Глава 13. Воспитательная работа среди боксеров
В материалах XXV съезда КПСС большое внимание уделяется идеологической работе, что требует от преподавателей и тренеров во время учебных занятий, тренировок и т. д. использовать все возможности для воспитания молодежи и духе коммунистической морали.
В своей воспитательной работе преподаватель (тренер) должен тесно сотрудничать с семьей, комсомольской и партийной организациями. Большинство занимающихся боксом — юноши и подростки. Они с увлечением занимаются этим видом спорта, поэтому тренер для них может стать авторитетным наставником, имеющим большое влияние на воспитанников. Воспитатель должен быть сам воспитанным человеком и отвечать требованиям, предъявляемым к советскому педагогу.
Моральное воспитание спортсмена имеет большое значение и для решения спортивных практических задач. Сложная, напряженная и длительная тренировка, участие в соревнованиях, достижение высоких спортивных результатов требуют от спортсмена мобилизации всех физических и нравственных сил.
Опыт показывает, что эффективность тренировки, спортивные результаты во многом зависят от качества воспитательной работы, проводимой среди спортсменов. Часто победа команды в целом обусловливается не только высокой тренированностью отдельных спортсменов, но и сплоченностью, организованностью и дисциплинированностью всей команды.
В задачи каждого преподавателя (тренера) входят: воспитание советского патриотизма, преданности Родине, добросовестного отношения к труду, сознания общественного долга, коллективизма и товарищества, гуманного отношения к людям, честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, нетерпимости к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, непримиримости к национальной и расовой неприязни, к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов, чувства братской солидарности с трудящимися всех стран.
Для решения этих задач преподаватель (тренер) постоянно ведет идейно-политическую и морально-воспитательную работу среди спортсменов, привлекая к участию в ней героев Великой Отечественной войны, передовиков народного хозяйства, выдающихся деятелей науки, техники и искусства, известных спортсменов; применяет все возможные средства воспитания в коллективе и через коллектив. Он прививает воспитанникам также санитарно-гигиенические навыки, соблюдение режима питания, сна, совмещения трудовой деятельности и тренировки, интерес к боксу, трудолюбие на тренировке, навыки аккуратности и дисциплинированности.
Для того чтобы успешно воспитывать в процессе обучения и тренировки, тренер должен проводить большую организационную работу.
Спортивная жизнь советского спортсмена проходит в коллективе, тренер должен позаботиться о том, чтобы в нем складывались традиции дружбы и взаимопомощи.
Одним из самых мощных механизмом влияния коллектива на личность является общественное мнение, и котором кристаллизуются требования коллектива к своим членам, а тем самым и требования каждого члена коллектива к себе, т. е. общественные требования трансформируются в собственные принципы и нормы.
Чем глубже включен ученик в коллектив, тем больше его эмоциональное благополучие зависит от положительной оценки сверстников, и именно потребность в их одобрении становится побуждением к усвоению и принятию ценностей коллектива.
Современная психология рассматривает психическое развитие юноши не только как сложный процесс его приобщения ко всему опыту, накопленному и обобщенному человечеством, но и как процесс переработки им этого опыта, усвоения его и формирования на этой основе собственного, активного, творческого отношения к действительности, в том числе и к самому себе, к своей личности.
Для создания крепкого коллектива большую роль играют такие мероприятия, как сохранение дружественных отношений между спортсменами, помощь и взаимопомощь в исправлении допущенных ошибок, сохранение товарищеских и деловых отношений между тренером и коллективом. Способствует сплочению коллектива совместная общественная деятельность (добровольная народная дружина, организация субботников и т. д.); коллективное посещение культурно-просветительных учреждений, проведение экскурсий и походов, организация художественной самодеятельности, выпуск стенгазеты и т. д.
В спортивном коллективе должны быть традиции непримиримости к лицам, нарушающим дисциплину или допустившим аморальный поступок, к проявлению грубости во время учебно-тренировочных боев. В организации жизни коллектива немалую роль играет староста группы, комсорг, капитан команды, члены редколлегии и др.
С целью привития санитарно-гигиенических навыков и спортивного режима занимающимися преподаватель (тренер) проводит беседы о соблюдении правил гигиены, опрятности спортивной одежды, ведении карточки самоконтроля, о вредности курения и алкоголя. Он обязан бывать дома у занимающихся, знакомиться с бытовыми условиями, с выполнением боксером спортивного режима, рекомендовать литературу для чтения по гигиене и врачебному контролю.
Интерес к боксу является основой успешного обучения, воспитания трудолюбия на тренировках, аккуратности и дисциплинированности. Поэтому тренер не должен оставлять без внимания ни одного пропуска занятий или опоздания.
На примере наших выдающихся боксеров, их большой работоспособности тренер прививает любовь к труду, добивается выполнения планов тренировки, сознательного отношения к намечаемым мероприятиям.
Тренировки следует проводить интересно, чтобы они вызывали положительные эмоции и желание заниматься. Во время занятий по боевой практике или состязаний нельзя допускать продолжения боя при явном преимуществе одного из боксеров, бои следует анализировать, после соревнований разъяснять причины поражений или побед. Увлечению могут способствовать беседы о высокотехничном боксе, кинофильмы о красивых боях, художественная, в частности мемуарная, литература о замечательных боксерах.
Воспитатель (тренер) прививает молодым боксерам чувство удовлетворения от хорошо проведенного боя, даже если он и проигран. Он запрещает во время тренировок наносить сильные удары, воспитывает чувство уважения к противнику, учит, соблюдать правила ведения боя, быть вежливым к противнику, секундантам и судьям.
Тренер должен соблюдать точность в проведении занятий (вовремя начинать и заканчивать) и учить этому занимающихся; хорошо и аккуратно планировать и руководить тренировочным процессом.
Большой и систематической работы требует от тренера воспитание положительных привычек, моральной устойчивости, умения преодолевать трудности на пути к достижению цели, управлять своим поведением (например, выполнять утренние упражнения, соблюдать режим сна и питания, гигиенические нормы и др.).
В некоторых случаях следует прибегнуть и к принуждению — заставить спортсмена изменить поведение или приказать выполнить задание (лучше, если принуждает коллектив).
Весьма эффективным методом воспитания являются поощрения и наказания. Необходимо, чтобы соответствующие уроки из них извлекали не только поощренный или наказанный спортсмен, но и остальные члены спортивного коллектива. Наказание должно соответствовать проступку, даваться в тактичной форме.
Созданию здорового коллектива способствуют критика и самокритика. В здоровой атмосфере товарищеской критики и самокритики растут смелые, мужественные и честные спортсмены. В затхлой же обстановке отсутствия критики, ее зажима расцветает лесть, подхалимство, трусость и беспринципность. Справедливые критические замечания по адресу того или иного боксера или тренера, объективный анализ их взглядов и поступков воспитывают, помогают им правильно оценить себя, избавиться от недостатков.
Таким образом, процесс воспитания не надстраивается над процессом обучения, не идет параллельно с ним или время от времени в обучение включаются воспитывающие элементы. Воспитание должно пронизывать весь ход обучения. В самом ходе обучения должны формироваться качества личности, необходимые для члена социалистического общества, активного строителя коммунизма. Социально-общественную ориентацию должны иметь все этапы учебной деятельности
Глава 14. Организация и руководство самостоятельной работой студентов
К видам самостоятельной работы в институте относятся:
- систематическое чтение и конспектирование литературы по вопросам специализации;
- подготовка к семинарским, методическим и практическим занятиям, составление конспектов и планов для выступлений;
- написание рефератов по разделам спецкурса;
- подбор материала и написание курсовой работы;
- самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях;
- обработка и анализ экспериментальных данных, полученных вовремя экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках студенческого научного кружка;
- самостоятельное выполнение заданий по программе во время пребывания на спортивных сборах;
- составление индивидуального плана тренировки;
- ведение дневника тренировки и карточки самоконтроля;
- анализ содержания и результатов тренировки по отдельным периодам;
- самостоятельная работа (вне занятий) по повышению спортивного мастерства, развитию необходимых качеств и совершенствованию элементов техники.
Преподаватели должны оказывать соответствующую помощь студентам в организации, руководстве и контроле их самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы студентов
Преподаватели знакомят студентов со списком литературы по программному материалу, с методикой работы над литературой, реферированием, написанием аннотаций, порядком и методикой составления конспектов лекций, методических и практических занятий, конспектов и планов для проведения занятий и выступлений, написанием тезисов докладов и рефератов. Преподаватели дают задания по составлению планов тренировки, их выполнению и анализу, по работе в условиях сборов. Кафедра организует консультации по вопросам самостоятельной работы, приглашает студентов на обсуждение рефератов, в которых освещаются проблемные материалы, на выставки рекомендованной литературы, пропагандирует наглядные пособия (альбомы, стенды, таблицы, кинофильмы, диапозитивы). В пользование студентам представляет библиографические списки (или карточки), аннотации литературы по программе и учебнику, текстуальные лекции по отдельным темам программы.
На кафедру приглашаются специалисты по отдельным дисциплинам для чтения лекций и консультаций по вопросам исследований, обработки полученных результатов, оригинальных методик исследования и др.
Кафедра организует дискуссии по проблемам методики обучения и тренировки, приглашает студентов на эти дискуссии.
На семинарских и практических занятиях студенты готовят рефераты по новейшим данным теории и практики бокса с последующим обсуждением. Преподаватели прививают студентам навыки анализа проведенного боя.
Большое значение имеет помощь и руководство преподавателей при написании курсовой работы.
В конце первого курса обучения студентам сообщают тематику курсовых работ и знакомят с требованиями, с методикой самостоятельной работы над литературными источниками и подбором фактического материала.
Преподаватель систематически проверяет конспекты по лекционному и практическому курсам, планы подготовки к выступлениям на семинарских занятиях, рефераты, тезисы к докладам, реферирование и конспектирование литературы, поэтапное выполнение курсовой работы, задания во время пребывания на сборе, самостоятельные формы повышения спортивного мастерства и т. д.
Особое внимание следует уделять контролю подготовки студентов к занятиям, качественной работе над рекомендованной литературой.
Студенты заочного обучения особенно нуждаются в организации, помощи и контроле их самостоятельной работы по программе курса специализации и отдельным заданиям преподавателя.
Кафедры организуют консультации (устные и письменные) по специализации, подготовке к экзаменам и выполнению курсовых работ.
Требования к выполнению домашних заданий и самостоятельной работе студентов заочного обучения должны быть несколько повышены, учитывая, что большинство из них не являются спортсменами, практически не участвуют в учебно-спортивных мероприятиях, где они могли бы почерпнуть новое в методике обучения и тренировки боксеров