ГЛАВА 22 Развитие выносливости
ТАБЛИЦА 22.10 Упражнения, направленные на повышение лактатных анаэробных возможностей (Т. Джегер, М. Бионди, Э.В. Дайкен, Д. Худпол, Г. Холл, Д. Томпсон, Н. Уолкер, Л. Крайзельбург и др.)
водительности, необходимо руководствоваться принципами, основанными на физиологическом подходе:
1) продолжительность отдельных упражнений не должна превышать 1 — 2 мин;
2) в зависимости от длины тренировочного отрезка продолжительность интервалов отдыха, как правило, находится в диапазоне 45-90 с;
3) определяя интенсивность работы при выполнении упражнений и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170 — 180 уд-мин-1 в конце работы и 120—130 в конце паузы. Увеличение ЧСС более 180 уд-мин-1 во время работы и снижение ее более 120 в конце паузы нецелесообразно, так как в том и другом случае наблюдается уменьшение ударного объема сердца и снижение эффективности тренировки.
Интервальная тренировка направлена в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются важнейшим фактором, лимитирующим уровень аэробной производительности. Однако воздействие этого
метода не ограничивается увеличением объема сердечной мышцы. Его применение развивает способность к интенсивной утилизации кислорода тканями, благоприятно сказывается на уровне анаэробной производительности.
В качестве примера напряженной программы с применением интервального метода приведена дневная программа чемпиона Игр XXIV Олимпиады на дистанции 200 м вольным стилем Д. Армстронга (табл. 22.11).
Применение дистанционного метода способствует совершенствованию всех основных свойств организма, обеспечивающих поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Особое значение специалисты придают этому методу как способу улучшения капилляриза-ции мышц и совершенствования способностей, связанных с потреблением кислорода непосредственно в мышцах (Costil, Fink, Hargeaves, 1985; Wilmore, Costil, 1994).
Дистанционная работа обычно осуществляется во временном диапазоне от 10 мин до 1,5 ч при ЧСС в 1 мин от 145 до 170, что особенно эффективно для повышения
ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов
ТАБЛИЦА 22.11
Программы занятий
Олимпийского
Чемпиона 1988 г.
Д. Армстронга
(Австралия)
ГЛАВА 22
Развитие выносливости
функциональных возможностей сердца.
Однако наиболее широко в процессе подготовки сильнейших пловцов мира используется одноразовое проплывание дистанций 1500 —2000 м, а также серий дистанций меньшей протяженности — 2-3x1000, 3-4 х 600-800 м, 4-8 х 400 м. При этом, наряду с про-плыванием дистанций с полной координацией, широко используется плавание при помощи одних рук или ног, с использованием лопаток и ласт.
Наряду с этими методами для повышения выносливости к нагрузке аэробного характера широко используется дистанционная работа с переменной скоростью (переменный метод). В этом случае чередование отрезков, преодолеваемых с относительно высокой и низкой скоростью, предполагает увеличение ЧСС к концу «интенсивного» отрезка до 170— 175 уд-мин-1 и снижение ее к концу «малоинтенсивного» отрезка до 140—145. Длина дистанций в этом случае обычно составляет 800 — 2000 м, чередование интенсивно и малоинтенсивно проплываемых отрезков может быть следующим: 25 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 100 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 100 м интенсивно + 50 м компенсаторно и т. д.
Не зависимо от метода, применяемого для повышения аэробных возможностей, интенсивность работы должна планироваться на основании реакции организма пловцов на предлагаемые упражнения и их комплексы. В практике реакция организма оценивается по показателям лактата в крови или по данным ЧСС. Например, ориентируясь на показатели ЧСС, тренировочную работу можно подразделить на три зоны:
1) зону поддержания уровня аэ
робных возможностей (ЧСС —
130-145);
2) зону повышения аэробных
возможностей (ЧСС — 145—165);
3) зону максимального повышения аэробных возможностей (ЧСС - 165-180).
Тренировка с преимущественным использованием каждого из указанных методов имеет характерные особенности. Они по-разному влияют на время развертывания функциональных возможностей системы кровообращения и дыхания, способность к длительному удержанию высоких величин потребления кислорода. Например, применение интервального и переменного дистанционного плавания очень эффективно для увеличения способности пловцов к максимально бьТстрому развертыванию возможностей функциональных систем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методические условия проведения интервальной и переменной тренировок предполагают смену интенсивной работы соответственно пассивным отдыхом или плаванием с относительно невысокой интенсивностью. Поэтому при использовании таких методов на протяжении одного занятия многократно активизируется до околопредельных величин деятельность систем кровообращения и дыхания, что сказывается на развитии способности этих функциональных систем к укорочению периода врабатывания. При дистанционном методе этого не происходит, так как пловец на протяжении занятия проходит фазу врабатывания обычно не более 3 — 5 раз.
Выделять работу над повышением экономичности и эффективности использования квалифицированными пловцами функционального потенциала в процессе соревновательной деятельности в отдельный раздел нет необходимости. Однако при решении других задач спортивной тренировки необходимо постоянно совершенствовать и указанные способности. Например, увеличение подвижности в суставах в значительной мере определяет эффективность работы мышц в процессе выполнения основных
ЧАСТЬ 5