Психологическая теория цветовой гармонии
Гёте попытался охарактеризовать чувственно-эмоциональное воздействие не только отдельных цветов, но и их разнообразных сочетаний. Основным, определяющим признаком качества цветовой гармонии он признал целостность цветового впечатления. Согласно Гёте, глаз неохотно терпит ощущение одного какого-либо цвета и требует другого, который составил бы с ним целостность цветового круга.
w w Цвета, стоящие на концах диаметра спектрального круга, всегда воспринимаются как гармоничные;
w w «характерными» называют сочетания цветов, расположенных на хордах с проскакиванием одного цвета (всё характерное возникает только благодаря своему выделению из целого);
w w сопоставления цветов на короткой хорде – бесхарактерны, они не могут произвести значительного впечатления.
Гёте заметил, что впечатление от сочетания цветов может быть различным в зависимости от разности или одинаковости их светлот и от их насыщенности. И ещё Гёте заметил, что тёплые цвета выигрывают при сопоставлении с чёрным, а холодные – с белым.
Гармония взаимодополнительных цветов
Это самые гармоничные сочетания. Гармоничность сочетания взаимодополнительных цветов может быть объяснена психофизическими закономерностями зрения, на которые обратил внимание ещё М.В. Ломоносов, и на основе которых возникла трёхкомпонентная теория цветового зрения. Её суть: наш глаз, имеющий три цветообразующих приёмника, всегда требует их совместной деятельности – он как бы нуждается в цветовом балансе. А поскольку один из пары взаимодополнительных цветов представляет сумму двух основных, то в каждой паре присутствуют все три цвета, образующие равновесие. В случае сочетания других цветов этот баланс отсутствует и глаз испытывает цветовое «голодание».
Возможно, на этой физиологической основе и возникает неудовлетворённость, отрицательная эмоциональная реакция, величина которой будет зависеть от того, насколько заметно это нарушение баланса.
Человеческому глазу привычно воспринимать полный комплект цветов, и в повседневной жизни движение глаз регулирует зрительное восприятие таким образом, чтобы видеть как можно больше цветов, так как действие на глаза одного цвета вначале просто неприятно, затем начинает раздражать, а потом, в зависимости от яркости и длительности восприятия, может привести к резко отрицательной реакции и даже психологическому расстройству.
Цветовая композиция
Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотренных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа.
Композиционная функция цвета заключена в его способности акцентировать внимание зрителя на наиболее важной детали.
Очень существенна для создания цветовой композиции её способность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой рисунок.
Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цветов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и затрудняет восприятие.
Цветовая композиция – это некое целое, в котором всё согласуется и соответствует друг другу, создавая приятное впечатление для глаз.
Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антитезу.
Если для античности, средневековья, Возрождения именно гармония служила идеалом, то уже в эпоху барокко гармонии стали часто предпочитать диссонанс. В наш век экспрессионизм решительно отвергает принципы классической гармонии и в поисках большей выразительности часто обращается к заведомо или даже нарочито дисгармоничным сочетаниям. Однако это не умаляет значения важности изучения классических принципов, ибо это ключ к пониманию цвета и цветовых композиций вообще.
Колорит
Существенную роль в создании любой композиции играет объединение цветов. Обычно между собой объединяются цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечаются их качественные изменения, проявляющиеся в особой их звучности. Цвет, выпадающий из общей тональности, не согласованный с нею, кажется чуждым, мешает восприятию образа.
Гармоническое сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов называется колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира.
Термин «колорит» вошёл в художественный лексикон в начале XVIII века и почти сразу утвердился в русском художественном словаре. Он происходит от латинского слова «color» – цвет, краска.
Колорит характеризует оптическую совокупность всех цветов, рассматриваемых с расстояния. Именно в этом смысле принято говорить о тёплом, холодном, серебристом, мрачном, скучном, весёлом, прозрачном, золотистом и т.п. колорите – особенности цветового строя, предпочтении тем или иным цветам, выражающим образ.
Однако следует отдавать должное и тому факту, что общий цветовой тон, который мы называем колоритом, может возникать совершенно случайно, помимо воли создателя, и может быть присущ любому цветовому сочетанию.
Развитие науки о цвете, а также истории и теории искусства в XIX и XX веках приводит к более глубокому и всестороннему анализу понятия «колорит». Становится понятным, что не всякий работающий с цветом, пусть даже и очень красиво и изящно, является колористом. Колорит – это особая способность художника в широком смысле этого слова распоряжаться цветом, настолько загадочная и непонятная, что появились даже высказывания о «тайне» колорита, «магии» колорита, о его непостижимости. А среди художников излюбленной стала поговорка: «Рисунку можно научиться, а колористом нужно родиться».
Колорит теснейшим образом связан с цветом, однако совокупность цветов ещё не определяет колорит. Колорит – это система цветов, но система и сумма – не одно и то же. Система закономерна, обладает единством, целостностью и воспринимается как единое целое.
Нет смысла говорить об эмоциональной роли цвета вообще. Один и тот же цвет, будучи цветом различных предметов или объектов, воспринимается совершенно по-разному. Цвет в жизни воспринимается не в его колориметрических характеристиках, а в зависимости от окружающих цветов и освещения, причём он всегда подчинён общей тональности.
Дени Дидро приводит пример: «Сравните сцену природы днём при сияющем солнце и при пасмурном небе. Там сильнее свет, цвет и тени, здесь всё это бледное и серое. При изменении освещения и окружения неминуемо меняются характеристики цвета. Можно сказать, что свет является общим колоритом данного пейзажа».
Рассмотрим изменение цвета при различном освещении:
w w в сумерках или в пасмурный день, когда сила освещённости сравнительно мала, цвета существенно темнеют, теряя насыщенность;
w w наиболее верное представление о цвете можно составить только при дневном свете без солнца; в комнате днём, по мере удаления от окна, цвета слабеют, сереют, теряя насыщенность;
w w ночью вообще трудно определить цвет, а утром вначале становятся заметны голубые, синие, зелёные, потом жёлтые и самыми последними набирают насыщенность красные цвета;
w w при солнечном свете все цвета хорошо видны; при ярком свете в полдень все цвета высветляются. От солнечного света наиболее страдают холодные цвета: голубой, синий, зеленый – они слегка блекнут, фиолетовый краснеет. Тёплые цвета – жёлтый, оранжевый и красный – меняются меньше;
w w к вечеру цвета вновь плотнеют и темнеют, последовательно меркнут жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, дольше всех остаётся виден холодный красно-фиолетовый цвет;
w w жёлтое электрическое освещение затемняет все цвета и придаёт им чуть красноватый оттенок, создавая тёплый колорит;
w w «дневной» электрический свет тоже меняет все цвета, делая их более холодными и тёмными.
Цвет лучей того или иного источника света объединяет цвета, делая их родственными и соподчинёнными. Как бы ни были разнообразны краски в жизни, цвет освещения, присутствующий на всех предметах и деталях, объединяет их колористически. От освещения меняются не только яркостные характеристики цвета, но и прочие качества, включая фактурные. Нельзя рассматривать цвет независимо от предметных связей и от освещения. Тональная соподчинённость определяет характер каждого цвета цветовой системы, который не исчерпывается тремя основными характеристиками: светлотой, насыщенностью и цветовым тоном. Сюда необходимо прибавить плотность цвета, его весовые качества, пространственные и другие свойства. В некоторых случаях цвет достигает значения символа.
Цвет приобретает выразительность, только когда вступает в содружество с остальными цветами, т.е. в систему цветов, а это и есть колорит. Совокупность цветов, находящихся в соотношениях друг с другом, наделённых определённым смыслом, образует конкретный, чувственно воспринимаемый строй, способный выразить цель и смысл данной композиции.
Чтобы верно создать образ, нужно научиться видеть целостно. Так, в руководстве по живописи говорится, что умение видеть и постановка глаза художнику (а мы добавим и имиджмейкеру) нужны, чтобы замечать пластические качества, объёмную форму, строение, цвет, светотени, фактурные качества, а также, чтобы находить значительное и красивое и уметь всё это показать.
При обычном видении мы рассматриваем только то, на что направлен взгляд. «При широком охвате видимого человек не всматривается, – писал Б. Иогансон, – а видит обобщённо... и, охватывая взглядом одновременно всё, вдруг замечает то, что особенно ярко, а что еле заметно. Нужно идти от целого, чтобы получить возможность сравнивать детали, чего лишается человек, идущий от детали».
Константин Коровин: «Воспитывай глаз сначала понемногу, потом шире распускай глаз, а в конце концов всё надо видеть вместе. И тогда то, что не точно было взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре».
Необходимо научиться отвлекаться от заранее известного, чтобы увидеть те отношения, в которых находятся детали в момент наблюдения.