Адаптеры РМА изготовили в Хантингтон-Бич (Калифорния) на предприятии компании Boeing. «Юнити» с двумя адаптерами РМА имел длину 10.98 м и массу около 11500 кг.
Головным разработчиком служебного модуля (СМ) «Звезда» являлась РКК «Энергия», основным субподрядчиком - ГКНПЦ имени Михаила Васильевича Хруничева.
Входящее в него КБ «Салют» выполнило ряд проектных и конструкторских работ.
Ракетно-космический завод изготовил корпус, провёл сборку и часть испытаний.
«Звезда» является основой российского сегмента МКС.
СМ обеспечивает деятельность экипажа численностью до шести человек и управление станцией с регулярно изменяющейся конфигурацией.
Панели солнечных батарей.
Малый диаметр рабочего отсека.
Стыковочная мишень. 4 - Переходный отсек.
Антенны системы «Курс».
Осевой пассивный гибридный стыковочный
Агрегат ССВП-М.
Стыковочная мишень.
Боковой пассивный гибридный стыковочный
Агрегат ССВП-М.
Панели солнечных батарей.
Бленды иллюминаторов.
Большой иллюминатор №9.
Антенны системы «Регул».
- Блок двигателей ориентации. 14 - Шлюзовая камера. 15 - Агрегатный отсек. 16 - Антенны системы «Регул». 17 - Большой диаметр рабочего отсека. 18 - Иллюминатор индивидуальной каюты. |
На этапе развёртывания МКС он является базовым модулем всей станции, основным местом для жизни и работы экипажа.
Это наиболее сложный и насыщенный аппаратурой российский модуль МКС.
Конструктивно СМ состоит из четырёх отсеков:
- трёх герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежуточной камеры (ПК),
- негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором размещена объединённая двигательная установка (ОДУ).
Стартовая масса «Звезды» на орбите после отделения от ракеты-носителя составила 20295 кг.
СМ имеет длину по корпусу 13,11 м, максимальный диаметр – 4,35 м, объём герметичных отсеков - 89 м3, объём обитания экипажа – 46,7 м3.
Расчётная длительность функционирования «Звезды» на орбите - 15 лет.
При запуске модуля малый диаметр РО со сложенными солнечными батареями (СБ) и ПхО был закрыт головным обтекателем.
Основные внешние отличия СМ от ББ «Мира» коснулись ПхО.
На нём вместо пяти осталось только три стыковочных узла: один, осевой, спереди, один - сверху, один - снизу.
Вместо двух боковых узлов на СМ были приварены герметичные крышки.
Вместо старых стыковочных агрегатов ССВП на ПхО установили модернизированные ССВП-М с усиленной несущей способностью.
Лишь на ПК остался старый агрегат ССВП.
На корпусе РО малого диаметра была заварена ставшая ненужной ниша для привода монтируемой СБ.
Две СБ модуля имеют размах 29,73 м, площадь их фотоэлектрических элементов - 76 м2.
Батареи вырабатывают максимальную выходную мощность 9,8 кВт.
Предусмотрено смонтировать на основных СБ ещё четыре дополнительные батареи: по одной с каждой стороны обеих СБ.
После их монтажа мощность системы электропитания возрастёт до 13,8 кВт.
Серьёзные изменения коснулись систем модуля.
Бортовой компьютер российского производства был заменён на систему обработки данных DMS-R, предоставленную ЕКА.
- Появились дополнительные интерфейсы для обмена служебной и научной информацией с американским сегментом МКС.
-Радиотелеметрические системы БР-9ЦУ-5 и БИТС 2-3 заменили единой БИТС 2-12.
- Вместо приборов и антенн (включая поворотную остронаправленную) системы «Антарес» для связи через спутник-ретранслятор установили систему «Лира» и остронаправленную антенну с одноступенчатым пеленгом.
- Командная радиосистема «Квант-В» заменена радиотехнической системой управления и связи «Регул».
Кроме того, заменён ряд антенн системы автоматического сближения «Курс».
Пульты управления «Плутон» для системы управления бортовым комплексом поменялись на более совершенные «Меркурий».
Вместо внутреннего контура охлаждения КОХ-В, агрегатов кондиционирования БКВ-2 и БКВ-3 системы терморегулирования появились два агрегата системы кондиционирования воздуха СКВ-1 и дополнительные теплообменники.
Значительная часть оборудования не была установлена на СМ из-за ограничений по грузоподъёмности носителя.
Её планировалось доставить на «Прогрессах» и шаттлах.
Часть аппаратуры и устройств для «Звезды» уже была привезена на МКС во время полётов STS-88, -96 и -101 и ожидала своего часа в грузовых секциях модуля «Заря» (среди них - велоэргометр и бегущая дорожка).
Секция Р6 состоит из трёх составных элементов:
- сборки фотоэлектрической системы PVAA,
- интегрированной сборки оборудования IEA,
- длинной проставки LS.