Имидж товара, продукта, услуги
Имидж продукта – это представление об отличительных, исключительных характеристиках продукта, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных.
Имидж продукта складывается из четырёх составляющих:
имидж фирмы, марки;
качество продукта, отвечающее потребительским функциям;
Z сравнение с аналогичным продуктом других фирм;
потребности и уровень культуры потребителей, приобретающих данный продукт.
Чтобы иметь привлекательный имидж, необходимы следующие характеристики:
w w продукт наделён особыми качествами, например, в отличие от аналогичных продуктов, предлагаемый – с витаминами;
w w продукт наделён лучшими качествами, например, выпускники данного педагогического вуза имеют более высокий уровень владения современными педагогическими технологиями, нежели выпускники других педвузов;
w w продукт отражает статус покупателя, например, мобильный телефон – признак принадлежности к категории обеспеченных деловых людей;
w w продукт обладает исключительной особенностью, например, изделия марки «Гжель»;
w w продукт связан с особой ситуацией, например, смокинг или вечернее платье – атрибуты торжественного приёма;
w w продукт ассоциируется с конкретными людьми, выпускающими или потребляющими его.
Кроме названных характеристик, большую роль играет упаковка и этикетка. Они иногда становятся символом товара, позволяют распознавать его на рынке. При покупке продукта, имеющего привлекательный имидж, у покупателя возникает ассоциация, связанная с ним.
Имидж лидера и персонала
Лидер – член группы, коллектива, наиболее авторитетная личность, выполняющая центральную роль в организации отношений и совместной деятельности людей. Лидерство – способность личности побуждать к действию других лиц, воодушевлять их.
Среди множества классификаций лидерства отметим как наиболее адекватную современному общественному развитию классификацию М. Вебера, который выделил три типа лидерства:
ТРАДИЦИОННОЕ, отождествляемое с монархической властью, связанное с передачей власти или дела от отца сыну, преемнику. Такой тип лидерства становится более естественным для российской политической практики, принят в бизнесе.
БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ, связанное с процедурами демократических выборов. Президентская власть, к примеру, – это символ бюрократического лидерства.
Z ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ – как олицетворение вождизма, признания лидера «душой и сердцем».
Эта классификация убедительна тем, что в ней находят отражение наиболее известные теории лидерства, среди которых:
Ø Ø харизматическая теория, где лидерство рассматривается как особый дар, благодать Божья. Признание лидера обусловливается здесь наличием у него особого обаяния, которое, по определению Г. Лебона, являет собой особый род господства над умом, не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения о них;
Ø Ø интерактивная теория, согласно которой лидером может стать всякий человек, целенаправленно работающий над собой, развивающий лидерские качества;
Ø Ø ситуационная теория, в которой лидерство рассматривается как естественный результат деятельности и общения человека в группе, где социальные роли постепенно распределяются, а члены группы ждут появления лидера;
Ø Ø синтетическая теория, содержащая комплекс условий, благодаря которым появляется лидер: это и наличие у человека врождённых способностей, и выделение его в группе и удовлетворение таким образом её социальных ожиданий, и постоянная работа над собой по выработке и закреплению необходимых лидерских качеств.
В имидже лидера выделяются такие компоненты, как персональный (личностный), социальный и профессиональный. Наиболее важен среди них, безусловно, личностный, поскольку он определяет и профессиональное развитие, и социальные отношения человека.
В личностном компоненте имиджа лидера необходимо обращать внимание на направленность личности, нравственные и интеллектуальные качества, личностный потенциал. Важно определить, насколько человек демонстрирует лидерское поведение в экстремальных ситуациях, в текучке дел, среди персонала, каково его отношение к персоналу своей организации, к партнёрам, к делу и, что немаловажно, к самому себе.
Среди личностных качеств лидера наиболее значительными для окружения, подчёркивающими его лидерское поведение, являются следующие:
ü ü интуиция, прогностические способности;
ü ü глубокий и гибкий ум;
ü ü решительность;
ü ü сильная воля;
ü ü уверенность в себе;
ü ü активность и целеустремлённость;
ü ü способность к психологическому заражению (Персональный магнетизм);
ü ü психологическая защищённость;
ü ü эмоционально-волевая устойчивость;
ü ü экстравертивность;
ü ü способность быть ровным, поддерживать дружеские отношения со всеми;
ü ü способность добывать и анализировать информацию;
ü ü инновационная направленность в деятельности, способность принимать нестандартные решения;
ü ü способность к рефлексии;
ü ü способность разрешать конфликты.
Естественно, что для лидеров различных типов организаций названные качества будут выстраиваться в различной последовательности и дополняться специфическими, востребуемыми именно в данной ситуации или именно данным коллективом.