Техническое совершенствование пловцов
Педагогический процесс направлен на детальное изучение двигательного действия. Особое внимание уделяется методам, основанным на использовании двигательных восприятий.
4. Стадия полного образования
навыка. Она соответствует этапу
закрепления двигательного дей
ствия. По мере того как рациональ
ная система движений закрепляет
ся, определяются характерные чер
ты навыка — автоматизация и ста
билизация действия.
Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. Для этого широко используется многократное повторение упражнений в стандартных условиях.
5. Стадия достижения вариатив
ного навыка и его реализации. Она
охватывает весь период, пока спорт
смен ставит задачу выполнения
данного двигательного действия.
Благодаря его применению в раз
ных условиях и при различных
функциональных состояниях орга
низма развивается гибкий, подвиж
ный навык. У спортсменов, достиг
ших этой стадии технического со
вершенства, наблюдается высокая
степень совершенства специализи
рованных восприятий (чувство вре
мени, чувство темпа, чувство раз
виваемых усилий и др.), а также
способность к совершенному уп
равлению за счет реализации ос
новной информации о движениях,
поступающей от рецепторов мышц,
связок, сухожилий.
Педагогические задачи, стоящие на этом этапе, сводятся к следующим: 1) совершенствованию технического мастерства с учетом индивидуальных особенностей пловцов и всего многообразия условий, характерных для соревновательной деятельности; 2) обеспечению максимальной степени согласованности двигательных и вегетативных функций, совершенствованию способностей к максимальной реализации функционального потенциала
(скоростного, силового, энергетического и др.) при выполнении соответствующих двигательных действий; 3) эффективному усвоению действий при изменяющихся внешних условиях и при различном функциональном состоянии организма.
Основные педагогические задачи, которые приходится решать в процессе технического совершенствования пловцов высокого класса, преимущественно связаны со становлением технического мастерства в пятой и в некоторой мере четвертой стадии. Однако отдельные двигательные действия, связанные с освоением новых деталей спортивной техники, могут охватывать все указанные стадии.
В настоящее время специалистами различных стран разработаны и успешно реализуются подходы к управлению совершенствованием технического мастерства, в основе которых использование кино- и видеотехники, точных методов изучения динамической и кинематической структуры движений, математических методов и вычислительной техники. В частности, можно сказать, что успехи практически всех сильнейших пловцов мира последних лет связаны с широким использованием объективных методов контроля и управления в процессе технического совершенствования.
В частности, в международном центре исследований водных видов спорта при олимпийском центре в Колорадо-Спрингс (США) в последние годы большое внимание уделяется исследованиям динамической и кинематической структуры важнейших параметров техники плавания. Используется современная подводная видеосистема с применением видеокамер с высокой разрешающей способностью и последующим преобразованием информации в цифровую форму. Изучаются следующие параметры: 1) сила рук (общая и эффективная); 2) скорость движения рук; 3) угол погружения рук; 4) дистанция, проплываемая за
о
0-128
ЧАСТЬ 1
Техника спортивного плавания
ТАБЛИЦА 7.2 Пространственно-временные и динамические характеристики движений спринтеров и стайеров при одинаковой скорости плавания (Troup, 1990)
цикл движений; 5) положение рук при подтягивании; 6) общий показатель эффективности (отношение эффективной силы к общей).
Выдающиеся спортсмены отличаются способностью сохранять достаточно высокий уровень силы на всех отрезках дистанции, у них в меньшей мере, по сравнению с остальными участниками соревнований, уменьшается длина подтягивания в конце дистанции по мере развития утомления. Установлено, что работа над техникой гребка в условиях утомления способствует возрастанию величины эффективной силы и длины подтягивания в конце дистанций.
Представляют интерес и фактические данные, отражающие различия в технике пловцов, специализирующихся на разных дистанциях (табл. 7.2).
В практике подготовки сильнейших советских пловцов на протяжении ряда лет с успехом применялась видекомпьютерная система, позволяющая зарегистрировать важнейшие параметры спортивной техники. Для построеннной на ее основе методики характерно стремление раскрыть смысл каждого движения, согласования движений, которые являются ориентирами при работе над техникой и подборе приемов самоконтроля при ее совершенствовании.
Показатель | Стайеры | Спринтеры |
Ширина | 27,1 | 29,0 |
гребка, см | ||
Длина гребка, | 155,5 | 160,6 |
см | ||
Глубина | 81,1 | 77,4 |
гребка, см | ||
Скорость рук, | 283,5 | 286,8 |
см-с"! | ||
Угол погру- | 35,2 | 36,7 |
жения, град. | ||
Общая сила, кг | 6,6 | 7,0 |
Эффективная | 5,1 | 5,4 |
сила, кг |
При разработке оптимальной координационной структуры движений в процессе технического совершенствования учитывалась необходимость обеспечения единства смысловой и двигательной сторон совершенствования движений, удобство реализации ориентиров и требований в педагогическом процессе. Достижение этого осуществлялось путем учета следующих положений:
• цикл движений в каждом способе плавания рассматривался как система движений, состоящая из фаз;
• фазы устанавливались с учетом их направленности (т.е. с изменением фазы изменялась цель), целостности (одна фаза охватывает движения всего тела, а не только рук, ног или туловища), определяемое™ (конец и начало выделяются по конкретному признаку);
• все фазы могут сравниваться друг с другом; все граничные моменты перехода движений из одной фазы в другую рассматриваются как граничные позы пловца, характеризующие согласование движений;
• модель спортивной техники каждого способа предполагает наличие двух частей: а) формальной, основанной на цифровых и графических характеристиках; б) логической, включающей описание техники на макро- и микроуровнях, раскрытие смысловой и двигательной сторон движений, определение ориентиров и требований для обучения, совершенствования и контроля.
Учет указанных положений кладется в основу процесса технической подготовки пловцов, который подразделяется на четыре этапа: 1 Проведение специальных теоретических занятий, 2) выполнение на суше специальных имитационных упражнений, 3) разучивание специальных упражнений в воде, 4) совершенствование техники плавания тем или иным способом с использованием приемов самоконтроля.
На каждом из указанных этапов используется исключительно широ-
ГЛАВА 7