Воистину храбр тот, кто испытания встречает с улыбкой. Таких храбрецов мало, они редки.
Есть люди, умеющие спорить благородно, но есть такие, которые теряют рассудок в решительный момент. Человек, потерявший сердце в последнюю минуту, не храбрый человек.
***
Очень расчетливый ум недостоин уважения. Рассчитывать - это значит взвеш-
Ивать и помнить, что можно потерять и что нужно выиграть.
Расчетливый ум никогда не сможет подняться над мыслью о корысти и убытках.
***
Кто обучался наукам, у того свободный и острый язык. Но остроты таких людей часто служат маской для их немощного ума. Язык часто защищает их расчетливый ум. Их остроумие часто вводит людей в заблуждение, а язык отвлекает уши.
***
... "Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с
ним не управятся и десятки людей", - сказал Наисигэ из рода Набэсима.
***
В сражении старайся быть впереди всех.
Думай только о том, как преодолеть вражеские укрепления. Никогда не отставай от других, но и не хвались своей доблестью.
Даже оставшись один, защищай свою позицию. Тотчас же найдется другой, чтобы образовать фронт вместе с тобой, а вас станет двое.
***
Храбрость солдата памятна достаточно долго, чтобы нанести ущерб и даже после того, как его обезглавили.
***
Когда я оказался в самой гуще врагов, меня окутал какой-то туман. Я остановился на миг, чтобы успокоиться, и тогда наступал просвет. Если бы я сразу же пошел вперед, я бы не смог причинить врагу столько вреда, сколько причинил.
***
Если хочешь стать мудрым, советуйся с другими; если хочешь стать милосердным, помогай другим; если хочешь стать храбрым, бросайся на врага и вырывай у наго победу.
Все эта необходимо в жизни. Достойные поймут это.
***
Тренируя и улучшая себя, никогда не надо думать об отдыхе. Нужно быть корректным и внимательным даже в собственном доме.
Надо быть скупым на слова. Вместо десяти слов говорите одно.
Следите за своими губами, прежде чем сказать. Иногда бывает достаточно одного слова, чтобы показать свое мужество.
И в смутах надо быть таким же спокойным, как и в мире. Одно слово может выдать труса...
***
Тренировке человека ноет конца. Бывает так, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор.
Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого.
Только недовольствующийся уже достигнутому и постоянно стремящееся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших людей.
***
Ямамото Сакино - Камиэмон, доблестный воин, которым гордится род Набэсима, советовал следующее:
- все возможно для вас, когда вы работаете с усердием;
- дома - в собачей шкуре, из дома - в шкуре тигра;
- будьте почтительными: от излишней учтивости ваша кисть не испортится.
- будьте учтивыми и вежливыми: от низких поклонов спина не сломается;
- не жалейте шпор, даже если ваша лошадь скачет галопом;
- мужество превыше всего. Если человек выскажется вам прямо в лицо, значит у него хорошая душа;
- можно добыть золото и серебро, но хороших людей и правду - не всегда;
- умейте по одной вещи судить о тысячи вещей;
- жизнь человеческая быстротечна, имя вечно.
ХАГАКУРЭ БУСИДО
(ПУТЬ ВОИНА)
ЭТИКЕТ И ТРАДИЦИИ ДОДЗЕ
Додзе - это не просто спортивный зал для занятий восточными единоборствами. Это священное место, где ученики постигают сокровенные тайны, саму суть боевых искусств. Или, как говорят на Востоке, постигают Путь каратэ.
Даже люди далекие от боевых искусств, но связанные с искусством вообще - художники, фотографы, скульпторы - безошибочно определяют: присутствует в зале “особая, творческая, атмосфера” или нет. А она, в свою очередь, появляется только тогда, когда есть психологический и эмоциональный контакт между учениками и Учителем, что невозможно без особого отношения к тому месту, где происходит урок. Добиться этого не так просто, а вот разрушить можно мгновенно. Достаточно, к примеру, пару раз прийти в зал не как в священное место, а как в “большую комнату с деревянным полом”. Звучит достаточно фантастично, но это действительно так!
Внутренне пространство залав соответствии с этикетом делится на несколько частей. Стена напротив входа в зал и небольшое пространство около нее называется ШОМЭН. Это священное место в зале. По преданию, здесь обитают духи великих мастеров. На этой стене располагается знамя клуба и знамя стиля, которому принадлежит клуб и другие реликвии. Часто здесь помещают фотографии и портреты великих мастеров. ШОМЭН является местом, где может находиться только Учитель.
КАМИДЗЕ - место в трех шагах от ШОМЭН, в котором находится Учитель или старший ученик, если он ведет тренировку.
ШИМОЗА - остальное пространство зала. Здесь находятся ученики. Это пространство также имеет свое условное деление. Ближе всего к КАМИДЗЕ располагаются ученики с черными поясами, далее - с цветными поясами, в самом конце - ученики с белыми поясами. Такой порядок сохраняется во всех случаях, за исключением тех, когда этого требуют условия выполнения упражнения.
Не допустимо, чтобы ученик с белым поясом разгуливал на “территории” черных поясов и, тем более, у КАМИДЗЕ или ШОМЭН. Если такое происходит, то нарушитель должен быть сразу наказан вплоть до удаления из зала с тренировки. Делается это не для того, чтобы унизить ученика или же разобщить группу. Подобный порядок является дополнительным стимулирующим фактом. Хочешь быть ближе к Учителю и Святыням - занимайся лучше и получай более высокую квалификацию.
Все находящиеся в зале, включая гостей, должны быть без обуви. Занимающиеся - в обязательном порядке - босиком. Вся обувь ославляется за порогом зала. В Европе иногда перед входом кладется влажный коврик. Нужно иметь в виду то, что он не должен быть очень влажным. Иначе влага будет разноситься по залу и кто-нибудь по неосторожности может поскользнуться. Кстати, необходимо следить, чтобы после влажной уборки перед тренировкой полы были сухими. Во время пауз дежурный по залу должен вытирать влажные пятна и следы пота, которые неизбежно попадают на пол при интенсивной нагрузке. Самой собой разумеется, что уборочный инвентарь должен находиться вне зала.