Диагностические мероприятия младших школьников
Предлагаемый метод диагностики основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Диагностические мероприятия» (Приложение А).
Уровень познания младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
- Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
- Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
- Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познания представлены в Таблице 2.1
Таблица 2.1 – Критерии определения уровней познания
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Низкий уровень – воспроизводящая активность. |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу. Полученные результаты заносились в протокол. Обработка данных проводилась в программе Excel.
В Таблице 2.2 представлены результаты младших школьников по уровням познания, которые были распределены в соответствии со шкалой.
Таблица 2.2 – Результаты оценки познания младших школьников
№№ | Имя, Ф. | Средний балл | Уровень усвоения знаний |
Диана Б. | 4,5 | Высокий | |
Ксения Г. | 3,5 | Средний | |
Маша Е. | 4,3 | Высокий | |
Ира Ф. | 4,3 | Высокий | |
Тимур К. | 2,5 | Низкий | |
Миша Г. | 3,3 | Средний | |
Саша Г. | 3,2 | Средний | |
Илья П. | 2,7 | Низкий | |
Валя З. | 3,2 | Средний | |
Дима К. | 2,6 | Низкий | |
Олеся К. | 4,4 | Высокий | |
Катя Р. | 3,4 | Средний | |
Юлия К. | 4,3 | Высокий | |
Витя Ф. | 3,1 | Средний | |
Коля Г. | 2,4 | Низкий | |
Лариса П. | 3,5 | Средний | |
Роман П. | 3,1 | Средний | |
Общий уровень по классу | 3,4 | Средний |
По полученным результатам, отраженным в Таблице 2.2 средний балл оценки познания младших школьников составил 3,4 – это не высокий показатель.
Проанализируем по некоторым показателям младших школьников представляющие на наш взгляд наибольший интерес.
Так, первый показатель активности, «вывод из информации» умеет получить от главной мысли до конкретного завершения только 5(28,4%) младших школьников. Практически совсем не умеют делать выводы 3(17,6%), остальные 9 (52,9%) справляются с этим с трудом, средний балл по этому показателю– 3,3 балла, это показатель немного выше низкого.
«Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний» – всего 2(11,7%) младших школьников, 6(35,2%) – младших школьников периодически проявляют интерес к новым знаниям и остальные, больше половины младших школьников – 9(52,9) почти совсем не проявляют интереса к получению новых знаний, не из учебника.
В динамике уровень познания младших школьников испытуемого класса представлен на Рисунке 2.1.
Из Рисунка 2.1 видно, что такой показатель оценки познавательной активности, как «может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» свойственен 3(17,6%). Владеют умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме – 4(23,5%) младших школьников, однако они не могут охватить большой объем информации и поэтому не могут в полном объеме использовать свои умения.
Овладевают материалом в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений в основном все младшие школьники. В случае изменения не испытывают трудности только 2(11,7%), остальные либо затрудняются, но потом овладевают материалом, совсем не понимает материал – 1(5,8%) младший школьник.
Рисунок 2.1 – Уровень познавательной активности младших школьников испытуемого класса
Из одной темы в другую легко переносят знания 3(17,6%) младших школьника, испытывают трудности 12(70,5%) – это больше половины класса, и совсем практически ни чего не усваивают и в связи с этим не понимают следующей темы – 2(11,7%) младших школьника.
И так, анализ оценки познавательной активности в испытуемом классе показал низкие результаты по отдельным показателям, хотя общий уровень познавательной активности в целом по классу средний.