Виды сайтов по типу информации и возможностей, которые они предоставляют пользователям сети

Более-менее детальная классификация сайтов по типу информации и возможностям, предоставляемым пользователям интернета, очень обширна. Построить такую классификацию по этим признакам, которая точно распределила все сайты по подходящим для них категориям, довольно проблематично. Крупные каталоги интернет-ресурсов, такие как Яндекс-каталог, DMOZ, list.mail.ru и т. д., пытаются решать эту задачу по-разному. Множество аспектов и соображений, исходя из которых, можно выделять категории и подкатегории, оставляют много места для произвола.

Тем не менее, постараемся и здесь выделить типы и дать некую классификацию.

Вначале выделим наиболее общие группы сайтов по назначению, соотнеся их с максимально общими целями, ради которых пользователи приходят в интернет. Изначально интернет был средой для получения информации. И сейчас сайты, направленные на предоставление разнообразной информации пользователям, являются наиболее многочисленной группой. Итак, первая группа — сайты, существующие для предоставления пользователям информации, контента. Помимо собственно поиска информации, люди часто приходят в интернет ради общения, ради поиска людей, близких по интересам и т. п. Таким образом, вторая группа — сайты, направленные на организацию общения и взаимодействия между пользователями. Вскоре после появления интернета в него пришёл бизнес, и появилась третья группа сайтов. Это — сайты, предназначенные для предоставления услуг, продажи товаров через интернет,сайты, основной функцией которых является организация электронной коммерции. И, наконец, ещё одной важной группой сайтов, являются сайты, предоставлящие различные онлайн-сервисы.

Напишем теперь об этих группах сайтов поподробнее:

1) Сайты, предоставляющие контент. В этой группе, в свою очередь, можно выделить множество разных типов сайтов по разным признакам. Во-первых, сам вид контента может быть различным — т. е. это может быть как текст, так и фотографии, рисунки, всякие звуковые файлы, например, музыка популярных исполнителей, и видео. По характеру предоставляемого контента можно выделить сайты информационно-тематические, новостные, развлекательные, сайты-библиотеки, сайты-базы определённого рода документов, например, база рефератов, разнообразные сайты-справочники, онлайн-энциклопедии и словари, сайты-каталоги, обобщающие информацию о других сайтах и т. д. Ну и, конечно же, по тематике. Однако список возможных тематик был бы настолько большим, что мы не будем приводить его на этом сайте. Хорошая классификация различных сайтов по тематикам представлена в Яндекс-каталоге.

2) Сайты для онлайн-контактов и общения. Список типов сайтов в этой группе также очень велик. Сюда можно отнести и «классические» формы организации общения, такие как форумы, чаты, доски объявлений, так и новые, которые можно условно отнести к группе т. н. «веба 2.0″. Среди эти новых — популярные в последнее время «социальные сети», всякие блоги-сообщества в одном флаконе, «вопрос-ответные» проекты и т. п. Сюда нужно отнести и такие сайты, как службы знакомств, сайты, организующие общение между людьми, ищущими в сети работу и работодателями, например, всякие биржи фрилансеров, сайты, на которых можно принять участие в онлайн-играх, некоторые сайты, предназначенные для поддержки общения пользователей между собой, с равной долей отнести и к онлайн-сервисам, например, это относится к сайтам icq или skype. Потенциал развития этого сектора очень велик, и не исключено, что новые интересные возможности для организации контактов и общения через интернет будут придуманы в самое ближайшее время.

3) Сайты электронной коммерции. Какие типы сайтов выделяются в этой группе? Конечно, самым многочисленным видом будут всякие интернет-магазины, через которые сейчас можно продавать практически всё, что угодно. Также велик список сайтов, предоставляющих различные платные услуги, сейчас с помощью интернета можно оплатить и мобильную связь, и консультацию психолога, и хостинг для сайта. В эту группу войдут и сайты электронных платёжных систем, сайты банков, предоставляющих возможность управления счетами через интернет, сайты обменных пунктов различных валют, сайты, дающие возможность играть на Форексе и т. п. В особую категорию здесь можно вынести сайты, построенные на основе т. н. партнёрских программ, т. е., проще говоря, клоны известных интернет-магазинов, продающие в интернете те же товары той же торговой структуры, и получающие на этом без особых усилий какой-то процент с продаж.

4) Сайты, предоставляющие онлайн-сервисы. Тут мы обнаружим также большое разнообразие. Некоторые сервисы можно отнести и к другим группам, например, сервисы, предоставляющие хостинг (как хостинг для сайтов, так и хостинг для гостевых, форумов, чатов, блогов, файлов и т. п.) Весьма распространёнными ещё со времён зарождения интернета являются сервисы бесплатной электронной почты. Вообще, многие онлайн-сервисы трудно классифицировать потому, что при всей их огромной популярности и значимости для интернета, главные сайты, предоставляющие их, существуют всего в нескольких экземплярах. Например, одними из важнейших сервисов, необходимость в которых возникла ещё на заре развития интернета, являются поисковые сервисы. Но при этом достаточно популярных среди них (в рунете) всего три. Самым первым поисковиком Рунета был Рамблер. Сегодня лучшим и крупнейшим из поисковых сервисов в Рунете является Яндекс, а в мировом интернете лидерство держит Гугл (Google). Другие интересные сервисы — это, например, сервисы, предоставляющие онлайн-перевод веб-страниц (скажем, translate.ru), сервисы, помогающие вам проверить текст на орфографические ошибки (скажем, orfo.ru), сервисы, позволяющие собирать закладки на интересные вам сайты (скажем, memori.ru или Яндекс.Закладки) и т. д. и т. п. В последнее время, особенно в западном интернете появилась тенденция пытаться создавать онлайн-версии популярных оффлайновых программ, таких, как Word, Excel и т. п. Насколько успешной будет эта попытка переноса в онлайн работы с приложениями, покажет время.

Впрочем, есть и такие виды сайтов, которые изначально не предназначены для живых пользователей, так называемые «неестественные сайты».Изначально все сайты, появляющиеся в Интернете, были предназначены для живых пользователей сети. Когда в сети обострилась конкуренция между сайтами и их владельцы стали бороться за вывод своего сайта в «топ», т .е. за то, чтобы пользователи находили их сайт на первых местах в выдаче поисковых систем, и особенно, когда в Интернет пришли деньги, появились люди, которые стали «замусоривать» Интернет никчёмными и никому (кроме них самих) не нужными сайтами, преследуя при этом две основные цели. Во-первых, это продвижение другого сайта, либо своего, либо того, владелец которого заплатил за продвижение. Во-вторых, это заработок, получаемый непосредственно с этих самых «никчёмных» сайтов.

Начнём с сайтов, создаваемых для раскрутки других сайтов:

1) Дорвеи. Трудно раскрутить один сайт так, чтобы он занимал высокие позиции по множеству поисковых запросов. Поэтому, когда конкуренция в интернете обострилась, недобросовестные вебмастера, чтобы затащить как можно больше посетителей на свой сайт, стали создавать в большом количестве дополнительные сайты, оптимизированные под несколько ключевых слов или фраз, чтобы занять по этим фразам место в топе поисковиков. После того, как пользователь заходил на сайт-дорвей, то он не только не находил там, что искал, а зачастую сразу же автоматически перенаправлялся на главный сайт, тот самый, на который владелец хотел затащить посетителей. Поисковые системы объявили дорвеи, как средство обмана посетителей, вне закона и начали с ними беспощадную борьбу, в результате чего к сегодняшнему моменту пик дорвестроения спал, но они всё ещё иногда встречаются. Существуют даже специальные программы, которые позволяют генерировать дорвеи тысячами, заполняя их разнообразным (но оптимизированным под определённые запросы), бредом.

2) Каталоги.Изначально (когда сайтов в интернете было ещё немного) каталоги создавались с благой целью — дать ссылки посетителям каталога на интересные ресурсы, помочь им быстрее найти нужную информацию в интернете, нужный сайт. Полезные каталоги существуют и сейчас. Однако большая часть каталогов создаётся и используется совсем для других целей. Вебмастерам регистрация сайта в каталогах нужна, чтобы получить больше ссылок на свой сайт и, за счёт этого, приподнять его ближе к топу поисковиков. Владельцы же каталогов, в который они собирают все подряд сайты, зарабатывают на рекламе, либо создают много каталогов, а затем регистрируют в них за деньги чужие сайты. Раньше раскрутка сайта при помощи каталогов давала хороший эффект, но в последнее время этот эффект стал очень слаб. Определённой реинкарнацией каталогов стало появление нового типа каталогов — каталогов статей, которые заполняются уже не просто голыми ссылками, а многочисленными статьями, с проставленными внутри них ссылками на другие сайты.

3) Сателлиты. Сателлит — английское слово, которое в переводе на русский означает «спутник». Сателлит — это вспомогательный сайт, который не является самодостаточным ресурсом, а предназначен для продвижения главного сайта. Его отличие от дорвея в том, что главной его задачей является не сбор и перенаправление посетителей, а увеличение веса главного сайта при помощи проставленных на него ссылок. Сателлиты могут использоваться как для продвижения собственных сайтов, так и для продвижения чужих сайтов, когда ссылки с них продаются за деньги (в этом случае их можно отнести к категории MFS-сайтов).

Продолжим с сайтов, создаваемых теми, кто решил непосредственно с их помощью заполучить заработок в интернете:

4) MFA-сайты. Что такое MFA-сайты? MFA расшифровывается как «MadeForAdsense», т. е. «Сделанные Для Адсенсе». Adsense — это популярная система контекстной рекламы GoogleAdsense. Таким образом, MFA-сайты — это сайты, сделанные для заработка на контекстной рекламе (в рунете, кроме Adsense, имеющей заморочки с выводом средств, распространены и другие системы контекстной рекламы — Бегун и Яндекс.Директ). Конечно, нет ничего плохого, если владелец интересного, оригинального сайта получает дополнительный доход от этого сайта с помощью контекстной рекламы. Однако те, кто делает MFA-сайты, не заморачиваются с созданием нормальных сайтов, содержащих уникальную информацию и действительно нужных пользователям. Часто содержание таких сайтов представляет собой перемешанный копипаст с других сайтов или даже заимствуется с других сайтов и лент новостей в автоматическом режиме. В результате интернет заполняется, по сути, информационным мусором.

5) MFS-сайты. Что такое MFS-сайты? MFS расшифровывается как «MadeForSape», а Sape — это наиболее популярная в рунете биржа ссылок. Т. е. MFS-сайт — это сайт, предназначенный для продажи ссылок. В отличие от MFA-сайтов, для MFS-сайтов не нужно привлекать и заводить на сайт посетителей, которые кликали бы на контекстную рекламу, достаточно нарастить сайту «пузомерки», т. е. показатели ТИЦ и PR, чтобы была возможность продавать ссылки с него подороже.

Виды сайтов по уровню задач

Сайт визитка

Сайт-визитка состоит из 5-10 страниц с основной, неизменяемой информацией:

· Общая информация о компании;

· Общее описание товаров и/или услуг;

· Прайс-лист для скачивания;

· Контактная информация;

Сайт визитка может бытьстатическим (без системы управления) или динамическим (с системой управления сайтом).

Каталог товаров

Чуть, более продвинутый вариант Сайта-визитки; когда уже можно познакомиться с товарами или услугами компании, но купить прямо на сайте, по прежнему, еще нельзя.
Целью таких сайтов является ознакомление с их товарами и/или услугами и привлечение клиентов в офис (магазин) компании.

Интернет магазин

Сайт, предназначенный продажи товаров через Интернет и автоматизации сопутствующих бизнес-процессов. Содержит каталог продукции с ценами и систему заказов, интегрированную в автоматизированную систему предприятия.

Промо-сайт

Интернет-решение для популяризации и позиционирования группы продуктов компании, нуждающихся в отдельном продвижении (рекламе). Также, промо-сайт может быть посвящен отдельной акции компании.

Каталог компаний

Сайт, преимущественную часть контента (информационного наполнения) которого составляет информация о компаниях, магазинах, товарах и/или услугах и ценах, предложения от многих агентств, компаний или частных лиц.

Информационный сайт

Сайт, который содержит исчерпывающую информацию по какой-либо предметной области. Сайты этого типа содержат множество статей различных авторов, а также такие сервисы, как проведения опросов, голосования, рассылки и т.п.

Корпоративный сайт

Сайт, предназначенный для полной автоматизации деятельности компании. Может иметь интернет магазин, систему заказов, коммуникационные сервисы, электронный обмен документами, онлайн-переговоры и т. д.

Портал

Большой ресурс в сети Интернет, который предназначен для формирования сообщества людей с определенными интересами. Портал может объединять множество различных сервисов (телеконференции, рассылки, опросы), предоставлять доступ к различным внутрикорпоративным приложениям, предоставлять клиентам возможность покупки товаров, а партнерам - обмена информацией.

Интернет-браузеры

Браузер или веб-обозреватель (от англ. Webbrowser, МФА: [wɛb ˈbraʊ.zə(ɹ), -zɚ]; устар. броузер) — прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц; содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач. В глобальной сети браузеры используют для запроса, обработки, манипулирования и отображения содержания веб-сайтов. Многие современные браузеры также могут использоваться для обмена файлами с серверами ftp, а также для непосредственного просмотра содержания файлов многих графических форматов (gif, jpeg, png, svg), аудио-видео форматов (mp3, mpeg), текстовых форматов (pdf, djvu) и других файлов.

Функциональные возможности браузеров постоянно расширяются и улучшаются благодаря конкуренции между их разработчиками и высоким темпом развития и внедрения информационных технологий. Несмотря на то, что браузеры разных изготовителей базируются на разных технологических решениях, большинство современных браузеров придерживается международных стандартов и рекомендаций W3C в области обработки и отображения данных. Стандартизация позволяет добиться предсказуемости в визуальном представлении информации конечному пользователю независимо от технологии, которая использована для её отображения в браузере. Со времени начала применения браузеров во Всемирной паутине в начале 1990-х годов, из простого средства просмотра текстовой информации браузер превратился в комплексное прикладное программное обеспечение для обработки данных и обеспечения интерфейса между информационными ресурсами и человеком. В последние годы многие разработчики браузеров сосредоточили свои усилия на повышении удобства пользовательского интерфейса браузеров для их использования в аппаратных устройствах, в которых применяются сенсорные экраны.

Браузеры распространяются, как правило, бесплатно. Потребителям браузер может быть поставлен в форме самостоятельного (автономного) приложения или в составе комплектного программного обеспечения. К примеру, браузеры InternetExplorer и MicrosoftEdge поставляются в составе операционной системы MicrosoftWindows; MozillaFirefox — отдельно или в составе дистрибутивов Linux (например, Ubuntu); Safari — в составе операционной системы Mac OS X; GoogleChrome, Opera и другие браузеры — как самостоятельные приложения во множестве вариантов для различных операционных систем.

Первый веб-браузер был создан в 1990 году сэром Тимом Бернерс-Ли. Он назывался WorldWideWeb и позже был переименован в Nexus[3]. Но первым распространённым браузером с графическим интерфейсом был NCSA Mosaic. Исходный код этого одного из первых браузеров был открыт, и некоторые другие браузеры (NetscapeNavigator и InternetExplorer) взяли его за основу. Этот браузер имел свои недостатки, но почти все они были устранены в браузере NetscapeNavigator (некоторые сотрудники компании Netscape были из NCSA и участвовали в разработке Mosaic). Netscape выпустила NetscapeNavigator под разные операционные системы (UNIX, Windows, Mac OS) и добилась заметного успеха, в том числе и коммерческого. Это побудило компанию Microsoft выпустить свой браузер InternetExplorer.

В отличие от Netscape, Microsoft сразу выпускала локализованные версии IE. В 1995 году Microsoft выпустила операционную систему Windows 95, в ней не было встроенного браузера, но через некоторое время в обновление системы (Windows 95 OSR2) браузер (InternetExplorer 3.0) был встроен. К тому же Microsoft добавляла в свой браузер несовместимые со стандартами расширения языка HTML, и это можно считать началом войны браузеров, закончившейся монополизацией (более 95 %) рынка браузером от Microsoft.

Из-за потери рынка доходы компании Netscape упали, и её приобрела AOL, а исходный код браузера Netscape был выпущен под свободной лицензией MPL (MozillaPublicLicense). Название «Mozilla» изначально присутствовало в браузере от Netscape и означало сокращение слов Mosaic+killer. Однако этот код было решено не использовать, и вместо него для Netscape 6 с нуля был написан новый движок (Gecko), изначально ориентировавшийся на полную поддержку стандартов, на основе которого позже были созданы входящие в комплект MozillaSuite браузер, почтовый и irc-клиент и редактор веб-страниц.

WorldWideWeb для NeXT, вышедший в 1991 году, был первым веб-браузером.

Впоследствии в MozillaFoundation было принято решение поставлять и развивать браузер отдельно от общего пакета, и родился проект MozillaFirefox. Firefox содержит много возможностей, отсутствующих в IE или других браузерах, и постепенно набирает популярность.

Монополизация рынка браузером IE имела и другие последствия — Microsoft почти перестала развивать браузер, и он с 4-й до 6-й версии почти не менялся: хуже других браузеров поддерживал стандарты, отставал и по удобству использования, и по скорости работы, и по скорости отображения страниц. Такое положение сподвиглоMicrosoft вновь заняться браузером, и седьмая версия вышла с некоторыми изменениями (были добавлены вкладки, улучшена поддержка стандартов, поднята скорость работы и более удобный интерфейс). 19 марта 2009 года Microsoft выпустила 8-ю версию InternetExplorer[6], а 14 марта 2011 года 9-ю версию InternetExplorer и активно продвигает её на российском рынке совместно с такими компаниями, как Яндекс, Mail.ru и Рамблер.

В 1995 году появился браузер Opera. Первоначально Opera распространялась как условно-бесплатное ПО (shareware), этим, возможно, объясняется её низкая популярность в большинстве стран мира и высокая популярность в странах СНГ. Однако с 2005 года Opera также стала распространяться бесплатно.

Война браузеров была бы исключительно коммерческим делом корпораций, если бы основным приёмом в борьбе не стало добавление специфических, нестандартных возможностей к браузерам. Наибольшие различия возникали в поддержке JavaScript — языка сценариев, придающего интерактивность документам. В результате некоторые новые сайты с нововведениями плохо работали со старыми бразуерами.

В InternetExplorer 8 Microsoft сначала предлагали ввести HTML-комментарий, который бы указывал браузерам, какие версии движков использовать (заголовок DOCTYPE при этом должен был быть отменён, как малоиспользуемый), что вызвало возмущение сторонников стандартов, так как указания на использование стандартов не предусматривалось. Позже было объявлено, что IE8 будет по умолчанию использовать «режим стандартов» (англ. standardsmode), а не «режим совместимости» (англ. quirksmode), а при обнаружении соответствующего комментария использовать режим имитации предыдущей версии.

В 2008 году компания Google выпустила свой браузер — Chrome, основанный на свободном проекте Chromium. Браузер Chrome содержит некоторые новшества (изоляция сбоев, режим «инкогнито» и т. д.). Выпущены версии для Windows XP, WindowsVista, Windows 7, Linux, BSD и Mac OS X [7].

В начале 2009 года Microsoft объявила, что разрабатывает новый браузер, который будет называться Gazelle. Новый браузер будет применять принципы разделения ресурсов, характерные для многопользовательских операционных систем, что, согласно Microsoft, повысит его безопасность.

Наши рекомендации