Iii. материалы практических занятий

Тематика семинарских занятий (12 ч.)

(очная форма обучения)

ТЕМА 1. Исторические этапы развития естествознания (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности.

2. Естествознание эпохи Возрождения.

3. Естествознание Нового времени.

4. Диалектизация естествознания.

5. Крушение механистической картины мира.

ТЕМА 2. Происхождение и эволюция Вселенной (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие Вселенной. Космология и космогония.

2. Модели происхождения Вселененой.

3. Теория происхождения Солнечной системы и Земли.

4. Состав и строение Вселенной.

ТЕМА 3. Современные концепции эволюции живой природы и сущности жизни (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие жизни и её возникновения.

2. Происхождение и эволюция жизни на Земле.

3. Уровни биологических структур (популяция, биоценоз, биогеоциноз, биосфера).

ТЕМА 4. Основы генетики(2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы генной инженерии и клонирования.

2. Биоэтика, естествознание и нравственность.

ТЕМА 5. Этико-правовые проблемы генной инженерии (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Этический аспект генной инженерии.

2. Правовые особенности генной инженерии.

ТЕМА 6. Проблемы происхождения человека (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Человек как объект естественнонаучного познания.

2. Представления о происхождении человека.

3. Сходства и различия между человеком и животным

4. Эволюция человека: основные факторы и движущие силы.

5. Этология и человек. Этнология. Социальная экология.

Тематика семинарских занятий (6/4 ч.)

(заочная/заочная-сокращенная форма обучения)

ТЕМА 1. Исторические этапы развития естествознания (2/2 часа)

Вопросы для обсуждения:

6. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности.

7. Естествознание эпохи Возрождения.

8. Естествознание Нового времени.

9. Диалектизация естествознания.

10. Крушение механистической картины мира.

ТЕМА 2. Современные концепции эволюции живой природы и сущности жизни (2/- часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие жизни и её возникновения.

2. Происхождение и эволюция жизни на Земле.

3. Уровни биологических структур (популяция, биоценоз, биогеоциноз, биосфера).

ТЕМА 3. Проблемы происхождения человека (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Человек как объект естественнонаучного познания.

2. Представления о происхождении человека.

3. Сходства и различия между человеком и животным

4. Эволюция человека: основные факторы и движущие силы.

5. Этология и человек. Этнология. Социальная экология.

Мультимедиа материалы для практических занятий по курсу «Основы современного естествознания»

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ:

1) С Точки Зрения Науки - Был ли Дарвин прав? (Naked Science - Evolution: Was Darwin Wrong?) - [2006 г., Научно-популярный, National Geographic].

2) С точки зрения науки - Большой Взрыв. (Naked science. Big Bang) [2008 г., Научно-популярный, National Geographic].

3) Планеты - Другие миры. (BBC: Planets - Different Worlds) - [1999 г., Научно-популярный, ВВС].

4) Планеты – Жизнь. (BBC: Planets – Life) - [1999 г., Научно-популярный, ВВС].

5) Большая часть вселенной невидима (BBC. Most of Our Universe is Missing) - [2006 г., Научно-популярный, ВВС]

6)

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контролируемая самостоятельная работа

СУРС выполняется в форме письменной работы (тестовых заданий) по выше приведенным темам.

Формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине «Основы современного естествознания» является письменное выполнение предложенных тестовых заданий (упражнений). Успешное выполнение заданий служит свидетельством того, что студент освоил теоретический материал, приобрёл навыки его практического применения.

Оценка результатов выполнения контролируемой самостоятельной работы выставляется с учетом количества правильно выполненных заданий соответствующего варианта.

Самостоятельная управляемая работа студента

Раздел дисциплины, тема Содержание учебного задания Методическое обеспечение Кол-во часов Форма контроля
ТЕМА 10 «Естественно-научные основы современных технологий» Изучить современные подходы к анализу уровней организации материи. 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие (5-е изд., перераб. и доп.) – Москва, 2010. 2. Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания. – Москва, 2002. 3. Саган, Карл. Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. – СПб., 2005. тест
ВСЕГО:    


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Определите понятие «наука», указав наиболее соответствующее из предложенных:

А. Совокупность знаний о мире;

Б. Разновидность научно-технического прогресса;

В. Динамическая система объективно-истинных знаний о существенных связях действительности;

Г. Система нормативных актов, установленных государством.

2. Выделите отличительные признаки научного знания:

А. Предметный и объективный способ рассмотрения мира;

Б. Логичность рассуждений и выводов;

В. Использование особого искусственного языка;

Г. Обоснованность, системность, доказательность;

Д. Метафоричность образов;

3. Какие из перечисленных функций характерны для науки:

А. Функция особой социальной силы общества;

Б. Политическая;

В. Культурно-мировоззренческая;

Г. Производительной силы общества;

Д. Коммуникативная;

Наши рекомендации