Ученик: Похоже, это так и есть, потому что, даже лежа в постели, я испытывал боль, но стоило мне сесть правильно, как боль ушла. Спасибо, сэнсей.
Ученик: Сэнсей, я уже несколько лет слышу, что четыре основных принципа представляют собой одно и то же, но удерживать вес внизу лично мне всегда было сложнее всего. В смысле, умом это понять очень просто. Поначалу я думал, что это оттого, что при соблюдении всех остальных принципов есть ощущение, что мы что-то делаем. Я знаю: это некая ловушка, потому что вы не совершаете никаких действий, чтобы «расширить Ки» или «полностью расслабиться». А когда я впервые услышал про то, что надо «удерживать вес внизу», это меня несколько смутило, ведь за этим не кроется никакого действия. Удерживать вес внизу чересчур просто. Я это преодолел, но все же чувствую, что тут у меня есть некоторая недоработка, это не самый любимый мой принцип.
Вы на днях спрашивали, есть ли у каждого из нас любимый основной принцип. У меня, конечно же, есть любимый принцип, но принцип удержания веса внизу никогда не был для меня любимым. Не могли бы вы развеять мои сомнения?
На острове, где мы с вами сейчас находимся, есть высокая гора, и в каждой точке планеты можно найти поблизости высокую гору. Даже если вы живете далеко от гор, вы хоть раз в жизни видели горы. Горы для нас важны. Во время медитации мы часто говорим: «Тело уподобляется горе». Так? «Тело уподобляется горе, дыхание — ветру, а ум — небу». Вот таким образом мы и сидим. Подумайте о высоком вулкане Халеакала, что находится неподалеку отсюда. Сколько усилий надо горе, чтобы принять такое положение? Нисколько. Гора просто занимает свое положение. Поэтому, как ты и сказал, под удерживанием веса внизу Тохей-сэнсей не подразумевает какого либо действия. На самом деле, говоря о принципе удержания веса внизу, он говорит: «Если вы для этого что-нибудь делаете, это не будет удержанием веса внизу». Так что под словом «удерживайте» не подразумевается никакого действия. Тохей-сэнсей имел в виду, что надо уподобиться горе. В некотором смысле можно сказать: «наберитесь терпения и распознайте естественное состояние, когда вес находится внизу, как у горы, и пребывайте в этом состоянии». И опять, если нам удастся недолго просидеть правильно и погрузиться в созерцание горы, скажем, нашего вулкана Халеакала, то все мелкие физические объекты, с которыми мы идентифицируем себя и свое тело, отступают на второй план. И тогда нас охватывает глубочайшее чувство наполненности, монолитности и устойчивости. При этом такая наполненность очень подвижна. Даже когда мы делаем прием семенучи кокюнаге, мы продолжаем испытывать это ощущение нерушимой естественной устойчивости. Именно это Тохей-сэнсей описывал как «удержание веса внизу».
При этом вовсе не имеется в виду, что нам нужно сидеть неподвижно. Это состояние сохраняется даже в движении, поскольку у каждой молекулы нашего тела — неважно, где именно эта молекула находится, — вес стремится вниз. Ощущения имеются в каждой частичке нашего тела. Это не предмет. Тело – это не предмет. Тело – это ощущение. И, как я уже говорил, когда мы принимаем правильное положение, ощущения в теле уподобляются существованию в покое. Это живое, яркое ощущение спокойствия, наполненности, устойчивости, как у горы.
И если думать именно в этом ключе, то, мне кажется, вам понравится принцип удержания веса внизу. Убежден, что вы уже испытывали это ощущение. Вы просто не осознаете, что это именно удержание веса внизу.
Ученик: Да, согласен. Думаю, раньше в этом отчасти и состояли мои сложности. Я уже несколько раз слышал это ваше объяснение, и оно мне очень помогло. Я часто говорю, что вы повторяете одни и те же объяснения, но я просто не всегда готов их услышать.
К счастью, я далеко не всегда помню, что говорил раньше, поэтому для меня мои объяснения каждый раз будто впервые.
Ученик: Лично я часто испытывал эти затруднения с удержанием веса внизу. Но сейчас я хотел бы уточнить вот что: когда вы говорили, что горе не нужно прилагать никаких усилий, я всегда думал, что при этом надо что-то делать. Так что когда вы говорили, что «удерживать» вес внизу, это такое выражение, точно при этом не надо выполнять никаких действий?
Да, в этом действительно есть определенная сложность, я бы даже сказал, большая. Как вам известно, по-японски принято говорить «Seika no i ten», что в переводе означает не «удерживайте вес внизу», а «единая точка внизу живота». В японской фразе нет глагола «удерживать». Если вы предложите более удачную формулировку, я готов заплатить вам двадцать пять долларов. Конечно, если эта формулировка меня устроит.
Нужно подобрать слово на замену глаголу «удерживать». В смысле, мы можем сказать, «ощутите» вес внизу. Но эта фраза может показаться странной. Я хочу сказать, что, когда Тохей-сэнсей начинал преподавать, этот принцип воспринимался по-другому. Я и раньше с этим сталкивался. В каком-то смысле, формулировка похожа на приказ. «Удерживайте внимание в единой точке!». «Удерживайте вес внизу!». «Делайте так, и станете счастливыми!». Напоминает наставления школьного учителя, который рассказывает детям о том, что надо делать, чтобы преуспеть в жизни, поэтому у нас возникает впечатление, будто надо непременно выполнить какое-нибудь действие, чтобы удерживать внимание в единой точке, а иначе она куда-то упорхнет. В какой-то мере, действительно надо выполнить определенное действие. Необходимо направить внимание. Но это не значит, что нужно прилагать усилия. Хотя, конечно, в определенном смысле, нужно. В самом начале необходимо приложить некое подобие усилия – если его не приложить, вам никогда не удастся отказаться от усилий. Но если вы в самом начале не приложите некоторое усилие, вы не сможете добиться нужного качества внимания, чтобы ощутить, что вес удерживается внизу, тогда вы можете попросту этого не заметить.
Поэтому в каком-то смысле приходится прилагать огромные усилия, чтобы увидеть, что, на самом деле, никаких усилий не требуется. Лично мне стало намного легче, когда я представил себе гору. Я могу ощутить себя горой, ощущая при этом, что весь мой вес устремляется вниз. Безусловно, когда вес удерживается внизу, как говорит Тохей-сэнсей в шокушу, тогда гора покоится, она спокойна и крайне не подвижна. В этом состоянии разум обретает особую ясность. То есть, когда вы соблюдаете принцип удержания веса внизу, вы обретаете высокую ясность. Вы ясно видите, что происходит вокруг в данный момент. Ваше сознание напоминает гладь воды, на которой нет ряби. Когда появляется рябь, вы снова начинаете планировать будущее. Вы начинаете разгадывать какие-то загадки. Вы пытаетесь сделать какие-то выводы или пытаетесь тем или иным образом усилить ощущения. Вы изо всех сил «удерживаете» внимание в единой точке.