистое сознание - вне форм проявления. Чем больше мы вовлекаем наше сознание в поиск красоты вовне, тем больше удаляемся от судьбы духовной и приближаемся к судьбе телесной смерти, но если мы направляем сознание на поиск красоты внутри нас, то уходим от телесности и приближаемся к духовному бессмертию.
Божественная красота ужасна потому, что она обесцвечивает земную красоту и славу смертной жизни. Форма лишь отражает красоту подобно тому, как прекрасное солнце отражается в болоте. Но в болоте солнца нет, как нет и красоты в изменчивой и бренной форме. Красота принадлежит Вечности. Когда увядает цветок, в нем уже нет красоты, хотя его форма отражала красоту.
КАЛИ И ШИВА
Кали - супруга Господа Шивы и Его энергия. Кала, или Вечное Время, - это иное имя Шивы. Если энергия Шивы -Кали всегда активна и мотивирована, то Шива - это трансцендентальная Реальность, которая выше всех действий и мотивов. Кали - это поток милости, истекающий из сердца Шивы. Кто привлекается этим потоком, того Шива уводит в свою вечную обитель бессмертия. Шива олицетворяет труп, на котором танцует Кали, проявляя жизнь и энергию Шивы. В этом неудержимом танце Кали предстает пред нами то в одной форме, то в другой. Таким образом, Она не представляег собой божество или идола, придуманного каким-то вероучением, но означает объективное изображение существенной Реальности в символической форме.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ
Одна часть Кали ориентирована на внешнее и локализована в левой груди, в области сердца, охватывая как само сердце, так и всю систему кровоснабжения. Эту форму Кали традиционно называют Ракта-Кали, или Красной Кали. Другая часть Кали, Бхадра-Кали, расположена в правой груди, в духовном сердце, и ориентирована на внутреннее, т.е. на самореализацию. Кали присутствует в обеих частях, и, стало быть, есть еще третья, промежуточная Кали, или Парамадхьяма-Ка-ли, которая соединяет внешнее и внутреннее воедино.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА
У Кали темно-синее тело, украшенное гирляндой черепов. Из смеющегося рта высунут длинный язык и видны два клыка. У Нее четыре руки: в одной Она держит острый серп для отсечения голов; в другой - отрубленную голову, из которой обильно льется кровь; третья благословляет, а четвертая дарует бесстрашие. Юбка Кали скроена из отрубленных человеческих рук, а сама Кали танцует на трупе Господа Шивы, попирая Его ногами. Что все это означает?
Темно-синий цвет - это цвет бесконечного Космоса, Веч ного Времени и Смерти. Кали способна преобразовывать эти три фактора непроявленного мира в мир проявленный.
Острый серп - это символ отсечения эгоизма. Для несведущего отсечение эгоизма подобно смерти, а для мудрого - это новая и подлинная жизнь, оплодотворенная духовным Знанием, которое отличает вечное от невечного и разрывает узы рабства.
Гирлянда черепов - это все творения мира, как и все его воплощения, которые обречены на смерть.
Отрезанная голова в руке Кали выражает гибельную идею отождествления духа с телом.
Юбка из отрубленных рук указывает на то, что Кали господствует над всеми действиями.
Труп, на котором пляшет Кали, означает инертную природу материи, лишенной жизненной силы. Кроме того, труп означает трансцендентную и неактивную природу чистого сознания как источника жизненной силы. Кали иногда изображают старухой или ведьмой, а иногда - очаровательной игривой девушкой. Порой Кали танцует, порой сидит или стоит.
МАНТРА
Коренной основой мантры Кали, или Ее семенем, является слог КРИМ, который переводится как «крия» (действие). Простое повторение этого слога указывает на почитание Кали. Однако полная мантра такова:
КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ ДАКШИНЕ КААЛИКЕ КРИМ КРИМ КРИМ ХУУМ ХУУМ ХРИМ ХРИМ СВААХАА!
ХУУМ - мантра ярости, гнева и отречения. Этот слог используется также для пробуждения духовного огня и самореализации;
ХРИМ - мантра Божественной красоты, милосердия, очищения и преобразований;
ДЛКШИНЛ это та энергия Кали, которая отличает праведные мысли, слова и действия от неправедных;
КАЛИКА - иное имя Кали;
СБААХАА - мантра посвящения в Божественное Сознание.
Мантра КРИМ повторяется несколько раз для того, чтобы направить все наши усилия на внутреннее преображение энергий ХУУМ в экстатическую энергию ХРИМ.
Душой мантры Кали является Махакала или Господь Шива, олицетворение Вечного Времени. Лишь время может подтвердить, выстоим ли мы в испытаниях или нет. Наряду с мантрой Кали иногда используется и Кали Янтра. Помимо основной мантры применяют также и другую мантру, посвященную Чамунде, или свирепой форме Кали, о которой повествуется в предании «Дэви Махатмья»:
ОМ АЙМ ХРИМ КЛИМ ЧААМУНДААЯЙ ВИЧЧЕ СВААХАА!
Эта мантра начинается с Божественного слога ОМ, после которого следуют:
слог АЙМ (мантра Сарасвати, или мудрости); слог ХРИМ (мантра Парвати, или чистоты); слог КЛИМ (Кали);
слово СВААХАА - обращение к Чамунде; слово ВИЧЧЕ (означает «отсечь», т.е. эгоизм).
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ
Существует несколько медитативных методов приближения к осознанию и почитанию Кали. Наиболее популярным является метод пранаямы, или молчаливого контроля над дыханием, в результате чего практикующий достигает и самореализации, и долголетия. Из всех мантр, используемых в этом методе, наиболее естественной и эффективной является мантра СО ХАМ. Санскритский звук СО означает «взять, удержать» и сопровождает вдох, а звук ХА, означающий «отдать», следует за выдохом. Когда наступает самадхи - приостанавливается дыхание. Но если мы не подготовлены к остановке дыхания всей предшествующей практикой последовательного отречения от привязанностей к земному, это небезопасно, ибо самадхи прерывает дыхание, чтобы одарить дыханием вечной жизни. Поскольку Кали символизирует Вечность, она одобряет медитацию на изменчивость внешнего мира, и потому этот метод широко используется как в индуизме, так и в буддизме. Суть метода состоит в том, чтобы видеть смерть или увядание во всем внешнем. Кто постиг истину Кали, видит старика в ребенке и ребенка - в старике, гниение в цветке и цветок - в гниении. Такой человек способен созерцать время со всех сторон и постичь его вечную природу.
РАМАКРИШНА
Парамахамса Рамакришна является величайшим святым нашей планеты и, возможно, уникальным примером для совершенствования всего человечества. Он был беззаветно предан Кали, которая осчастливила его своей энергией (шакти), и своим самоотверженным поклонением Матери Рамакришна открыл новую эру духовного возрождения людей. Эту необычайную личность с полным правом можно назвать грандиозным пророком Кали и всех десяти Мудрых Богинь.
ТАРА - СПАСАЮЩЕЕ СЛОВО
О Богиня, Ты поистине обладаешь тремя очами, подобными распускающимся синим лотосам, которые согревают надеждой и одаривают океаном милосердия, проливая в наши души целебный поток вечного блаженства.
О Божественная Мать, ты опьяняешь своей речью подобно виноградной лозе, которая исполняет все желания того, кто предался ей. Ты предоставляешь все для достижения любых целей, всегда украшая речь естественной красотой прозы и поэзии и направляя к духовному совершенству.
Восемь Строф прославления Тары из Тараштакам 2
Тара не только одна из основных индусских Богинь, но также и наиболее важная буддийская Богиня. Бодхисаттва Тара - супруга Божественного Будды Авалокитешвары, который взирает с состраданием на всех живых существ. Китайская традиция буддизма называет ее Кван Инь. Среди десяти Мудрых Богинь Тара напоминает первую трансформацию Кали, т.е. Время. Время и жизнь (Кали) непосредственно связаны с вибрацией, или Божественным Словом (Шабда Шакти), которое олицетворено в Таре. Слово - это сознание Времени, а Время - это движение Слова. Если Слово - разум Времени, то Время является его телом. Таким образом, созидательная вибрация, или Божественное Слово, представляют собой энергетический фундамент Бремени.
СПАСИТЕЛЬНИЦА
Термин «тара» восходит к санскритскому слову «три», которое буквально означает «перенести через» (например, через океан, гору или любую другую преграду). Обычно Богиню Тару призывают тогда, когда возникает критическая ситуация и необходимость узнать, по какому же пути пойти и что избрать. Поэтому к Таре обращаются как к Спасительнице. Идея Спасения стара, как мир и Веды, и присутствует во всех вероучениях и духовных традициях.
Кроме того, термин «тара» означает «звезда», поскольку «три» также означает «рассеивание» (например, звезды, рассеянные в небесах). Тара - звезда нашего вдохновения, наша муза, которая ведет нас по творческому пути.
ТАРА КАК ОМ
Божественное Слово ОМ широко используется как в индуистских, так и в буддийских традициях и восходит к мантре ОМ ОМ - сила звука (пранава) или изначальная вибрация. Слово «тара» указывает на мужское начало, которое на ведическом языке именуется ОМ, или Всевьгшним Шивой, известного в Ведах как Рудра, т.е. Тот, Кто озвучивает Божественную Энергию Бога (раскаты грома, например), трансформируя Откровения Божественного Слова в грозу и бурю.
ОМ называют Тарой или Таракой (Освободителем), потому что ОМ подобен ладье, которая переносит нас (тарати) через океан неведения (самсару).
Тара связана с Богиней Дургой, Которая помогает нам избежать опасных для жизни испытаний (дургани), и поэтому Ее иногда называют Дурга-Тара. Если Дурга олицетворяет силу, которая преодолевает или устраняет препятствия и проблемы, осаждающие нас, Тара символизирует дополнительную мощь, которая возвращает пас к жизни. Тара превозмогает все препятствия и не только возносит нас над ними, но и позволяет значительно приблизиться к более высоким уровням самореализации. Поскольку самым важным препятствием является беспокойная природа ума, заслоняющего Свет Высшего Разума, нам необходимо пересечь океан нашего собственного ума. Здесь Тара обеспечивает нас той силой, которая позволяет нам преодолеть бурные потоки волн наших мыслей, являющихся всего лишь жалкими осколками и фрагментами Божественных вибраций.
Тара - это женский символ ОМ, персонифицированный в Богиню, непроявленная вибрация в эфире сознания, посредством которого мы можем выйти за пределы всего проявления. Таким образом, Тара олицетворяет ОМ в эфире, а эфир пронизывает все проявленные и непроявленные формы и потому является полем разрушения и созидания Вселенной.
ОМ как Учитель, или Гуру
ОМ - особая вибрация и специфический звук, который проявляет все слова и их значения. ОМ - это первичный и вечный звук безграничного эфира, который следует отличать от обычного эфира как посредника или проводящей среды. Обладая сияющей природой, свет ОМ обнаруживает весь проявленный мир, освещая его.
Как говорит Патанджали в «Йога-сутре», ОМ - это глас Ишвары, Всевышнего, Вселенского Учителя (Гуру). Все Его наставления приходят через ОМ. Это означает, что мы должны в первую очередь войти в контакт с энергией ОМ, чтобы прочувствовать ее присутствие внутри нас самих. Для этого используются различные мантры как средство, соединяющее нас с универсальной вибрацией ОМ Следовательно, мантры необходимы как инструменты связи с ОМ. Лишь благодаря ОМ все мантры становятся эффективными. Тара включает в себя потенцию всех мантр, и потому Ее иногда называют Мантра Шакти, или мантрической энергией. Тара наделяет даром поэтического красноречия своих приверженцев, которые стремятся овладеть этими способностями и сознательно почитают свою Богиню. Считается, что поклонники Тары непобедимы в диспутах.
ЗВУК И ДЫХАНИЕ
Тара является очищающей силой жизненного дыхания. Вибрация эфира совпадает с вибрацией праны, или жизненной силы. Дыхание как дух жизни и звук этого дыхания - идентичны, что выражено мантрой СО ХАМ. Поэтому тот, кто произносит эту мантру, очищает и пробуждает свой разум.
ТАРА КАК ПОЗНАНИЕ
Тара - это просветление познания, которое способно отличать одну вибрацию от другой, понимая подлинный смысл обоих. Различные звуки речи представляют, по существу, средства возможных связей с абсолютным источником, в котором сконденсированы все формы звуков и все их значения. И среди всех звуков вибрация ОМ является лучшим лоцманом для продвижения к этому абсолютному источнику, ибо ОМ и есть этот источник.
Тара помогает нам пересечь бушующий океан самсары и не утонуть в пучине неведения. Она наделяет нас Знанием, которое направляет к вечному и безграничному. Таково дыхание Тары, сокрытое в наших речах и в мыслях, когда мы стремимся вырваться из царства ограниченных форм в царство «воздухоплавания Духа».
Таким образом, Тара имеет непосредственную связь с третьей из четырех стадий речи - Пашьянти, которая отличается от других способностью выражать проницательное и просветленное Слово. Подобное Слово чувствует Истину и открывает Ее. Знание этой Истины и восприятие Ее неразличимы, как звук высокой частоты.
ТАРА КАК РЕЧЬ
В своей проявленной форме Тара является Супругой (или Шакти) Брихаспати (или Юпитера) - ведического Бога мудрости и проявленного звука. Тара - обитель звука и языка. На санскрите «язык» воспринимается как женский термин. На мистическом уровне языки - это языки огня (Агни) или силы Космической речи, исходящей из Пуруши. Однако Тара -это не только сила речи, но и способность различать вкус и аромат вещей, олицетворение эстетического разума. Именно Тара позволяет нам прочувствовать одну и ту же сущность во всех вещах и вкусить небесный нектар Ананды. Тара связана также с Сомой или Луной и с эзотерическим (или йогиче-ским) путем, в отличие от экзотерического (или ритуалисти-ческого) пути. Согласно мифологии Пуран, Тара связана со звездами и, будучи женой Юпитера, имеет тайную любовную связь с Луной. Обладая двойной природой, Она имеет и двойную поддержку: познание от Юпитера и экстаз от Луны. Любовная связь с Луной подарила Ей сына Меркурия, планету речи и разума.
ТАРА И ГАУРИ
Поскольку Тара - это иная форма Кали, Супруги Бога Шивы, Ее называют также Гаури, т.е. женой Шивы в ее благотворительной форме. Форма Гаури означает Божественную Мать, которая воспитывает в нас духовное самопознание. Поэтому Гаури - это чистый свет и познание того, что находится по ту сторону неведения и двойственности. Тара привлекает нас к Себе, к Свету, и извлекает из тьмы забвения и неведения как заботливая и Божественная Мать, стоящая позади всех проявленных миров.
УГРА ТАРА/НИЛА САРАСВАТИОднако Тара имеет и другое обличье - свирепую и ужасную форму Угра. Эта форма напоминает мрачную грозовую тучу, и потому ее называют также Нила (темно-синяя) Сарасвати (Богиня речи). Данная форма Тары означает, что Богиня речи Сарасвати может проявлять как защитную, так и разрушительную силу речи. Угра Сарасвати может подарить нам победу во всех дебатах и турнирах познания, но для этого мы должны быть преданы Истине, а не только собственным мнениям.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ В ТЕЛЕ
Тара прежде всего связана с пупочной чакрой, которая представляет третий центр, или просветленную стадию речи (Пашьянти). Поскольку импульсы толкают ее вверх, следующим центром является язык и, наконец, область так называемого третьего глаза, или аджна чакры. Здесь она локализуется как ОМ или Гуру чакра. Таким образом, энергетический поток Тары связывает манипуру с аджной.
МЕДИТАТИВНАЯ ФОРМА
О темноликая Мать Сарасвати, Ты осыпаешь всеми благами того, кто предается Тебе, вытянув левую ногу вперед,
Ты сердце Шивы с лотосной улыбкой на устах, и у Тебя трое очей, которые напоминают широко распустившиеся лепестки прекрасного лотоса,
О Богиня, о Мать миров, несущая в своих руках отсеченную голову, разящий меч и цветок лотоса, позволь мне найти прибежище у Твоих Божественных стоп.
Тараштакам 1
Тара, как и Кали, окрашена в темно-синий цвет. У Нее спутанные волосы, на Ней гирлянда человеческих голов и восемь змей опоясьгоают Ее, как ожерелья. Она танцует на трупе, а в четырех руках держит меч, ножницы, отсеченную голову и лотос. Тара, так же как и Кали, темно-синего цвета в соответствии с Ее тамасической природой. Тамас (или тьма) означает сущность непроявленного. Если Кали - это непроявленное время, то Тара - непроявленный звук. Ее волосы спутаны потому, что Она всюду просветляет вибрации мира.
Восемь змей указывают на восемь способностей, или сиддх, дающих возможность принимать любую форму и величину, а также исполнять любое желание. Ножницы указывают на способности отсекать любые привязанности. Лотос в руке символизирует открытое сердце.
Впрочем, Тару иногда изображают и белой, когда необходимо акцентировать Ее восходящую и безупречно трансцендентную форму Гаури. Однако, нисходя в мир Творения, Она вновь принимает темно-синий облик. В зависимости от природы Ее деяний, Тара, по существу, многоцветна. Так, например, буддисты окрашивают Ее как Космическую Мать в белый, синий, желтый, красный и зеленый тона. То же относится и к индусским Богиням красоты и мудрости Кали, Лакшми и Сарасвати.
МАНТРА
Основной мантрой Тары, или биджа, семенем, является ОМ. Тот, кто просто поет ОМ, уже поклоняется Таре. Но полная мантра Тары звучит так:
ОМ ХРИМ СТРИМ ХУУМ ПХАТ
ОМ - мантра освобождения (тарака-мантра);
ХРИМ - мантра очищения и трансформации;
СТРИМ - указание на женскую природу (стри), которая обеспечивает энергией для рождения и питания;
ХУУМ - мантра праведного Божественного гнева и защиты, а также сила восприятия и познания;
ПХАТ - мантра защиты и устранения помех.
Данная мантра используется двояко: ее можно произносить без первичного ОМ (т.е. как ХРИМ СТРИМ ХУУМ ПХАТ) или без первичного ОМ и конечного ПХАТ (т.е. как ХРИМ СТРИМ ХУУМ). Эти три формы мантры связаны с тремя аспектами Матери как Чистого Сознания, как Космической Наставницы и как Кундалини, или Змеиной Силы. Иногда второй слог произносят как ТРИМ, акцентируя освобождение. Когда желают умилостивить гнев Тары, просто произносят слог ХУУМ, которьш пронизывает все вариации Ее мантры. Вместе с Ее мантрой можно использовать Тара Янтру.
Провидцем мантры Тары является Риши А.кшобхья. Слово «акшобхья» означает «невозмутимый»; т.е. тот, кто превозмог все беспокойства и, подобно Шиве, преобразовал вес энер гии в силу умиротворения Акшобхья является также одной из пяти форм дхьяны, или медитаций в буддийской традиции, и символизирует мудрое зеркало, отражающее высшую отрешенность. Лишь тогда, когда ум ничем не обеспокоен, он может искренне петь мантру, извлекая из нее всю мощь.
Однако все люди могут использовать ОМ, называемый Тара Видья, или наукой, которая связывает с Тарой. ОМ не предназначен только для отрешенных или начинающих людей. ОМ - наиболее материнская из всех мантр: она не требует какой-то предварительной подготовки и не ограничивает человека ни возрастом, ни посвящением, ни какими-либо другими требованиями. ОМ - начало и конец всех учений, и этот универсальный простой слог могут использовать все с пользой для себя.
МЕДИТАТИВНЫЕ ПОДСТУПЫ
Главный медитативный подступ к Таре осуществляется сквозь ОМ на протяжении всего процесса дыхания и повторения мантры. Каждый может от имени Тары просить милости для всех людей, вслушиваясь в вибрации мантры.
Другой медитативный подступ к Таре выражается в том, чтобы услышать тишину между проявленными вибрациями мантры. Непроявленный звук ОМ существует в интервале между проявленными звуками, но мы не слышим его вследствие нашего привлечения к проявленным звукам. Когда мы произносим ОМ, от Него остается отпечаток в уме. Поэтому, если мы прислушаемся к тому, что остается после произношения, мы услышим в тишине ОМ. Все наши мысли - это различные вибрации звука. В основании всех мыслей локализованы Тара и ОМ, ведущие нас к подлинному Себе в полном молчании. Если мы действительно последуем за этой энергией, она вознесет нас вверх над всеми помехами, опасностями и привязанностями.
3. ТРИПУРА СУНДАРИ - КРАСОТА ТРЕХ МИРОВ
Чьи очи подобны свежерасцветшему лотосу,
А лицо — осеннему грозовому облаку,
Мы ищем убежища у Тебя, Супруга Господа Шивы,
Трехглазая Богиня Трипура Сундари,
Богиня Красоты трех миров,
Кто обитает в лесу блаженства, чьи украшения сверкают золотом,
Кто носит большое жемчужное ожерелье, чьи уста опьяняют,
Кто излучает милосердие,
У кого большие очи и кто играет свободой,
Мы просим убежища у Тебя, Божественная Трехглазая Супруга Трипура Сундари,
Богиня Красоты трех миров.
Шанкарачарья, Трипура Сундари Стотра
КРАСОТА ЧИСТОГО ВОСПРИЯТИЯ
Женская природа ассоциируется с красотой. Созерцая космическое проявление, мы видим, как женский аспект природы воплощается в Божественных формах красоты, в то время как мужской аспект сокрыт в Божественной бесформенности. И все же, что такое красота и где искать высшую красоту? Тантра приглашает нас к поиску этой высшей красоты и, подобно английскому поэту Китсу, говорит, что «красота - это истина, а истина это - красота». Таким образом, высшую красоту следует искать не снаружи, а внутри. Внешняя красота мимолетна и лишь отражает величие сокрытой красоты которая превосходит все формы и проявления. Сундари буквально означает красоту, и потому тот, кто поклоняется ей, должен следовать путем красоты и восхищения сквозь мир проявленной Природы в Абсолютный мир непроявленного.
Когда мы думаем о красоте, то обычно представляем какую-либо прекрасную форму (например, женщину или цветок). Но стоит нам более пристально присмотреться к тому, что нам кажется совершенством, как мы заметим в той или иной форме определенный изъян. Но даже если нам не удастся сейчас обнаружить несовершенство в форме, которая так восхищает нас, через некоторое время мы все же убедимся, что наш идеал уже не радует. Форма лишь указывает на то, что она пока обладает красотой, которая вскоре оставляет ее и входит в другие формы. Следовательно, непреходящий характер имеет содержание, или красота, а не формы, которые используют красоту. Красота веч