Александр Эммануилович Нудельман
И Арон Абрамович Рихтер.
Модифицированная автоматическая пушка НР-23.
Предположение о «похищениях» основывалось исключительно на габаритах грузового отсека и возвращаемой полезной нагрузке, открыто объявленным американскими разработчиками шаттлов, близким к габаритам и массе «Алмазов».
О габаритах и весе разрабатывавшегося в то же время американского спутника оптической разведки KH-11 KENNAN советское руководство информировано не было.
В результате, советская космическая отрасль получила задание создать многоразовую космическую систему многоцелевого военно-гражданского назначения с характеристиками, аналогичными системе «Спейс шаттл».
Первая версия советской транспортной космической системы (ОС-120), предложенная в 1975 году, по сути отличалась от системы «Спейс Шаттл» только наличием 4 жидкотопливных ускорителей первой ступени вместо 2 твёрдотопливных у американской системы.
В 1976 году была предложена существенно изменённая версия (ОК-92).
Двигатели второй ступени были перемещены с орбитального корабля-космоплана на бывший отделяемый топливный бак второй ступени, что позволило совместить разработку многоразового корабля с созданием универсальной сверхтяжёлой ракеты «Энергия».
В 1978 году проект «Бурана» приобрёл свой окончательный вид.
В 1976 году была официально утверждена строго засекреченная программа «Энергия»-«Буран».
70 министерств и ведомств и 1286 предприятий СССР (более 1 миллиона человек) принимали участие в создании системы.
Общие расходы на программу за 18 лет превысили 16 миллиардов рублей.
Головным разработчиком корабля было специально созданное НПО «Молния».
Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, уже в 1960-е годы работавший над проектом многоразовой авиационно-космической системы «Спираль».
Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года.
К 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр.
С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский.
Оттуда (с аэродрома Жуковский) - воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике ВМ-Т) - на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.
Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана» - военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный (Хороль) в Приморье, а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии).
Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия».