С какими идеями связана концепция Большого взрыва?
А. С катастрофой Вселенной;
Б. С гипотезой первичного состояния нашей Вселенной;
В. С идеей взрыва гигантской «ядерной капли»;
Г. С гипотезой расширяющейся Вселенной.
23. Какое открытие положило начало формированию научной химической картины мира?
А. Учение о составе вещества Р. Бойля;
Б. Теория химического строения вещества А. Бутлерова;
В. Периодический закон химических элементов Д. Менделееева;
Г. Создание эволюционной химии.
Что выражает периодический закон Д.И. Менделеева?
А. Место элемента в периодической системе;
Б. Химическое строение вещества;
В. Периодическую зависимость свойств химических элементов от заряда их атомных ядер;
Г. Связь заряда атомного ядра с порядковым номером элемента;
Когда возникла эволюционная теория Ч. Дарвина
А. В начале ХХ века;
Б. В начале ХIХ века;
В. Во второй половине ХIХ века;
Г. В конце ХVIII века.
Выделите три основных фактора эволюции по Дарвину?
А. Радиоактивный фон;
Б. Изменчивость;
В. Наследственность;
Г. Естественный отбор.
Какое из указанных определений соответствует понятию «биосфера»?
А. Совокупность живых организмов планеты;
Б. Система, включающая живое вещество планеты и среду его обитания;
В. Внешняя геологическая оболочка Земли, образующая у ее поверхности пленочный слой.
В чем специфика современных биотехнологий?
А. В использовании живых организмов и биологических процессов в промышленном производстве белков, ферментов, витаминов и т.п.
Б. В использовании микробиологического синтеза;
В. Применение методов генной инженерии.
На чем основаны генные технологии?
А. На методах биохимии; и микробиологии;
Б. На методах молекулярной биологии и генетики с целью видоизменить ДНК;
В. На принципах евгеники.
В чем сущность клонирования?
А. В воспроизводстве живых организмов;
Б. В генетическом копировании организмов и органов;
В. В искусственной культивации живых организмов.
Какие проблемы исследует биоэтика?
А. Нравственные проблемы биологического познания и биотехнологии;
Б. Этику живых организмов;
В. Вопросы о нравственных пределах познания живого.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
1. Специфика концептуального подхода к изучению естествознания.
2. Естествознание как феномен культуры, его отличие от натурфилософии.
3. Понятие науки. Особенности научного познания.
4. Структура научного знания. Классификация наук.
5. Исторические этапы познания природы.
6. Естествознание как комплекс наук о природе.
7. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус.
8. Естествознание в системе научного знания.
9. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познания.
10. Структура и динамика естественнонаучного знания. Основные формы естественнонаучного познания.
11. Методы и приемы научного исследования в современном естествознании.
12. Научный эксперимент в структуре естественнонаучного исследования.
13. Математика как язык и метод современного естествознания.
14. Научные революции в естествознании и механизмы их возникновения.
15. Понятие научной (естественнонаучной) картины мира и ее эволюция.
16. Исторические типы естественнонаучной картины мира.
17. Классическая, механистическая картина мира, ее основные черты и роль в развитии европейской культуры.
18. Глобальные научные революции и типы научной рациональности в истории естествознания.
19. Научная революция в естествознании конца Х1Х – нач. ХХ вв. Возникновение релятивистских и квантовых представлений.
20. Современные концепции пространства-времени.
21. Концепция атомизма и элементарные частицы в современной научной картине мира.
22. Законы сохранения и законы симметрии в современной научной картине мира.
23. Концепция детерминизма и физические законы. Лапласовский и современный детерминизм.
24. Современная космология о происхождении и развитии Вселенной. Модели стационарной и нестационарной Вселенной.
25. Понятие и основы космогонии. Современная модель Большого взрыва.
26. Универсальные постоянные и структура Вселенной.
27. Проблема существования и поиска жизни и цивилизаций во Вселенной: астрофизические основания.
28. Антропный космологический принцип: его естественнонаучный и философско-методологический смысл.
29. Синергетика как междисциплинарная концепция самоорганизации: ее основные понятия и идеи.
30. Синергетическая парадигма в современном естествознании: сущность и принципы.
31. Синергетика и поиск общих механизмов саморазвития природного и социального мира.
32. Теоретическая кибернетика: предмет и ключевые понятия.
33. Управление и обратная связь как понятия кибернетики.
34. Понятия информации и энтропии в современной научной картине мира.
35. Кибернетическая концепция поведения и саморегуляции-гомеостаза.
36. Дарвиновская революция Х1Х в. и генетическая революция ХХ в. в биологии.
37. Современная трактовка эволюционной теории: неодарвинизм, номогенез, концепция коэволюции, гипотеза Гея-Земли.
38. Проблема сущности живого. Понятие жизни. Фундаментальные свойства и функции живого.
39. Основные концепции происхождения жизни на Земле.
40. Концепция структурных уровней организации живой природы.
41. Человек как единство биологического и социального. Проблема генезиса человека.
42. Учение о биосфере и ноосфере.
43. Биоритмология и анализ природных и социальных ритмов в концепции этногенеза Л.Гумилева и гелиобиологии А. Чижевского.
44. Техника и технология, основные этапы их развития.
45. Специфика современных биотехнологий. Проблемы биоэтики.