Синтез древних и современных знаний
Именно "Тибетская книга мертвых" побудила меня обратиться к тибетскому буддизму. Я прочла ее впервые 15 лет тому назад, и, как я уже отметила, тогда я поняла немного. Когда я вновь вернулась к этому ценному труду, откровение озарило меня, я поняла глубину и важность ее послания для нас, людей сегодня. Она поражает своей подлинностью, достоверностью. Это, пожалуй, единственный известный нам источник, передающий с абсолютной точностью процессы смерти и после нее.
В своих исследованиях я опираюсь на труды многих авторов, и в первую очередь: В. Эванса-Венца, Согиала Ринпоче, Намкай Норбу Ринпоче, Роберта А.Ф. Турмана. Благодаря их публикациям и разъяснительной работе буддизм получил широкое распространение на Западе.
Огромная заслуга В. Эванса-Венца, известного американского ученого в области сравнительной теологии, состоит в том, что он принес западному миру бесценный подарок: "Тибетскую книгу мертвых". Вскоре после издания она приобрела огромную популярность.
Этот древний трактат, оригинальное название которого "Великое Освобождение Слушанием в Бардо", на протяжении многих веков передавался устно от поколения к поколению. Наконец в VIII веке н. э. этот древний труд был зафиксирован в письменном виде великим Учителем, основателем тибетского буддизма - Падмасамбавой.
Падмасамбава означает на санскрите: рожденный из Лотоса. Имя Падмасамбава указывает на чудесные обстоятельства его рождения. В легенде рассказывается, что он вышел из языка Будды Амитаба в виде радужного метеора. Метеор спустился на озеро возле Удианы, в лощине на северо-западе Индии. На месте его приземления вырос огромный, прекрасный лотос. Когда цветок лотоса распустился, то в нем сидел 8-летний мальчик с радужной аурой.
Падмасамбава - буддийский Мастер Тантры и Дзогчена жил в VIII веке в Удиане, в Индии и был широко известен за ее пределами. В VIII веке Падмасамбава принес буддизм в Тибет. В предании рассказывается, что в 747 году его пригласил наместник Тибета с целью изгнания злых духов в месте, в котором постоянные землетрясения разрушали строившийся монастырь. После изгнания Падмасамбавой нечистой силы все землетрясения прекратились. На этом месте был построен монастырь и основана первая буддийская община в Тибете. С этого момента буддизм начал быстро распространяться по Тибету.
Падмасамбава после написания "Великого Освобождения Слушанием в Бардо" спрятал этот великий труд. И только в XIV веке он был найден ламой Карма Лингпа, известным открывателем сокровищ, в пещере горы Гампо Дар в центральном Тибете.
"Великое Освобождение Слушанием в Бардо" было переведено на английский в 1922 году ламой Кази Дава Самдуп и отредактировано В. И. Эванс-Венцом. Они дополнили свой совместный труд "Комментариями к Тибетской книге мертвых". Трактат был издан в 1927 году.
Вышеуказанные комментарии помогают глубже вникнуть в суть "Тибетской книги мертвых", они дают ключ к символике и тексту книги. Комментарии, изданные В.И. Эванс-Венцом, основаны большей частью на замечаниях ламы Кази Дава Самдуп, продиктованных во время перевода "Тибетской книги мертвых". Цель комментариев - донести до западного читателя суть "Тибетской книги мертвых" в неискаженном виде.
"Великое Освобождение Слушанием в Бардо" - это не описание погребального обряда, а система наставлений для умирающего и умершего в иные миры или в промежуточное состояние. Это путеводитель по области Бардо (промежуточное состояние) с ее меняющимися видениями, среди которых душа пребывает (символически) 49 дней с момента смерти и до нового воплощения, причем в основе лежит древнейшее учение о карме и перерождении.
В настоящее время на книжном рынке имеется множество изданий "Тибетской книги мертвых". Всем заинтересованным советую поподробнее ознакомиться с известным трудом, настоятельно рекомендую издание, содержащее комментарии.
Согиал Ринпоче и Намкай Норбу Ринпоче родились и выросли в Тибете. Многие известные тибетские ламы были их Учителями, которые ввели их в буддийские традиции Дзогчена. После оккупации Тибета Китаем они оба эмигрировали на Запад, получили западное образование и до настоящего времени живут на Западе.
Профессор Роберт А.Ф. Турман многие годы изучал тибетские направления буддизма под руководством известных лам и достиг высот в Тантра-Йоге.