Обработка и анализ данных исследовании
Большинство научных работ и области физкультуры и спорта, в частности в боксе, направлено на изучение зависимости одного явления от другого, например зависимости спортивного результата от системы тренировки, успешности овладения навыками от методов обучения и т. д.
Наиболее простой способ анализа результатов наблюдения — сопоставление средних арифметических величин, которые вычисляются путем сложения всех однотипных показателей наблюдения и деления суммы на количество показателей.
Определение средней арифметической величины показателей дает возможность сравнивать результаты и при неодинаковом численном составе групп. Однако простое сравнение средних арифметических величин не всегда достаточно характеризует исследуемое явление. Среднее арифметическое не дает представления о колебаниях отдельных показателей и более достоверно для небольшого количества случаев.
При большом количестве данных анализ вариативности показателей требует специальной обработки, например вычисления среднего квадрати-ческого отклонения. Такая обработка данных необходима в большинстве случаев исследования проблем тренировки и техники. Нередко абсолютные показатели (в метрах, секундах, килограммах и т. п.) нужно перевести в относительные, так как сопоставление абсолютных величин во многих случаях не дает правильного представления о степени сдвигов изучаемых показателей.
Если данных получено много, их, после предварительной подготовки, нужно расположить по определенной системе (возрастания или убывания). Это облегчит дальнейшие вычисления и само уже является одной из форм статистической обработки материала. При наличии вычислительной техники можно производить операции с большим количеством данных, что повышает достоверность выводов, дает возможность точнее прогнозировать результаты внедрения новых методов тренировки.
Оформление научной работы
Чаще всего оформленная научная работа имеет такую структуру:
- Введение, в котором кратко обосновывается актуальность исследуемой проблемы, задачи и средства их решения, выдвигается гипотеза.
- Состояние разработки этой проблемы по данным литературы иобобщения практического опыта. Заканчивается эта часть обоснованиеми формулировкой темы исследования.
- План, описание организации и методики проведения исследования,частные задачи и характеристика информации.
- Изложение хода исследивший.
- Анализ полученных данных и выводы.
- Предложения для внедрения в практику.
Научные работы могут быть оформлены к публикации в виде диссертаций, монографий, пособий, научных статей, рефератов, методических статей и учебников.
Диссертации на соискание ученой степени представляют собой капитальный труд, в котором детально излагается состояние вопроса, методика исследований, организация, ход и данные экспериментов, всесторонний анализ результатов исследований, выводы и предложения. Обычно наиболее существенное из содержания диссертации печатается в виде научных статей, рефератов и методических статей.
В монографии, всесторонне освещающей проблему, автор анализирует как свои исследования, так и работы других исследователей.
Научная статья в краткой форме содержит суть проведенной работы (описание основных экспериментов, анализ данных и выводы). Состояние вопроса в большинстве случаев не затрагивается.
Реферат дает краткое изложение наиболее существенного в работе.
В методической статье автор излагает основные выводы и дает предложения, не освещая ход исследования. Данные исследований приводятся постольку, поскольку это нужно для научной убедительности.
Пособия и учебники охватывают более широкий круг вопросов, чем научная работа по отдельной теме. Выводы и предложения, вытекающие из научной работы, органически вливаются в содержание соответствующих разделов пособия (учебника).
Разновидностью научных работ является курсовая и дипломная работы, построенные на материалах собственных экспериментальных или теоретических исследований. Объем дипломной работы — 80-100 страниц, курсовой — 30-40 страниц.
Научная работа должна быть тщательно отредактирована: материал изложен четко, логично, литературным языком, текст оптимально иллюстрирован рисунками и чертежами, помогающими читателю усвоить наиболее сложные разделы.
Студенты приступают к научной работе со второго курса. Лучше, если она посвящена проблеме, над которой работает кафедра. При необходимости надо использовать методики, имеющиеся на других теоретических кафедрах (психологии, анатомии, педагогики, химии и т. д.).
Требования к курсовым работам
Курсовые работы могут быть научно-исследовательского и методического характера и описательные.
Научно-исследовательские курсовые работы требуют знания нужной литературы, умения проводить эксперименты, обобщать сведения и делать выводы (исследования в области физической подготовки или техники, тактики, методики подготовки боксеров, планирования и др.).
В работах методического характера студент должен продемонстрировать умение анализировать технику, тактику, физическую или психологическую подготовку, обобщать и обосновывать методику обучения и тренировки (анализ ведения боя, методику обучения и тренировки на ближней дистанции или методику обучения и тренировки ведения боя с разными по стилю противниками и т. п.).
Описательные работы показывают, насколько глубоко студент знает вопрос, умеет использовать литературу, обобщать и делать выводы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент излагает тему работы, поставленные им задачи и способы их решения.
В основной части характеризует вопрос и определяет его значение, степень изученности и применения на практике, излагает содержание работы, организацию и методику проведения эксперимента, анализирует полученные результаты.
Заключительная часть содержит выводы или заключение (возможны предложения или рекомендации) и список использованной литературы.
На втором курсе спортивного факультета студент должен написать первую часть работы, введение, охарактеризовать вопрос, проработать соответствующую литературу и определить состояние вопроса в литературе и практике. На третьем курсе он пишет основную часть работы и в начале четвертого курса — заключительную. Затем публично защищает на кафедре, и члены жюри дают ей оценку