Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.
По разделу 1.
Эссе:
- Ваша интерпретация суждения: Современные образовательные технологии обезличивают процесс обучения в вузе.
Тесты:
- Дайте определение понятию «образовательные технологии».
- Какие из приведенных действий обучающихся имеют отношение к технологии Дебаты?
- изучают источники,
- формируют команду,
- готовят кейс,
- составляют портфолио,
- формируют кластер.
- Охарактеризуйте социокультурные предпосылки возникновения современных образовательных технологий.
Замысел занятия:
1. Синквейн. (Образ занятия)
2. Характеристика занятия с помощью определений и описание действий, которые будут реализовываться на педпрактике. (Действия выбираются из Карты диагностики позиции педагога).
3. Структура занятия:
а) Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена технология.
б) Цели занятия и ее соответствие возможностям технологии.
в) Предполагаемые результаты.
По разделу 2.
СХЕМА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Соответствие занятия целям дисциплины
· Какие целевые установки реализуются на занятии.
- Формирование каких конкретных компетенций (из стандартов) происходило на занятии.
- Место занятия в ходе изучения дисциплины (введение в…, проблематизация, закрепление и т.д.)
Организация учебного занятия
· Формулирование задания (четкость, нацеленность на действие (содержит указание на способ работы, соответствие особенностям технологии, мотивирует студентов)
- Предметный материал для применения технологии (интересен, адекватен теме и заданию, позволяет работать с ним по-разному, является достаточным и не избыточным)
- Форма активизации работы студентов с помощью технологии.
- Организация коммуникаций с помощью технологии (студент-студент, студент-преподаватель, стиль, форма, продуктивность)
- Полнота и адекватность применения технологической цепочки.
Результативность занятия
· Какую базу занятие дало для дальнейшего образования (тему, вопросы можно подхватить, использовать, «перекинуть» на другие дисциплины, использовать и поддержать через другие технологии)
· Какие результаты образования замечены, зафиксированы (знания, представления, умения, компетентности)
· Образовательные эффекты (то, что выше запланированного, неожиданные результаты).
Тесты:
1. Проведите различия между учебными и образовательными результатами использования технологий.
2. Выберите действия обучающихся, относящиеся к технологии Метод проектов:
А) Актуализация опыта учащихся.
В) Формулирование проблемы.
С) Работа с кейсом.
D) Разработка плана действий.
Е) Подготовка презентации.
F) Рефлексия.
3. Выберите явления, не относящиеся к современным образовательным технологиям:
А) Активная образовательная позиция участников технологии
В) Отстраненность от личного опыта учащихся.
С) Четко прописанные формы внедрения новых технологий
D) Высокая эффективность не учебных, а образовательных достижений
Е) Использование современных технических средств обучения, которые становятся основой для переобучения
F) Отсутствие интерактивного взаимодействия
По разделу 3.
Рефлексивная записка:
- Почему выбрана используемая Вами образовательная технология?
- Какие технологические приемы, блоки Вы применили на своем занятии?
- Какие особенности, удачи и трудности хотелось бы отметить в работе с избранной Вами технологией?
- Какой ресурс курса Вы использовали при подготовке Вашего проекта? (Укажите название темы лекции, практического занятия и знания, навыки, которые были использованы)
- Какие внешние ресурсы были использованы при подготовке проекта?
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Итоговой формой проверки теоретических и практических знаний по курсу является дифференцированный зачет в одинадцатом семестре.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
- Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии. - М, 1996.
- Заахарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.
- Елисеева Е.В. Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения. - Брянск, 2006.
- Инновационные образовательные технологии: теория и практика. – Томск, 2008.
- Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя / Дебаты: Учебно-методический комплект / Под общей ред. Л.А. Бабайцевой. — М., 2002.
- Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом . № 5. 2006.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
- Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования: Книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта и магистранта педагогического университета студента факультета подготовки научно-педагогических кадров института и классического университета. – М., 2001.
- Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case –study // Инновации в российском образовании». – М., 2000.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
- Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке . - Новокузнецк, 2005.
- Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии. - 2000. - № 2, 3.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.
- Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. – М., 1993.
- Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997. - № 1–11.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000.
- Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей. – Калининград, 2003.
- Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М., 2003.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.
- Современные подходы в преподавании истории: Материалы международного семинара. - СПб., 1996.
- Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
- Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. – Ростов н/Д., 2005.
8. Материально техническое обеспечение дисциплины
Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций. Комплект видеоуроков.
Рабочая программа по курсу «Современные технологии преподавания истории» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению.
Автор:
Соколов Виктор Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.
Рецензент:
Смолякова Людмила Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории.
Рекомендовано методической комиссией исторического факультета
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю.Соколов
«___»_________________2011 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании.
Причины появления и содержание понятия «Открытое образовательное пространство». Образовательные потребности российского рынка труда в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Применение компетентностного подхода в среднем и высшем образовании и возможности технологизации образовательного процесса.
Тема 2. Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии».
Производственный процесс в постиндустриальном обществе и его культурные аналоги в образовании. Эволюция понятии «образовательные технологии» во второй половине ХХ – начале ХХ1 вв. Основные подходы к трактовке понятия «образовательные технологии» в отечественной педагогической науке.