События-мишени для тренировки проспективной памяти
Указания
Каждое утро читайте только мишени наступающего дня, после чего не смотрите в список до вечера. В конце дня подсчитайте количество попаданий и промахов. Исчерпывающие инструкции даны перед рабочей таблицей для развития проспективной памяти.
Мишени первого дня
1. Я вижу животное.
2. Я вижу свое отражение в зеркале.
3. Я включаю свет.
4. Я вижу цветок.
ªª ]] VV Я выхожу на солнышко.
Мишени второго дня
1. Я пишу.
2. Я чувствую боль.
3. Я слышу свое имя.
4. Я что-нибудь пью.
ªª ]] VV Я вижу мигающий свет.
Мишени третьего дня
1. Я стою в очереди.
2. Я слышу музыку.
3. Я что-нибудь выбрасываю.
4. Я слышу смех.
ªª ]] VV Я смотрю на экран телевизора.
Мишени четвертого дня
1. Я включаю телевизор или радио.
2. Я вижу овощи.
3. Я вижу красную машину.
4. Я достаю деньги.
ªª ]] VV Я выключаю свет.
Мишени пятого дня
1. Я что-нибудь читаю.
2. Я проверяю время.
3. Я ловлю себя на том, что мечтаю.
4. Я слышу телефонный звонок.
ªª ]] VV Я вижу неоновую вывеску.
Мишени шестого дня
1. Я открываю дверь.
2. Я слышу пение птиц.
3. Я пользуюсь туалетом.
4. Я вижу звезды.
ªª ]] VV Я вижу сигнал светофора.
Мишени седьмого дня
1. Я вставляю ключ в замок.
2. Я вижу или слышу рекламу.
3. Я ем фрукты.
4. Я вижу велосипед.
ªª ]] VV Я включаю прибор.
Таблица для развития проспективной памяти
Указания: Данная таблица предназначена для отслеживания вашего прогресса в развитии проспективной памяти. В крайней левой колонке записывайте дату, когда вы выполняете упражнение. В конце дня отметьте, сколько событий-мишеней вы заметили, сколько пропустили и сколько вообще не появилось, поставив крестик в соответствующей колонке. Число «попаданий» запишите в крайнюю правую колонку. Старайтесь каждый день «попасть» в как можно большее число мишеней, пока не сможете «поразить» все четыре. В таблице «день 0» приведен в качестве примера.
День и дата | Мишень | Попадание | Промах | Не появилась | Число попаданий |
День 0 | x | ||||
Дата: | x | ||||
1/11/91 | x | ||||
x | |||||
День 1 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 2 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 3 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 4 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 5 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 6 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
День 7 | |||||
Дата: | |||||
_______ | _______ | ||||
Упражнение 4: Развитие воли
Дополнительно необходимые средства
Три чистых листа бумаги 8.5 x 11 см.
Введение
Для обучения осознаваемому сновидению вы должны уметь усилием воли доводить до конца начатое дело. Это, как правило, требует дисциплины, то есть способности продолжать работу несмотря на отсутствие сиюминутного успеха. Таким образом, если вы хотите похудеть, вы едите меньше калорийной пищи (даже если она вам больше нравится) и больше двигаетесь (даже если вам тяжело). Но многим людям не удаются задания, требующие дисциплины, или силы воли, поскольку они не развили способности работать при отсутствии сиюминутной выгоды или угрозы наказания.
Обучение осознаваемое сновидение может потребовать значительных усилий. Для достижения результатов необходимо старательно выполнять упражнения. И если не удается быстро освоить технику намерения, технику МВОС, или какую-то другую, вы не должны бросать тренировки. Их необходимо продолжать, с уверенностью, что через какое-то время поставленные цели будут достигнуты. Упражнения, развивающие волю, помогут вам развить способность доводить до конца дело, не сулящее очевидной выгоды.
Инструкции
1. Прочтите на стр. 2-14 описание «бесполезных упражнений» (А-Д).
2. В таблице озаглавленной «План упражнений по развитию воли» представлен план ежедневных «бесполезных упражнений». Неукоснительно следуйте ему — это само по себе дисциплинирует.
3. В соответствии с планом выполняйте каждое упражнение в точности как описано. Лучше всего это делать, когда вы один (за исключением упражнения Д), чтобы не превращать упражнение в забаву или не чувствовать себя неловко (это будет уже совсем другой тип упражнения).
4. На каждый день планом предусмотрено от одного до трех упражнений. Прежде чем перейти ко второму дню, вы должны закончить все упражнения первого дня и так далее. Если в какой-то день вам не удалось до конца выполнить какие-то упражнения, необходимо пройти заново всю программу этого дня на следующий день. Не делайте в день более одной серии упражнений (например, не совмещайте упражнения первого и второго дня). Выполнив задания текущего дня, то есть уделив им достаточно времени или достаточное число раз повторив, занесите текущую дату в «План упражнений по развитию воли». Назавтра можете приступить к упражнениям следующего дня.
«Бесполезные упражнения»
А. На чистом листе бумаги напишите сто раз: «Я должен добиться осознаваемости». Каждую строчку пишите аккуратно, не позволяйте почерку становиться небрежным. Упражнение выполните за один присест, не прерываясь.
Б. Переложите сто кусочков бумаги из одной коробки в другую, по одному, медленно и целенаправленно. Выполните упражнение за один подход, не прерываясь.
В. Постойте на стуле пять минут подряд. Не позволяйте себе в это время ничего делать — ни читать, ни разговаривать, ни смотреть телевизор.
Г. В течение пяти минут повторяйте спокойно, но отчетливо, отбивая ритм: «Я сделаю это».
Д. Поприветствуйте пять людей, с которыми вы до этого ни разу не разговаривали. Если это является частью вашей работы, поприветствуйте пять людей, которых вы не могли бы поприветствовать при других обстоятельствах.
План упражнений по развитию воли
Указания: Прочтите и соблюдайте инструкции к упражнению 4. Выполняйте «бесполезные упражнения» в порядке, приведенном ниже. Точно следуйте указаниям для каждого упражнения. Когда полностью завершите все упражнения текущего дня, заполните колонку «дата выполнения».
День | Бесполезные упражнения | Дата выполнения |
А. Напишите сто раз: «Я должен добиться осознаваемости». | ||
А. Напишите сто раз: «Я должен добиться осознаваемости». Б. Переложите сто кусочков бумаги из одной коробки в другую. | ||
А. Напишите сто раз: «Я должен добиться осознаваемости». Б. Переложите сто кусочков бумаги из одной коробки в другую. В. Постойте на стуле пять минут подряд. | ||
Б. Переложите сто кусочков бумаги из одной коробки в другую. В. Постойте на стуле пять минут подряд. Г. В течение пяти минут отчетливо повторяйте: «Я сделаю это». | ||
В. Постойте на стуле пять минут подряд. Г. В течение пяти минут отчетливо повторяйте: «Я сделаю это». Д. Поприветствуйте пять незнакомых людей. | ||
Г. В течение пяти минут отчетливо повторяйте: «Я сделаю это». Д. Поприветствуйте пять незнакомых людей. | ||
Д. Поприветствуйте пять незнакомых людей. |
Тест
Общие сведения о тестах см. стр. ii Введения.
1. Осознаваемое сновидение является разновидностью ___________________ практики.
2. Одним из важнейших открытий психологии является создание установки на выполнение задания. (Да/Нет)
3. Ваши личные цели следует (отметить все подходящие продолжения):
а. ясно определить, назначив, если можно, конкретные сроки.
б. ставить в легко реализуемой форме, чтобы не возникало разочарований.
в. ставить в виде, допускающем мотивацию на короткий и на длительный срок.
г. поставить, а потом игнорировать, чтобы не привязываться к срокам.
4. Если вы считаете, что обучиться осознаваемому сновидению трудно, у вас может уйти на это много времени. (Да/Нет)
5. Спите ли вы в данный момент? (Да / Нет)
Откуда вы это знаете? ____________________________________________________
________________________________________________________________________
6. То, о чем вы обычно думаете и что делаете во сне — это то, что вы привыкли думать и делать ____________________________________________________________
7. Что такое тестирование реальности? _______________________________________
________________________________________________________________________
8. Что такое «критический вопрос» Толи? ____________________________________
________________________________________________________________________
9. Критический вопрос следует задавать каждый раз, когда ситуация кажется ________________________________________________________________________.
10. Во сне человек всегда рассуждает здраво. (Да/Нет)
11. Какое из следующих действий надежнее всего работает при проверке состояния? (отметить одно):
а. оглядеться, чтобы понять, реально ли выглядит мир вокруг.
б. ущипнуть себя.
в. попытаться полететь.
г. прочитать текст.
д. спросить кого-нибудь, спите ли вы.
12. Что такое «последнее слово при проверке состояния»? ______________________
________________________________________________________________________
13. Тибетские буддисты уже более тысячи лет используют для вхождение в осознаваемое сновидение выработку во время бодрствования состояния сознания, которое переводит их в состояние сна. (Да/Нет)
14. Техника силы намерения требует, чтобы вы в течение дня при любых обстоятельствах непрерывно думали, что __________________________________________
15. Осознаваемые сновидения редко случаются без ______________________________
16. Технику намерения следует практиковать в ранние утренние часы, либо в заключительной фазе периода сна. (Да/Нет)
17. Техника намерения делает акцент на визуализации процесса вхождения в осознаваемое сновидение и пребывания в нем. (Да/Нет)
18. Какие из приводимых ниже этапов не относятся к технике намерения? (отметить все):
а. планирование заранее времени проверки состояния.
б. задавание себе вопроса: «Сплю я или бодрствую?» — при любых странных событиях.
в. возможно более ярко представить, что вы спите.
г. поиск вокруг признаков сна.
д. воображать свои действия, которые вы запланировали на ближайшее осознаваемое сновидение.
е. просьба к своему гуру помочь вам осознать состояние сна.
ж. твердое решение осознать свое состояние, когда вы будете спать.
19. С помощью какой техники д-р Лаберж смог научиться входить в осознаваемое сновидение по своей воле? ____________________________________________________
20. Память о том, что вам надо сделать в будущем, называется __________ памятью.
21. Визуализация того, как вы осуществляете свои намерения, усиливает ассоциативную связь между вашими будущими действиями и обстоятельствами, при которых они будут происходить. (Да/Нет)
22. Если вы хотите помнить о том, что надо сделать во сне, вам надо уметь не забывать о том, что надо сделать _______________________________________________.
23. Как и другие органы и функции, волю можно развить путем _________________.
24. А. Перечислите три проблемы, возникающие из-за того, что у вас меньше силы воли, чем могло бы быть:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Б. Назовите три пути использования вашей возросшей силы воли:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Модуль третий
Вспоминая будущее
Что читать
В книге «Исследование мира осознаваемых сновидений» прочтите:
стр. 71 — 75 («Техника МВОС» и «Техники самовнушения и гипноза»).
пятую главу «Структура сновидений» (стр. 105 — 122).
стр. 271 — 273, «Упражнение: концентрация на свече» и «Упражнение: тренировка визуализации».
Упражнения
1. Игра «Беру, но помню» ...................................................................................... | 3-2 |
2. Простая медитация на сосредоточение ............................................................. | 3-3 |
3. Техника МВОС .................................................................................................. | 3-5 |
4. Техника самовнушения ...................................................................................... | 3-10 |
5. Сосредоточение и визуализация ........................................................................ | 3-11 |
Тест..................................................................................................................... | 3-13 |