Одновременный световой контраст
«Чем ночь темнее, тем звёзды ярче». Суть явления в том, что светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё более светлым (положительный контраст), а тёмное на светлом – темнее (отрицательный контраст), чем оно есть на самом деле. Если пятно окружено полем другого тона (светлее или темнее), то его называют реагирующим полем, а фон – индуктирующим. Реагирующее поле меняет свою светлоту сильнее, чем индуктирующее поле.
Если светлоты этих полей будут велики, то действие контраста заметно снижается
Явления светового контраста заметны и тогда, когда поля одного цвета, но разной светлоты. Такой контраст называется монохроматическим. В этом случае меняется не только светлота, но и насыщенность. В сущности, с одновременным контрастом мы имеем дело и при сочетании хроматических и ахроматических цветов.
Эксперименты, проведённые Б. Тепловым, показали, что эффект одновременного контраста зависит от абсолютной яркости индуктирующего и реагирующего полей и от разницы яркости этих полей. При очень низких и очень высоких различиях контраст отсутствует или весьма незначителен.
Он зависит и от величины взаимодействующих полей. Чем меньше световое пятно, тем сильнее оно подвергается высветлению. При равной яркости большее реагирующее поле всегда кажется темнее маленького индуктирующего.
Контраст зависит также от расстояния между полями. Сила контраста убывает по мере увеличения расстояния между полями.
Эффект контраста зависит от формы реагирующего поля: круг или кольцо, квадрат или буква на одном и том же поле при одинаковых условиях будут сопровождаться контрастом различной силы.
Если мы имеем два расположенных рядом пятна, которые не относятся между собой как фигура и фон, то контраст, который они вызывают, образуется по принципу равного взаимодействия. Однако в данном случае контраст имеет тенденцию к исчезновению. Пока эти пятна достаточно велики и мы их рассматриваем одновременно, взаимодействие их остаётся заметным, при этом мы замечаем и пограничный контраст. Но если эти пятна достаточно малы или воспринимаются с большого расстояния, то возникает их оптическая смесь, и мы видим общий серый тон.
Явление одновременного светового контраста сопровождается не только потемнением или посветлением реагирующего поля, но и кажущимся изменением размеров. Светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё светлее и больше, а тёмное – на светлом как бы уменьшается в размерах и темнеет.
Одновременный цветовой контраст
Эффект одновременного цветового контраста возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического с ахроматическим. Это более сложное явление, чем световой контраст, ибо изменения по цветовому тону сопровождаются одновременным изменением по светлоте и насыщенности, причём последние могут быть более заметными, чем сам контраст.
Если требуется определить действие цветового контраста по цветовому тону, то необходимо, чтобы контрастирующие тона были близки по светлоте и насыщенности. Тогда нетрудно заметить, что при сопоставлении различных цветов в них появляются новые качества и дополнительные оттенки.
Цвета в контрасте отдаляются друг от друга. Например, жёлтый на оранжевом светлеет, зеленеет, холоднеет. Оранжевый на жёлтом краснеет, темнеет, теплеет.
Другого рода явления происходят при контрасте взаимодополнительных цветов. При их сопоставлении не возникает новых оттенков, но сами цвета увеличивают свою насыщенность и яркость. При рассмотрении их издалека срабатывает закон аддитивного смешения, сопоставляемые цвета тускнеют и, в конце концов, сереют.
Пограничный контраст
Возникает на границах двух смежных окрашенных поверхностей. Наиболее чётко проявляется, когда рядом две полосы, различные по светлоте или по цвету. При световом контрасте часть светлого участка, которая ближе к тёмному, будет светлее, чем дальняя. Создаётся эффект неровности (ступеньки) и объёма.
При хроматическом контрасте соседние тона меняются так же, как и при одновременном контрасте, т.е. жёлтое пятно около красного зеленеет, но чем дальше от края, тем этот эффект становится слабее. Одновременный и пограничный контрасты всегда выступают вместе.
Контрастное действие цветов исчезает, если между ними проложить хотя бы очень узкую светлую или тёмную полоску (она называется просновка), т.е. обязательное условие контраста – расположение цветов рядом.
Итак, при краевом и одновременном контрасте цвет воспринимается более тёмным, если он окружён более светлыми цветами, и светлеет в окружении тёмных.
К цветовому пятну на цветном фоне как бы примешивается цвет, дополнительный к цвету окружения.
Если цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он воспринимается более насыщенным.
Если на цветной фон положить пятно того же цвета, но меньшей насыщенности, то его насыщенность ещё больше уменьшится.
Чем более насыщен цветовой фон, тем больше он действует на «соседей». Особенно это заметно при одинаковой или близкой светлоте.
Цвета, находящиеся на концах диаметра спектрального круга, при сопоставлении не изменяют оттенка, зато становятся от этого соседства ярче.
Расположенные близко в спектральном круге цвета слабо контрастируют, но приобретают новые оттенки.
Все холодные цвета дают больший контраст, чем тёплые.
Контраст зависит от размеров полей; до определённого предела величина контраста увеличивается пропорционально расстоянию, после которого начинают действовать законы оптического смешения.
Эффективность контраста находится в обратной зависимости от яркости. Сильное освещение уничтожает действие контраста, а слабое освещение усиливает.
Однако эффект при восприятии пары остаётся неизменённым при любом освещении.
На чёрном или тёмно-сером фоне цвета снижают свою насыщенность, а на белом или светло-сером – повышают.
Явление краевого и одновременного контрастов обязывает находить гармонию между соседними цветами, усиливая или уменьшая их контрастное взаимодействие. Например, за счёт изменения размера взаимодействующих площадей; благодаря удалению или сближению цветных поверхностей; при создании или уничтожении между ними просновки и т.п.
Последовательный контраст
Если посмотреть на солнце, а затем перевести взгляд на белую стену, то некоторое время видится тёмное пятно – это размытое изображение солнца на сетчатке. Последовательный контраст заключается также и в том, что при переводе взгляда с одного красочного пятна на другое мы наблюдаем на последнем несвойственный ему оттенок. Учёные объясняют это остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цвета, ибо цветовое ощущение имеет длительность и продолжается некоторое время, когда предмет уже исчез. В результате, когда мы переводим взгляд с ярко-красной поверхности на серую или белую, то видим зеленоватый оттенок на светлом, т.е. наблюдается не красный, а дополнительный ему зелёный цвет. Можно с полной уверенностью сказать, что последовательный контраст – это результат цветного утомления глаза от воздействия на него цвета. Такое явление называется адаптацией.
Если цветовой раздражитель определённое время действует нам на глаза, то чувствительность к этому цвету начинает понижаться. Причём цветовое утомление тем больше, чем ярче и насыщеннее цвет. Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста. Явление цветового контраста необходимо учитывать визажистам, особенно при работе над вечерним или подиумным макияжем, а также стилистам и парикмахерам при подборе цвета волос и одежды.
Последовательный контраст выражается и в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.
Цвет поверхности
На первый взгляд кажется, что цвет предмета – это его неотъемлемое свойство, такое же, как размер, вес, форма. Однако при определённых условиях освещения жёлтый предмет может казаться оранжевым или зеленоватым, синий – чёрным или фиолетовым. При отсутствии освещения вообще все предметы будут казаться чёрными. Но, несмотря на незначительные изменения цвета, мы понимаем, что помидор – красный, а трава – зелёная.
Физической основой, определяющей цвет предмета, служит способность поверхности сортировать падающие на неё лучи света, т.е. какие-то лучи поглощать, а какие-то отражать, что и даёт поверхности цвет. Но отражение и поглощение зависят ещё от многих других стимулов, что делает практически невозможным увидеть цвет в чистом виде.
От спектрального состава отражаемого поверхностью света зависит и кажущаяся яркость. Все голубые, зелёные, фиолетовые тона делают поверхность темнее, а жёлтые и красные, наоборот, придают ей яркость. Жёлтое электрическое освещение добавляет красному насыщенности, оранжевый краснеет, жёлтый теряет свою насыщенность, сереет, а жёлто-синие становятся почти чёрными.
Художники-пейзажисты давно подметили, что зелёные листья при вечернем освещении слегка краснеют. Оказывается, листья поглощают не все красные лучи спектра, а лишь их часть, отражая другую И в то время как все зелёные предметы вечером темнеют, листья деревьев приобретают красноватый оттенок.
Поверхностный цвет – это цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета.
Пространственный цвет – это цвет удалённых от нас предметов, цвет разнообразных сред: неба, облаков, тумана, воды.
Плоскостным называется цвет, принадлежащий какой-либо плоскости, находящейся на таком расстоянии от глаза, что особенности её структуры глазом не ощущаются, но благодаря сочетанию своей формы и действию контраста она выделяется на каком-то фоне и воспринимается как плоскость. Например, можем видеть разные поверхности одинаково зелёного цвета – трава и фанера, на ней лежащая, – различить их издали невозможно. Эта неспособность глаза различать фактурные качества на расстоянии используется при маскировке.
По мере удаления от наблюдателя поверхностный цвет изменяется в зависимости от цвета той прозрачной среды, в которой он находится. Светлота будет понижаться у белого и жёлтого, и повышаться у тёмных. Кроме того, совокупность цветов в результате оптического смешения будет восприниматься как один результирующий цвет.
Выразительность цвета
Наиболее яркое, живое описание основных цветов можно встретить у И. Гёте, в его трудах, посвящённых цвету. Это слова поэта, который знал, как выразить то, что видят его глаза. Гёте утверждал, что все цвета находятся между полюсами: жёлтого (наиболее близкого дневному свету) и синего (наибольшего оттенка темноты).
Положительные или активные цвета – жёлтый, оранжевый, красный – создают активное оживлённое настроение.
Синий, красно-синий, фиолетовый – отрицательные пассивные цвета – настроение тоскливое, безмятежное, мягкое, спокойное.
Красный, по мнению Гёте, эмоциональный, волнующий, стимулирующий цвет. Это цвет королевской власти, он объединяет все цвета. В чисто красном – благородство, он создаёт впечатление как серьёзности и достоинства, так и прелести и грации.
Жёлтый – спокойный, безмятежный, весёлый, очаровывающий. По определению Гёте, жёлтый цвет обладает лёгкостью, производит тёплое впечатление и вызывает благодушное настроение. Гёте считал, что жёлтый цвет можно использовать для выражения стыда и презрения. А, по мнению русского живописца В. Кандинского, жёлтый цвет никогда не несёт в себе глубокого значения. Жёлтый у него способен выразить насилие, бред умалишённого, а ярко-жёлтый ассоциируется со звуком горна.
Оранжевый у Гёте даёт глазам чувство теплоты и наслаждения. Ярко-оранжевый рвётся к органам зрения, производит шок. А у Кандинского – олицетворяет силу, энергию, честолюбие, триумф.
Синий – холодный, пустой, но выражающий спокойствие. Гётевский синий всегда приносит что-то тёмное, синяя поверхность как будто уплывает от нас вдаль. Тёмно-синий – погружение в глубокое раздумье обо всех вещах, не имеющих конца. Голубой цвет создаёт спокойствие, а фиолетовый вызывает беспокойство, нетерпенье и даже бессилие.
Зелёный цвет – удачно сбалансированный – показывает устойчивость, свойственную чистым цветам, даёт реальное удовлетворение, совершенную тишину и неподвижность.
Гармония цвета
Бог сотворил всё мерою и числом – всё в мире должно быть гармонично. Термин «гармония» как эстетическая категория возник в Древней Греции. Проблемы гармонии всегда волновали людей – со времён Платона, Аристотеля, Теофраста до сегодняшних дней. Эта категория теснейшим образом связана с такими понятиями, как связанность, единство противоположностей, мера и пропорциональность, равновесие, созвучие, соответствие человеку. Кроме того, гармоническое – это обязательно возвышенное и прекрасное.
В понятии гармонии возможно выделить такие её частные подразделения, как гармония звуков, форм, цветов.
Термином «цветовая гармония» часто определяют приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее согласованность их между собой, порядок в них, соразмерность и пропорциональность.
Цветовые пятна на поверхности взаимосвязаны. Каждый отдельный цвет уравновешивает или выявляет другой, а два вместе влияют на третий. Иногда изменение даже одного цвета в композиции разрушает её.
Теория цветовой гармонии не может быть сведена к тому, какой цвет с каким гармонирует, она требует ритмичной организации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение цвета создаёт пестроту.
Попытки построить нормативную теорию цветовой гармонии предпринимались на протяжении всего XIX века и позже.
Для создания классической цветовой гармонии необходимо выполнять некоторые правила подбора цветов:
w w в гармонии должны быть заметны первоначальные элементы многообразия, т.е. присутствовать красный, желтый и синий цвета;
w w многообразие тонов должно быть достигнуто через разнообразие светлого и тёмного;
w w тона должны быть в равновесии, ни один не должен выделяться – это и есть цветовой ритм;
w w в больших цветовых композициях цвета должны по порядку следовать один за другим так, как в спектре или радуге (мелодия единства);
w w чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех местах, которые хочется выделить.
Это, конечно, весьма формальный подход к гармонии, но он имеет право на существование.
Общие правила при создании цветовой гармонии заключаются в следующем:
Ø Ø выделить наиболее красивые изолированные цвета и определить условия, при которых они наиболее выигрышно смотрятся;
Ø Ø выбрать последовательность тёплой и холодной гаммы цветов;
Ø Ø сопоставить цвета по контрасту, создать условия, в которых каждый цвет кажется красивее сам по себе.
Фактор, определяющий качество цветовой гармонии, – соотношение цветовых пятен по занимаемой площади. Существуют пропорциональные соотношения площадей пятен, необходимые для достижения целостности и единства впечатлений при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте этот закон приобретает ещё большую силу. Так, например, чтобы уравновесить большое светлое пятно, достаточно взять в несколько раз меньшее по площади, но насыщенное, яркое пятно, контрастное по цвету и светлоте.
Интересным моментом является и цветной фон, на котором можно создать композицию, например, небольшой гармоничный рисунок может потеряться на неподходящем ему поле.
Небезразлично и в какой последовательности будут располагаться цветовые пятна. Неуравновешенность или однообразие в ритме тоже может привести к отрицательному эффекту (пуговицы или украшения на одежде).
Не стоит забывать, что существует взаимодействие между очертаниями пятна, его формой и цветом. Часто форма подчиняется цвету и наоборот: «острые» цвета сильнее по действию в треугольниках (жёлтый цвет прекрасно смотрится в геометрических формах). А склонные к сильному воздействию красный и синий цвета очень подходят для округлых форм. Если взять квадраты, круги и треугольники и окрасить их в разные цвета, то можно заметить, как форма и цвет взаимодействуют друг с другом. Круг может приобретать углы и грани, а квадрат наоборот, терять углы и приобретать вогнутость сторон.