Современная тантра и ошибочные представления

Тантра - это комплекс различных традиций Индии, тесно связанных с традициями других регионов за пределами Индии и восходящих к древнейшим истокам. Популярное восприятие тантры на Западе представляет лишь ничтожную часть обширной системы знаний. На Западе тантра используется как иппая сексуальная практика поклонения Богине, а также как мука Кундалини и чакр или путь одухотворения жизни и телесного раскрепощения. Однако подобное отношение к тан-ipe указывает скорее на развитие артистизма и театральности, им на аскетизм и высшую духовность. Такое понимание тантры очень часто окружало ее ореолом экзотики, драматизма и риска. Пока господствует подобное предубеждение, невозможно осознать все аспекты тантрической традиции и понять ее

СУЩНОСТЬ

Отношение Запада к тантре аналогично тому, как представлена там йога, тесно связанная с тантрой. И здесь также акцентируется физическая сторона йоги, т.е. культивирование йогических поз (асан), хотя этот ее аспект представляет лишь незначительную часть классической йоги, главная цель которой - медитация. К сожалению, мы живем в век прагматического материализма, когда духовные традиции трансформируются в физические модели. До тех пор, пока универсальные древнейшие системы помогают улучшать лишь наше физическое здоровье и рассматриваются как дополнительное подспорье в общей культуре психофизического тренинга, от нас сокрыты безграничные возможности этих великих учений.

ТАНТРА В НАШ ВЕК

Современное состояние духовности в Америке вынуждает искать все новые формы тантры, которые позволили бы использовать как оккультную, так и духовную ее потенцию. Поиск новых форм включает в себя исследование целого ряда энергетических практик, не только вовлекающих тело, чувство и ум человека, но и помогающих каждому достичь свои индивидуальные духовные цели и снискать благосклонность Бо-гинь. Это, в свою очередь, способствует дальнейшему распространению тантрических откровений и экспериментированию в технологический век.

Хотя сегодня на Западе многие модные духовные и оккультные учения проникнуты сильным духом индуизма, буддизма и даосизма - это особенно относится к йогическим трацициям, - именно тантра пропитывает все эти учения. Одни ссылаются на авторитет теософии и Алисы Бейли, которая в своих рассуждениях опиралась на индуизм, буддизм, Веды, Пу-раны и тантры. Другие пытаются конструировать новые учения, опираясь на американские традиции, которые, впрочем, также имеют много общего с таким сугубо восточным учением, как тантра. Кроме того, существует определенный интерес к шаманизму, ритуальная сторона которого также весьма напоминает тантрические традиции. Наконец, возрастает интерес к древним мистическим традициям Европы и Запада в целом: христианскому мистицизму, алхимии, астрологии, Каббале и суфизму, которые имеют много общего скорее с тантрой, чем со своими ортодоксальными истоками. Все эти аспекты культурных и исторических аналогий еще больше сближают европейские традиции языческого Запада с культурой Вед и тантр.

Однако пока развивается феномен позитивных тенденций, необходимо, чтобы дальнейшее развитие привело бы к формированию серьезной традиции. Мы пока являемся свидетелями нового рождения на фоне хаоса, созидания и всеобщего смущения. В этих условиях чаще всего приходится наблюдать формирование поверхностного, первичного и чувственного аспекта, который делает акцент на фантазию, самоутверждение и наслаждение. В таких условиях практическая и более глубокая сторона духовной культуры либо замалчивается, либо вообще распыляется.

Повсеместно наблюдается явная склонность к синкретизации и комбинированию различных традиций, что ведет к разрушению барьеров в глобальном масштабе и к рассвету нового мироощущения. И хотя такая практика решительного расширения горизонтов упраздняет ограничения, сама она не свободна и весьма ограничена. Попытку соединить воедино духовные учения и традиции можно сравнить с усилием вырастить на одном дереве апельсины, яблоки и бананы - идея, быть может, и неплохая, но не жизнеспособная, ибо духовные традиции развиваются органично и не могут быть искусственно скрещены друг с другом, несмотря на благородные намерения. Не следует отождествлять предварительные исследования различных учений с подлинным пониманием различных практик. Если человек копает глубокий колодец, надеясь найти воду, - это неплохо, но еще лучше, если он копает там, где действительно есть вода...

И все же тенденция к практической стороне духовных традиций не должна нас смущать, так как это направление, по существу, ведет искателей к йогической традиции, включающей тантру. Такое движение неизменно приближает нас к постижению глобальной значимости всех духовных традиций, которые интегрируют древнюю духовность Востока в культуру современного мира, освобождая его от культурных наслоений и шлаков. При этом вовсе не обязательно, чтобы зарождающаяся новая традиция называлась тантрой (название не важно), важно, чтобы в этой традиции присутствовал здоровый тантрический дух. Может быть, пройдет не одно десятилетие и не одно поколение людей, прежде чем возникнет настоятельная необходимость в такой возрожденной тантре. Чтобы оценить истинное значение великой культуры, важно обладать самодисциплиной и подлинным пониманием существующих традиций.

ТАНТРА И СЕКС

Для большинства людей в западном мире тантра означает секс, связанный с особыми сексуальными позами, специфическими практиками и сексуальными ритуалами. Так представлен аспект тантры и индийской мысли в «Камасутре» - руководстве по сексуальной любви. Хотя некоторые тантрические учения и упоминают подобные практики, тантрическая йога не рассматривает их как важнейшие подлинно йогические традиции мантрических и медитативных центров. Одни тантрические тексты вообще не содержат сексуальных практик, другие же относятся к ним как к предварительным возможностям на пути к самосовершенствованию, третьи упоминают их как простые метафоры или символы. Врата тантры широко открыты всем общечеловеческим отправлениям (дыханию, питанию, сну и др.), и она рассматривает их как ритуальные, жертвенные действия, а не как акты обычного удовлетворения.

Таким образом, хотя тантра не отвергает сексуального аспекта, отсюда еще не следует, что она характеризуется и обусловлена лишь этим. В свете тантрического искусства проявление эротических сил означает, что высшие силы сознания трансформируются в низшие, репродуктивные силы жизни и, стедовательно, по закону обратной связи, могут быть трансформированы опять в высшие. Тантра не потакает сексу и не отрицает его, как исчадие ада, но оставляет за собой право воспринимать эту энергию космических сил как игру, которую можно и нужно направлять.

Несексуалъная тантра

Тантризм является неотъемлемой частью монашеской и аскетической традиции Индии. Ведантические центры духовных учителей характеризуются строгой приверженностью тантрическим традициям, в которых значительное место уделяется служению Богиням, олицетворяющим космические силы, а также Шри Янтре. Большинство индуистских ашрамов и монастырей регулярно проводят тантрическую службу. Сам Шанкара-чарья (живший приблизительно в V в.), великий основатель центров веданты, был прославленным тантриком и йогином и почитал Божества, хотя и вошел в историю как мудрец и основоположник философии Абсолюта (адвайта-веданта).

Тантрическим мастером в Индии обычно называют того, кто отлично разбирается в мантрах или энергетических типах йоги, а не в сексуальных практиках. Такие великие тантрические Учителя, как Шанкара, Рамакришна и Нитьянанда, всю жизнь оставались целомудренными. Однако целомудрие еще не означает, что человек приобщается к тантре, которая утверждает или отрицает сексуальность, так как отличительной особенностью тантры является использование таких энергетических средств, как мантра и янтра, употребляемых на всех уровнях человеческого темперамента и способностей. Тантра акцентирует методологию трансформации энергии и вовсе не заботится о том, потворствуете ли вы своим сексуальным прихотям, растрачивая энергию, или нет.

Сексуальность и свобода

Такие духовные традиции Индии, как индуизм, буддизм и'in джайнизм, преимущественное внимание уделяют трансму-I и ши сексуальной энергии, ибо сексуальная сила является фун-ц.1мснтальной основой нашего существования. Отсюда возникни два подхода: полное отречение от сексуальной активности посредством добровольного волеизъявления и форма умеренной активности в условиях семейной жизни.

Однако, хотя жизнь домохозяина может включать некото-рис сексуальные йогические практики, они чрезвычайно редко иллюстрируются рисунками, подобными тем, которые публикуются в тантрических книгах современного Запада. Тан-фический аспект сексуальности стоит на страже социальной системы семейных отношений и потому акцентирует сек-уальную чистоту и верность. Что же касается полного отре-гения от сексуальной активности это правило является общим на конечном этапе, так как дает возможность непосредственно переключиться на тантрическую практику илучше сконцентрироваться на ней. Многие великие йогины раньше были обусловлены семейной традицией, так же как многие великие Риши были женаты и имели детей. Согласно индуистской традиции, человек может вести семейную жизнь, исполняя свои обязанности и социальный долг, и тем не менее добиться освобождения.

Несмотря на то что традиция отречения представляла более прямой путь и требовала больших усилий, эта система являлась скорее исключением из правил, чем обязательным правилом во все времена и во всех культурах, в том числе и в периоды более просветленные, чем наше время. Подобный бескомпромиссный и строгий путь чрезвычайно трудно пройти человеку нашего времени, особенно если он проживает на Западе, где нет соответствующей культурной поддержки. В связи с этим йога никогда не поощряет простого подавления самих себя, хотя и требует самодисциплины иясно говорит о том, что человек не должен потакать своим желаниям и становиться жертвой :воих влечений. Йога - часть органического процесса высшей эволюции, которая достигается нами естественно посредством выхода за пределы внешних ограничений во внутреннее состояние свободы и умиротворения. Йога не предлагает нам отказаться от счастья вообще, но она разъясняет нам, откуда приходит подлинное счастье. Это счастье обитает в сознании, а не в том или ином материальном объекте или в самом факте активности.

Йогическая традиция не отвергает сексуальную энергию как некое зло, наваждение или нечто постыдное. Целибат, или целомудрие, например, рекомендуется вместе с духовными практиками, чтобы трансмутировать энергию для ее дальнейшего использования на другом уровне. Йога утверждает, что без медитативной практики целибат может нанести вред, потому что неиспользованная энергия застаивается и сама ищет выхода, создавая физические и эмоциональные проблемы. С другой стороны, без соответствующего самоконтроля сексуальная энергия рассеивается, лишая человека необходимых сил для продвижения к высшим формам медитации.

ТАНТРА И ТЕЛО

Тантра относится к телу как к Божественному храму, и называет его священной реальностью, рассматривая нашу психофизическую организацию как микрокосм, в котором индивидуальная душа способна постичь, как работает Вселенная. Поэтому тантра представляет такую духовную традицию,в которой тело не отрицается, а утверждается, что выделяет ее среди тех учений, которые негативно относятся к телу. Однако при этом тантра не призывает к отождествлению с телом, а рассматривает тело как мистический символ. Йогу и веданту часто критикуют за то, что они отрицают значимость тела и потому якобы направлены против жизни, в то время как в действительности они не одобряют лишь привязанность к телу, отождествленность с ним (Я - это мое тело). Йога, как и тантра, рассматривает тело как Божественный храм и зеркало Вселенной. С другой стороны, обычные люди относятся к телу как к средству для достижения высшего счастья, которое, по существу, недостижимо.

Наше тело - это лучшее и, пожалуй, естественное передвижное устройство, которое может помочь нам достичь определенных целей в духовном росте, и потому его называют олицетворенным символом различных уровней и сил Космоса. Однако тело - не только наша собственность, но и объект болезни, распада и смерти, и поэтому неспособно обеспечить нам вечное счастье, которое невозможно обнаружить в чем-то преходящем и тленном. И все-таки тело может служить нам, как прекрасный автомобиль, и многому нас научить, но отождествление с автомобилем, как и с телом, не является ни естественным, ни целесообразным для нас

Конечно, нам следует уважать тело и заботиться о нем как о средстве накопления опыта и достижения просветления. Без энергичного тела и развитой чувствительности мы не можем продвинуться вперед по духовной тропе. Тело обладает естественным разумом, который подсказывает нам, как рационально его использовать. Индивидуальный разум каждого человека составляет часть космического Разума и проявляет себя тогда, когда мы перестаем использовать тело как орудие эгоистических устремлений, но направляем его для достижения высшего пробужденного сознания. Подлинная истина заключается в том, что мы изначально свободны и счастливы как сознающие существа, даже лишенные тела. Высшее счастье обитает в чистом сознании, которое представляет не просто плоть, но вечную духовную мощь. Таким образом, тантра - жизнеутверждающая традиция, которая не уводит с правильного пути, а помогает понять, что тело следует использовать как сокровенное средство для реализации Божественного Я.

ТАНТРА И РЕАЛЬНОСТЬ ВНЕШНЕГО МИРА

Наряду с телоутверждаюшей концепцией, тантра отстаивает также мироутверждающую концепцию: тантрическая философия обосновывает реальность внешнего мира, что противоречит другим системам, которые отрицают реальность как внешнего мира, так и тела. Некоторые тантрические учения уделяют большее внимание проявленному миру, чем майявади, считающие мир иллюзией, а Бога - единственной Реальностью (нецуа-листическая адвайта-веданта). В этом отношении прекрасной иллюстрацией является кашмирский шайвизм. Тантрические системы, однако, отстаивают реальность мира, как реальность сознания и потому весьма существенно отличаются от современных материалистических учений.

Следует отметить, что точке зрения тантры на мир как реальному проявлению реального сознания противостоит сегодня так называемая современная тантра. Она занята главным образом умилостивлением Богинь с помощью Шри Чакры. Данная традиция восходит к недуалистической веданте. Известно, что эта веданта породила многих великих тантрических Мастеров, среди которых наиболее выдающимся является Шанкара-чарья, гениальный ведантический философ, написавший много замечательных работ по тантре, предназначенных для служения Божественной Матери (например, «Саундарья Лахири»).

Традиция шактов (или обычай поклонения Божественным Силам, Шакти, т.е. Богиням) восходит главным образом к учениям адвайты или майявади, которые отстаивают концепцию иллюзорности внешнего мира. Суть этих учений изложена в «Дэви Бхагавата Пурана», одной из наиболее важных тантрических работ, посвященных Богиням. Эту работу следует отличать от «Шримад Бхагаватам», которая имеет прямое отношение к традиции вайшнавов (поклонению Вишну), представляющей дуалистическую веданту, или двайту. Учение вайшнавов гласит, что внешний мир дарован Реальностью. Иными словами, Бог как Духовная Реальность сотворил материальную реальность Вселенной. Такое воззрение не является прерогативой тантры.

Нет в тантре ничего такого, что противоречило бы миро-утверждению; точно так же нет в мироотрицании ничего такого, что противоречило бы тантре. В сущности, не существует лишь одной строгой ортодоксальной традиции мироутвержде-ния либо мироотрицания. В мироотрицающей традиции почитания Божества являются персонификацией Высшего Я, или Абсолюта, скрывающегося за всеми проявлениями.

ТАНТРА И ЭМОЦИИ

В наше время часто обсуждается (особенно в психологических кругах) происхождение экспрессивных эмоций и проблема снятия напряженности и лечения моральных травм. Подобная тенденция идет вразрез с общепринятой традицией подавлять эмоции и наши чувства. Тантра рассматривает эмоции как средство духовного роста и считает, что эмоции имеют право на существование, в отличие от тех учений, которые акцентируют негативные последствия эмоций...

Однако традиционная тантра вовсе не поощряет эмоциональных всплесков, которые закрепощают человека, привязывая его к чувствам, а затем и -к обольщеньям внешнего мира. Тантра считает эмоции энергетической ловушкой и призывает освобождаться от такой энергии, которая, подобно волнам, ниспадает и оглушает сознание. Такое освобождение может наступить, если мы поймем, что эмоции представляют различные космические энергии, расщепляемые нашими ограниченными привязанностями. Поэтому тантра использует формы Богов и Богинь (как милостивых, так и грозных), чтобы помочь нам понять космический смысл эмоций, олицетворяющих силы природы. Осознавая Божественную сущность энергии или игру сознания, воплощенного в эмоции, мы начинаем понимать, что эмоции символизируют или означают нашу внутреннюю связь с Божественностью. Поскольку тантра не отрицает эмоций, ее нельзя отождествлять с так называемым эмоциона-лизмом, а скорее можно назвать алхимией трансмутирования человеческих эмоций в Божественные энергии посредством культивирования преданности. Тантра вовсе не акцентирует индивидуализацию эмоциональных чувств, но стремится к утверждению понимания чувств как игры сознания.

Ни традиционные, ни так называемые аскетические йоги-ческие подходы не занимаются подавлением или простым запрещением эмоционально-чувственных волеизъявлений или покорением сил природы, так как подобные действия никогда не приводили и не приведут человека к освобождению. Никакая эмоция или энергия сама по себе не может причинить, как утверждает йога, больше вреда, чем наше собственное эго,

разрушающее основы жизни. Пробуждение нашей естественной природы органично отстранит нас от неестественных привязанностей и зависимостей. То, что естественно, - не подавляется йогой.

ТАНТРА И ИНТОКСИКАЦИИТот, кто использует психоделики или наркотические средства, часто ссылается на тантру, в которой также применяют интоксикации. Тантрические учения действительно иногда используют интоксикации, но они, как и сексуальные практики, являются лишь предварительной ступенью, когда названия интоксикаций и сексуальных состояний употребляются в качестве метафор: так, например, вино означает внутреннее течение услаждающего потока, возникающего вследствие йогической практики. Хотя тантра левой руки использует интоксикации (см. ниже), это для нее не характерно. Иногда некоторые садху, не принадлежащие к тантрической традиции, используют марихуану (ганджу), но большинство учителей этого не одобряют.

Хотя психоделики и выводят нас из обычного сознания и расширяют жизненные горизонты, они в то же время очень сильно закрепощают и создают вредные побочные эффекты. Человек может выйти из обусловленного сознания и расширить горизонты восприятий, но более безопасным путем, более благотворным и более продолжительным, т.е. путем мантрических и медитативных практик, которые используются уже на начальных стадиях занятий йогой.

ТАНТРА И БЕЗУМНЫЕ «ГУРУ»Тантрические гуру (особенно в западных странах) имеют репутацию людей, действующих нешаблонно, театрально и даже противоречиво. Они не брезгуют включать в практики сексуальную связь со своими подопечными, а также использовать оскорбительную манеру обращения с ними. Тантра, с ее открытым взглядом на вещи, более терпимо относится к таким формам поведения, и в некоторых тантрических учениях говорится о том, что подобные методы в определенных обстоятельствах могут быть эффективны в качестве шока, который способствует пробуждению сознания учеников

Однако такое поведение может быть интерпретировано как неспособность контролировать свои желания и может привести к простой эксплуатации. Следует заметить, что многим тантрическим гуру присуще как раз образцовое поведение; поэтому неправильно отождествлять тантрического учителя с нестандартным экзотическим поведением. Отсюда не следует, что подлинный учитель не будет действовать нестандартно либо что он или она должны потакать предвзятым мнениям учеников; ясно, что учитель должен соответствовать высшему, а не низшему уровню поведения обычных людей. Духовный учитель, разумеется, не может быть распущенным, а должен быть примером для других. Следовательно, безумные «гуру» или безумная мудрость не являются сущностью тантры, хотя подобные примеры нашли свою юшгу в тантрической истории. Кроме того, необходимо добавить, что некоторые учителя, ставшие знаменитыми на Западе как тантрические, или безумные «гуру», не обладали должной тантрической квалификацией и просто рекламировали себя, не получив благословения от своего наставника.

Неудивительно поэтому, что тантра снискала нездоровую популярность в духовных кругах. Источник подобной «славы» следует искать в тех крайностях тантры, которые используют необычные сексуальные практики, интоксикации, магические техники нанесения вреда, контроля над другими людьми и другие методы, считающиеся нечистыми. По этой причине многие настоящие тантрические учителя даже избегают слова «тантра», акцентируя обычно ведическую, йогическую или ве-дантическую традиции, которые включают тантру и не дискредитируют ее. Сам Свами Бивекананда, который сто лет назад первым познакомил Запад с йогой и ведантой, тщательно избегал тантрических концепций в беседах с западной аудиторией, хотя он был хорошо знаком с тантризмом, поскольку его учитель Рамакришна был тантрическим адептом. Бивекананда так поступал не только потому, чтобы не смущать викторианский ум, но также и для того, чтобы избежать призывов к чувственной стороне, к которой уже в то время наблюдалось явное тяготение.

ТАНТРА И ПОКЛОНЕНИЕ БОГИНЯМ

Тантра связана с поклонением Богиням, т.е. с женским аспектом Божественности. Эта черта является основополагающей для тантры, она вооружила тантрическую науку искусством почитания Божественной Матери и не ограничивается лишь слепой верой или догматом, но предлагает практический путь развития наших высших форм сознания с помощью Ее мудрости и Ее милости. Для тех, кто желают понять религию Божественной Матери, индуистская тантра является лучшим средством.

Есть и другие тантрические учения, которые сосредоточены на Шиве, Вишну и других Богах и в которых Богини не играют главной роли. Тантра не ограничена только поклонением Богиням, хотя во всех традициях Индии представлены соответствующие формы Богинь, что восходит к самым древним ведическим истокам. Таким образом, поклонение Богиням не является уникальной особенностью тантры.

Традиционная тантра, однако, не выделяет женскую или мужскую космическую энергию и отдает предпочтение обоим, утверждая, что Бог и Богини всегда вместе и всегда поддерживают друг друга, и потому следует почитать оба аспекта. На переднем плане - Богиня со своим супругом Господом Шивой. Их дети, Ганеша и Сканда, играют важную роль, олицетворяя божества индийского пантеона, тесно связанные друг с другом.

Секс и Богиня

Традиционная тантра почитает Космическую женскую сущность во всех ее формах, вплоть до чистого сознания, которое обладает женскими качествами чуткости, любви и сострадания. Тантра относится к женственности как к воплощению мудрости и энергии сознания, а к мужественности - как к Сущему волеизъявлению и восприятию. Богиня обладает всеми формами прекрасного, включая и этот мир Природы вплоть до высшей красоты чистого сознания. Иными словами, где бы ни проявлялась красота, любая ее форма пропитана качествами Богинь. Вся внешняя Природа с красотой цветов, лесов, гор, океана и небес - это танец Богини. Подобно тому, как сексуальность является одним из аспектов ее восторга и наиболее очевидным для людей фактором, главная цель тантры не ограничивается лишь этим, но направлена на то, чтобы соединить нас непосредственно с Богиней внутри нас самих, чтобы мы вкусили ее высшую красоту в наших собственных сердцах. Богиня -больше, чем просто сексуальность, хотя это качество тантра порой использует как метафору при описании Богини. Богиня -это блаженство всего Сущего, и мы никогда не сможем его прочувствовать, если не испытали такой восторг в наших сердцах.

ТАНТРА И КУНДАЛИНИ

Слово «кундалини» часто переводят как «змеиная сила», и постепенно этот термин стал наиболее употребительным (особенно в логических кругах), хотя не всегда понимается правильно. «Кундалини» буквально означает: «свернутая кольцом энергия или сила, обитающая в основании позвоночника (кунда)». Чтобы трансформировать эту энергию, ее необходимо извлечь оттуда, так как для преобразования сознания необходима особо мощная энергия, которая и называется Кундалини.

Тантра представляет цельную йогическую науку пробуждения Кундалини. Тантрическая наука обосновывается и подтверждается параллельными текстами из Вед, веданты и йогических трактатов, которые также говорят о трансформировании слова (вак), энергии сознания (чит-шакти) или мощи познания (джнана-шакти): все это - синонимы Кундалини.

Традиционная роль Кундалини отличается от той, которую ей отводят сегодня как силе сдерживания и обуздания. Кундалини - это форма Богини и потому ее следует почитать, как энергию Богини. Это не просто какая-то психическая энергия, которую нужно поднять, но сама Божественная энергия, которую следует почитать. Своевольно манипулировать Кундалини с помощью сильных техник не только рискованно, но и может ввести в заблуждение и увлечь в сторону от подлинной реальности Богини, что уже будет противоречить ее почитанию, обернувшись оскорблением Божества.

Многие йогины, в том числе и тантрики, не используют специфических практик или манипуляций с праной для поднятия Кундалини, потому что она может подниматься и благодаря интенсивному культивированию преданности или глубокой медитации, не требующих использования специфических йоги-ческих техник. При достижении высшей самореализации непосредственным путем не упоминается даже сам термин «Кундалини». Энергия лишь следует ЗА сознанием и потому сама по себе еще не означает конечной инстанции. Иными словами, если мы неотступно следуем за энергией, оторванной от сознания, мы можем выиграть силу, которая не контролируется сознанием, что весьма нежелательно вследствие вредных побочных эффектов.

Когда йогические техники используются для поднятия Кундалини, их следует применять как часть практики преданности Божественном)' или самосовершенствованию. Без этого основополагающего условия так же невозможно достичь успеха, как построить дом без фундамента. Прежде чем ученик начнет поднимать Кундалини, он должен иметь опору в медитации, научиться контролировать чувства, понять природу ума.

ТАНТРА И ИСКУССТВО

Тантра неразрывно связана со всеми искусствами в Индии. Поскольку Богиня олицетворяет Божественное Слово, тантра тесно сливается с санскритской поэзией, благодаря чему вся тантрическая традиция обучения санскриту и литературе воспринимается как единое целое. Беседы между Шивой и Дэви (Богиней) стали популярными в тантрических поучениях и составляют основу индийской музыки и танца. Шива известен, как Ната-радж или Владыка Танца. УБогини свой особый утонченный танец, называемый «ласья». Основа индийского искусства, особенно живописи и архитектуры, сосредоточена в мифологии, которая питает и тантру. В индийских храмах можно увидеть много образов и статуй, которых почитают в соответствии с правилами, предписанными тантрическими текстами.

В настоящее время назрела необходимость возрождения дхармы художественной древневосточной традиции и использования всех средств, икон и образов священного искусства. В этом нам может помочь тантра, ибо благодаря многовековым традициям она сохранила художественное достояние народа и бережно донесла до наших дней все предписания и правила использования этого достояния. Тантра не одобряет так называемое свободное искусство, искусство без правил, или сенсационные «изобретения» в эффектной и экзотической упаковке. Тантра основательно защищена от этих «новшеств» струк-|урно и концептуально и владеет глубоким пониманием оккультных и духовных сил Вселенной.

ТАНТРА И НАУКА

Тантра является особой наукой овладения познанием как внешнего, физического, так и внутреннего, психического, мира. Тантра опирается на две традиционные научные системы, с которыми тесно связана, - на аюрведу (или ведическую медицину) и джьотиш (или астрологию). Любопытно, что некоторые современные научные открытия подтверждают корректность энергетических концепций этих древнейших наук.

Тантра связана также с алхимическими традициями средневековых Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы. То, что люди называют алхимией сегодня или называли прежде, по существу, представляет собой просто тантру в глобальном масштабе. Таким образом, тантра - это не что-то новое, но возрожденное старое знание алхимии или герменевтики, составлявшее основу европейского мистицизма.

Древняя алхимическая традиция сегодня присутствует в современной аюрведе, которая использует специальные препараты или алхимические составы из серы, ртути, слюды и других минералов. Аюрведа широко использует также тантрические практики для излечения душевных болезней и общего оздоровления и омоложения. Сегодня тантра и аюрведа с каждым днем становятся все более популярными. Их взаимосвязь обсуждается в III разделе данной книги.

Тантрические практики согласованы с правилами индийской астрологии, как и символика тантризма, встречающаяся во многих тантрических трактатах. 'Го же можно сказать и о тантрических методах: ритуалах, мантрах и драгоценных камнях -их также используют для нейтрализации пагубных влияний планет, как часть астрологии. Индийская астрология включает в себя и хиромантию, различные формы прорицаний, которые просочились в Европу благодаря цыганам, выходцам из Индии. Все эти знания являются осколками общей тантрической науки, которая стремится освободить человека от гнета неумолимых внешних законов и добровольного рабства.

Таким образом, тантра соединила в себе духовные, оккультные и материальные достижения, а также различные модели священных знаний, востребованных в наше время.

ТРАДИЦИОННАЯ ИНДУИСТСКАЯ ТАНТРА

Индуистская тантра - это комплексная система духовного знания, интегральная часть духовности Индии и традиций Гималайского региона. Индуизм не ограничивается лишь религией в западном понимании, когда акцентируется одновероу-чение, одна книга, один пророк или одна церковь. Индуизм не является единственной или исключительной верой, которая отрицает другие вероучения как фальшивые, - нет. Скорее это открытая духовная традиция, которая приемлет все полезные практики и взгляды и поддерживает многообразие, новаторство и индивидуальную свободу. Правильнее называть индуизм «санатана дхарма», что означает «вечная истина» или «вечный закон», т.е. учение, опирающееся не на отдельного спасителя, на определенное Писание или историческое откровение, но на вечно живую истину, которая остается всегда неизменной, несмотря на постоянно меняющиеся обстоятельства жизни людей.

Индуистская тантра, как и сама индуистская традиция, представляет собой сплав многих учений, вариантных, альтернативных и явно противоречивых. Каждое из этих учений выражает лишь один из аспектов многогранной истины. Чтобы понять отдельное учение, необходимо его рассматривать в связи с Единым Целым. Индийская традиция многомерна и включает различные учения с учетом индивидуальных темпераментов и разных уровней понимания искателей. Существует много непохожих друг на друга учителей, названий и форм Божественности, как и йогических путей, которые каждый может выбрать сам

Мы не должны форсировать ситуацию и спешить с выводами. Цельная традиция похожа на того пресловутого слона из известной притчи, в которой говорится о том, как слепые, ощупывая огромное животное, пытаются составить представление о нем по тем отдельным частям, которые они ощупывают. Точно так же и здесь, в едином комплексе тантрической мудрости, одни ее части могут противоречить другим, но все они вместе представляют одно цельное знание. Индийскую традицию часто критикуют за ее аморфность, безликость и потусторонность, а также за то, что она характеризует внешний мир как иллюзию, или Майю, а Абсолют - как подлинную реальность. С другой стороны, ее критикуют за то, что она отождествляет формы, мысли и Божества, что якобы противно природе. В индуизме можно найти не только идею бесформенного и неизменного Брахмана, но также и образ младенца Кришны, эротические формы Богинь, Ханумана с обликом обезьяны и Ганеша с головой слона. Индуизм со своими йогами и лесными отшельниками не только самая аскетическая и изысканная из всех религий, но также и самое жизнеутверждающее мироощущение, насыщенное любовными историями, свадьбами и семейной жизнью, как об этом повествуют предания о Раме и Кришне. На первый взгляд они могут показаться противоречивыми, но индуизм придает особое значение трансцендированию жизни посредством глубокого понимания ее природы, а не просто отрицанию или подавлению жизни.

Что означает термин «тантра»

Основное значение этого термина - «книга» и ничего боль ше. Какое-то число книг или тем могут называться тантрами. Более специфическая тантра означает практику, информацию и описание техник, благодаря которым можно познакомиться и с ее философией. Первоначально тантра означала компендиум (краткое пособие) различных духовных и оккультных знаний средневековой Индии. Сам термин «тантра» впервые стали употреблять около 2000 лет назад, а в ученых трактатах он появился примерно 1500 лет назад. Кроме индуистских тантр, существуют также джайнские и буддийские. Тантрические учения служат не только тем, кто решил освободиться от тягот жизни, но и тем, кто преследует какие-то земные пели в жизни. Кроме того, есть не только духовные тантры, но и те, которые посвящены другим насущным потребностям человека. Тем не менее тантрические тексты имеют общие характеристики.

О Тантре и индуистской традиции

В индуистской традиции учения подразделяются на три типа: ведический, пурапический и тантрический. Данная классификация обусловлена временным фактором: старейшими являются Веды, затем следуют Пураны и Тантры как более поздняя редакция учений. Веды восходят к древней культуре, процветавшей в долине реки Сарасвати, в Северной Индии, между реками Ямуна и Инд еще до 1900 г. до н.э. После раскопок двух городов эта цивилизация получила широкую известность, как культура долины Инда или Мохенджо-Даро и Ха-раппа. Теперь уже известно, что река Сарасвати прославила Веды и потому эта культура переименована в культуру Сарасвати. Пураны отражают изменения, которые произошли в то время, когда центр индийской цивилизации переместился к долинам Ганга-Ямуны, после того как река Сарасвати в 1900 г. до н.э. высохла. Тантры произошли от Пуран приблизительно в начале средневековья и основаны на пуранических мифах. Хотя три вышеназванных учения имеют много общего, между ними есть определенные различия в языке и формах, обусловленных временем. Тем не менее веданта, которая была сосредоточена на проблеме единства инди

Наши рекомендации