Трудовое обучение. технический труд
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах осуществляется по учебным программам 2012 года, скорректированным в 2017 году.
Содержание учебной программы реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Практическое обучение осуществляется в процессе практической деятельности учащихся.
Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах является формирование общетрудовых, технико-технологических знаний, умений, навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности.
Реализация этой цели предполагает решение задач:
• формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасного поведения;
• развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
• воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; ценностного отношения к народному творчеству.
Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах представлено двумя содержательными линиями: «Обработка конструкционных материалов» и «Художественное творчество».
Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» включает два раздела «Обработка древесины» и «Обработка металлов», содержание которых направлено на последовательное овладение учащимися технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов.
Содержательная линия «Художественное творчество» включает два раздела «Конструирование» и «Геометрическая резьба по древесине», содержание которых направлено на овладение учащимися основами конструирования и технологией геометрической резьбы по древесине.
Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебных мастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных материалов; правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасных методов и приемов их использования; раскрытие содержания, последовательности и приемов выполнения технологических операций; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения; изучение видов технического и художественного творчества; ознакомление с технологическим процессом; чтение и оформление графической и технологической документации.
После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат для VIII—IX классов перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения.
В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов.
Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. Все виды учебных занятий по техническому труду носят практико-ориентированный характер. Учебной программой для VIII—IX классов практические задания представлены в виде графических, лабораторных и практических работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для VIII—IX классов
Название содержательной линии, раздела | Количество часов | |
VIII | IX | |
Обработка конструкционных материалов | 40*/19** | 18* |
Обработка древесины | 26/11 | |
Обработка металлов | 14/8 | |
Художественное творчество | 28/15 | |
Конструирование | 4/2 | |
Геометрическая резьба по древесине | 24/13 | |
Резерв времени | 2/ 1 | |
ИТОГО | 70/35 |
* — количество часов для изучения разделов (тем) в школах;
** — количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.
Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать на факультативных занятиях и в кружках по соответствующим программам.
В учебной программе для каждого класса учитель имеет право изменить последовательность изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения курса в целом. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15 % учебного времени с учетом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской.
Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя.
Инструменты, приспособления и учебное оборудование в мастерских должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.
Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных практических работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления изделий, разработки графической и технологической документации. С учетом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасного поведения; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.
VІІІ класc
ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ(40/19 ч)
Обработка металлов (14/8 ч)
Точение металлов
(наружных цилиндрических поверхностей).
Сборка деталей из металлов на заклепках
Учебное место для ручной и механической обработки тонколистового металла, проволоки и сортового проката. Правила безопасного поведения.
Сталь и ее виды. Сортовой прокат, его виды, получение и применение. Экономное использование материалов.
Технология выполнения технологических операций с использованием тонколистового металла, проволоки и сортового проката. Виды технологических операций: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках. Инструменты и приспособления для ручной и механической обработки металлов. Назначение и устройство токарно-винторезного станка. Настройка токарно-винторезного станка и приемы управления им. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.
Профессии в металлообрабатывающей промышленности.
Лабораторные работы. Ознакомление с видами сталей. Ознакомление с видами сортового проката. Ознакомление с устройством токарного станка.
Практические работы.Выполнение технологических операций: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках. Установка и закрепление заготовки и токарных резцов на станке. Подрезание торцов и отрезание заготовок.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• сталь и ее виды;
• понятие «сортовой прокат», виды сортового проката, процессы получения и применения сортового проката;
• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки металлов и правила безопасного поведения;
• назначение и устройство токарно-винторезного станка;
уметь:
• определять виды стали, сортового проката;
• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката;
• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из тонколистового металла, проволоки и сортового проката;
• выбирать заготовки из тонколистового металла, проволоки и сортового проката с припуском на обработку, экономно использовать материалы;
• выполнять технологические операции: точение металлов (наружных цилиндрических поверхностей), сборка деталей из металлов на заклепках;
• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки металлов; соблюдать правила безопасного поведения;
• настраивать токарно-винторезный станок и управлять им; устанавливать и закреплять заготовки и токарные резцы на станке; подрезать торцы и отрезать заготовки.
Конструирование (4/2 ч)
Способы конструирования
Художественное конструирование. Свойства композиции изделия: метричность и ритмичность (метр, метрический повтор и ритм, ритмический повтор).
Профессии, связанные с конструированием.
Практическая работа. Чтение и разработка эскизов конструкций и композиций изделий.
Примерный перечень изделий:изделия из плоских и объемных деталей (материал: бумага, картон, древесина, металл), сувенирные изделия и др.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• способы конструирования;
• свойства композиции изделия: метричность и ритмичность.
уметь:
• различать и использовать свойства композиции изделия: метричность и ритмичность;
• читать и выполнять эскизы конструкций и композиций изделий, оформлять графическую документацию для конструирования и изготовления изделий.
ІХ класc
Обработка древесины (10 ч)
Точение древесины (наружных фасонных поверхностей). Отделка древесины (прозрачная, непрозрачная)
Учебное место для ручной и механической обработки пиломатериалов и листовых древесных материалов. Правила безопасного поведения.
Виды ручной и механической обработки древесины. Технология выполнения технологических операций с использованием пиломатериалов и листовых древесных материалов. Виды технологических операций: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины. Виды поверхностей изделий при точении. Виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная). Инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки древесины. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.
Профессии в деревообрабатывающей промышленности.
Лабораторная работа.Определение видов поверхностей изделий при точении.
Практические работы. Выполнение технологических операций: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины (прозрачная, непрозрачная).
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• виды ручной и механической обработки древесины;
• виды поверхностей изделий при точении;
• виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная);
• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки древесины, правила безопасного поведения;
уметь:
• различать виды ручной и механической обработки древесины;
• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов;
• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из пиломатериалов и листовых древесных материалов;
• выбирать заготовки из пиломатериалов и листовых древесных материалов с припуском на обработку, экономно использовать материалы;
• выполнять технологические операции: точение древесины (наружных фасонных поверхностей), отделка древесины, проверять качество выполнения технологических операций;
• определять виды поверхностей изделий при точении;
• различать виды и этапы отделки древесины (прозрачная, непрозрачная);
• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки древесины, соблюдать правила безопасного поведения.
Обработка металлов (8 ч)
Точение металлов (наружных конических поверхностей).
Сборка деталей из металлов на резьбе (нарезание резьбы вручную)
Учебное место для ручной и механической обработки сортового проката и тонколистового металла. Виды ручной и механической обработки металлов. Правила безопасного поведения.
Технология выполнения технологических операций с использованием сортового проката и тонколистового металла.
Виды технологических операций: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе. Назначение и виды резьбы. Метрическая резьба и ее элементы. Обозначение наружной и внутренней резьбы на чертежах. Инструменты и приспособления для ручной и механической обработки металлов. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную. Качество выполнения технологических операций. Правила безопасного поведения.
Профессии в металлообрабатывающей промышленности.
Лабораторная работа. Ознакомление с видами резьбы и элементами метрической резьбы.
Практические работы. Выполнение технологических операций: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе. Нарезание наружной и внутренней резьбы вручную.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• виды ручной и механической обработки металлов;
• назначение и виды резьбы; метрическую резьбу и ее элементы;
• обозначение наружной и внутренней резьбы на чертежах;
• инструменты, приспособления и учебное оборудование для ручной и механической обработки металлов и правила безопасного поведения;
уметь:
• различать виды ручной и механической обработки металлов;
• определять виды резьбы, метрическую резьбу и ее элементы;
• читать и оформлять графическую документацию на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла, обозначать наружную и внутреннюю резьбу на чертежах;
• читать и разрабатывать технологические карты на изготовление изделий из сортового проката и тонколистового металла;
• выбирать заготовки из сортового проката и тонколистового металла с припуском на обработку, экономно использовать материалы;
• выполнять технологические операции: точение металлов (наружных конических поверхностей), сборка деталей из металлов на резьбе; проверять качество выполнения технологических операций;
• пользоваться инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для ручной и механической обработки металлов, соблюдать правила безопасного поведения;
• нарезать наружную и внутреннюю резьбу вручную.
Конструирование (2 ч)
Художественное конструирование. Свойство композиции изделия: цветность (цвет). Виды основных свойств композиции изделия.
Практическая работа. Конструирование изделий.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• свойства композиции изделия, виды основных свойств композиции изделия;
уметь:
• различать и использовать свойства композиции изделия;
• читать и выполнять эскизы конструкций и композиций изделий, оформлять графическую документацию для конструирования и изготовления изделий.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах осуществляется по учебным программам 2012 года, скорректированным в 2017 году.
Содержание учебной программы реализуется в процессе теоретического и практического обучения. Практическое обучение осуществляется в процессе практической деятельности учащихся.
Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах является формирование общетрудовых, технико-технологических знаний, умений, навыков, приобретение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности.
Реализация этой цели предполагает решение задач:
• формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасного поведения;
• развитие творческих, конструкторских способностей и познавательных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
• воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; ценностного отношения к народному творчеству.
Содержание учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в VIII—IX классах представлено двумя содержательными линиями: «Обработка конструкционных материалов» и «Художественное творчество».
Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» включает два раздела «Обработка древесины» и «Обработка металлов», содержание которых направлено на последовательное овладение учащимися технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов.
Содержательная линия «Художественное творчество» включает два раздела «Конструирование» и «Геометрическая резьба по древесине», содержание которых направлено на овладение учащимися основами конструирования и технологией геометрической резьбы по древесине.
Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебных мастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных материалов; правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасных методов и приемов их использования; раскрытие содержания, последовательности и приемов выполнения технологических операций; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения; изучение видов технического и художественного творчества; ознакомление с технологическим процессом; чтение и оформление графической и технологической документации.
После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат для VIII—IX классов перечень основных знаний и умений, подлежащих контролю в процессе обучения.
В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи с такими учебными предметами, как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов.
Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. Все виды учебных занятий по техническому труду носят практико-ориентированный характер. Учебной программой для VIII—IX классов практические задания представлены в виде графических, лабораторных и практических работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для VIII—IX классов
Название содержательной линии, раздела | Количество часов | |
VIII | IX | |
Обработка конструкционных материалов | 40*/19** | 18* |
Обработка древесины | 26/11 | |
Обработка металлов | 14/8 | |
Художественное творчество | 28/15 | |
Конструирование | 4/2 | |
Геометрическая резьба по древесине | 24/13 | |
Резерв времени | 2/ 1 | |
ИТОГО | 70/35 |
* — количество часов для изучения разделов (тем) в школах;
** — количество часов для изучения разделов (тем) в гимназиях.
Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать на факультативных занятиях и в кружках по соответствующим программам.
В учебной программе для каждого класса учитель имеет право изменить последовательность изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения курса в целом. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15 % учебного времени с учетом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской.
Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя.
Инструменты, приспособления и учебное оборудование в мастерских должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.
Контроль результатов учебной деятельности учащихся проводится в виде устного опроса учащихся, выполнения ими самостоятельных практических работ, тестовых заданий, технологических операций, творческих проектов, изготовления изделий, разработки графической и технологической документации. С учетом процессуального и результативного аспектов деятельности учащихся оценка практических работ должна осуществляться по следующим критериям: организация учебного места; соблюдение правил безопасного поведения; рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; правильность выполнения технологических операций; уровень самостоятельности и творческий подход в процессе выполнения практической работы; время, затраченное на выполнение практической работы; соответствие изделия (заготовки) чертежу.
VІІІ класc
ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ(40/19 ч)