ГЛАВА 22 Развитие выносливости


       
    ГЛАВА 22 Развитие выносливости - student2.ru
 
  ГЛАВА 22 Развитие выносливости - student2.ru

ГЛАВА 22 Развитие выносливости - student2.ru

ТАБЛИЦА 22.10 Упражнения, направ­ленные на повышение лактатных анаэробных возможностей (Т. Джегер, М. Бионди, Э.В. Дайкен, Д. Худпол, Г. Холл, Д. Томпсон, Н. Уолкер, Л. Крайзельбург и др.)

водительности, необходимо руко­водствоваться принципами, осно­ванными на физиологическом под­ходе:

1) продолжительность отдель­ных упражнений не должна превы­шать 1 — 2 мин;

2) в зависимости от длины тре­нировочного отрезка продолжи­тельность интервалов отдыха, как правило, находится в диапазоне 45-90 с;

3) определяя интенсивность ра­боты при выполнении упражнений и продолжительность пауз, надо ориентироваться на ЧСС 170 — 180 уд-мин-1 в конце работы и 120—130 в конце паузы. Увели­чение ЧСС более 180 уд-мин-1 во время работы и снижение ее более 120 в конце паузы нецелесообраз­но, так как в том и другом случае наблюдается уменьшение ударного объема сердца и снижение эффек­тивности тренировки.

Интервальная тренировка нап­равлена в основном на повышение функциональных возможностей сердца, которые являются важней­шим фактором, лимитирующим уровень аэробной производитель­ности. Однако воздействие этого

метода не ограничивается увеличе­нием объема сердечной мышцы. Его применение развивает способ­ность к интенсивной утилизации кислорода тканями, благоприятно сказывается на уровне анаэробной производительности.

В качестве примера напряжен­ной программы с применением ин­тервального метода приведена дневная программа чемпиона Игр XXIV Олимпиады на дистанции 200 м вольным стилем Д. Армстрон­га (табл. 22.11).

Применение дистанционного метода способствует совершенство­ванию всех основных свойств орга­низма, обеспечивающих поступле­ние, транспорт и утилизацию кис­лорода. Особое значение специа­листы придают этому методу как способу улучшения капилляриза-ции мышц и совершенствования способностей, связанных с потреб­лением кислорода непосредственно в мышцах (Costil, Fink, Hargeaves, 1985; Wilmore, Costil, 1994).

Дистанционная работа обычно осуществляется во временном диа­пазоне от 10 мин до 1,5 ч при ЧСС в 1 мин от 145 до 170, что осо­бенно эффективно для повышения

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов


ГЛАВА 22 Развитие выносливости - student2.ru

ТАБЛИЦА 22.11

Программы занятий

Олимпийского

Чемпиона 1988 г.

Д. Армстронга

(Австралия)



ГЛАВА 22

Развитие выносливости



функциональных возможностей сердца.

Однако наиболее широко в процессе подготовки сильнейших пловцов мира используется однора­зовое проплывание дистанций 1500 —2000 м, а также серий дис­танций меньшей протяженности — 2-3x1000, 3-4 х 600-800 м, 4-8 х 400 м. При этом, наряду с про-плыванием дистанций с полной ко­ординацией, широко используется плавание при помощи одних рук или ног, с использованием лопаток и ласт.

Наряду с этими методами для повышения выносливости к нагруз­ке аэробного характера широко ис­пользуется дистанционная работа с переменной скоростью (перемен­ный метод). В этом случае чередо­вание отрезков, преодолеваемых с относительно высокой и низкой скоростью, предполагает увели­чение ЧСС к концу «интенсивного» отрезка до 170— 175 уд-мин-1 и сни­жение ее к концу «малоинтенсив­ного» отрезка до 140—145. Длина дистанций в этом случае обычно составляет 800 — 2000 м, чередова­ние интенсивно и малоинтенсивно проплываемых отрезков может быть следующим: 25 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 50 м интен­сивно + 100 м компенсаторно, 50 м интенсивно + 50 м компенсаторно, 100 м интенсивно + 50 м компенса­торно и т. д.

Не зависимо от метода, применя­емого для повышения аэробных воз­можностей, интенсивность работы должна планироваться на основании реакции организма пловцов на пред­лагаемые упражнения и их комплек­сы. В практике реакция организма оценивается по показателям лактата в крови или по данным ЧСС. Напри­мер, ориентируясь на показатели ЧСС, тренировочную работу можно подразделить на три зоны:

1) зону поддержания уровня аэ­
робных возможностей (ЧСС —
130-145);

2) зону повышения аэробных
возможностей (ЧСС — 145—165);

3) зону максимального повыше­ния аэробных возможностей (ЧСС - 165-180).

Тренировка с преимуществен­ным использованием каждого из указанных методов имеет характер­ные особенности. Они по-разному влияют на время развертывания функциональных возможностей системы кровообращения и дыха­ния, способность к длительному удержанию высоких величин пот­ребления кислорода. Например, применение интервального и пере­менного дистанционного плавания очень эффективно для увеличения способности пловцов к максималь­но бьТстрому развертыванию воз­можностей функциональных сис­тем кровообращения и дыхания. Это объясняется тем, что методи­ческие условия проведения интер­вальной и переменной тренировок предполагают смену интенсивной работы соответственно пассивным отдыхом или плаванием с относи­тельно невысокой интенсивностью. Поэтому при использовании таких методов на протяжении одного за­нятия многократно активизируется до околопредельных величин дея­тельность систем кровообращения и дыхания, что сказывается на раз­витии способности этих функцио­нальных систем к укорочению периода врабатывания. При дистан­ционном методе этого не происхо­дит, так как пловец на протяжении занятия проходит фазу врабатыва­ния обычно не более 3 — 5 раз.

Выделять работу над повышени­ем экономичности и эффективнос­ти использования квалифицирован­ными пловцами функционального потенциала в процессе соревнова­тельной деятельности в отдельный раздел нет необходимости. Однако при решении других задач спортив­ной тренировки необходимо посто­янно совершенствовать и ука­занные способности. Например, увеличение подвижности в суста­вах в значительной мере определя­ет эффективность работы мышц в процессе выполнения основных

ЧАСТЬ 5


Наши рекомендации