Специалисты считают это запаздывание следствием аварийных сигналов компьютера, которые отвлекали внимание командира.
Переворот лунного модуля в вертикальное положение давал командиру не только обзор района посадки, но и возможность менять точку прилунения.
На внутреннее и внешнее стёкла командирского иллюминатора были нанесены шкалы.
Пилот лунного модуля диктовал командиру угловые значения, которые показывал дисплей компьютера, и командир смотрел в иллюминатор так, чтобы обе шкалы совместились.
Тогда он видел место, в которое автопилот ведёт корабль.
Это место можно было изменить движением рукоятки контроллера.
Движение контроллера на один шаг вперёд передвигало место посадки на 1/2° дальше по курсу, одно движение в сторону - на 2° влево или вправо, соответственно.
На высоте около 460 м Нейл Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике (позднее было установлено, что это кратер Уэст, англ. West Crater, диаметром 165 м).
Однако Армстронг быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся.
Он решил его перелететь.
На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную.
Нейл Армстронг уменьшил наклон лунного модуля назад с 18° до 5° от вертикали.
Это увеличило скорость горизонтального перемещения вперёд до 64 км/ч.
Когда лунный модуль пролетал над кратером, командир начал искать место, пригодное для посадки, и выбрал относительно ровную площадку между небольшими кратерами и полем валунов.
На высоте около 80 метров вертикальная скорость снижения составляла около 0,5 м/с.
Эдвин Олдрин сообщил, что осталось 8 % топлива.
Ещё через несколько секунд он добавил, что видит тень «Орла» на поверхности Луны.
На завершающем этапе захода на посадку лунный модуль был повёрнут примерно на 13° влево от курса, и тень была вне поля зрения Нейла Армстронга.
В этот момент загорелось предупреждение, что компьютер не получает данных от посадочного радара.
Это продолжалось несколько секунд.
На высоте 30 метров Эдвин Олдрин доложил, что топлива остаётся 5 % и что загорелось предупреждение.
Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Нейла Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь.
Через 33 секунды оператор связи в ЦУПе в Хьюстоне Чарльз Дьюк предупредил, что остаётся 60 секунд.
В этот момент посадочный радар вновь на несколько секунд «потерял» поверхность.
Частота пульса у Нейла Армстронга на завершающем этапе посадки достигла 150 ударов в минуту.
На высоте 12 метров Эдвин Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль.
Но он редко смотрел в иллюминатор.
Нейл Армстронг же на послеполётном опросе говорил, что впервые заметил поднимающуюся пыль на высоте чуть меньше 30 м.
Сначала это выглядело как прозрачный лист летящей пыли, который немного ухудшал видимость.
По мере снижения корабля видимость становилась всё хуже.
По словам Армстронга, визуальному определению высоты это не очень мешало, но в густой пелене движущейся летящей пыли было очень сложно следить за статичными камнями и, соответственно, определять вертикальную и горизонтальную скорости.
На высоте около 9 метров «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад.
С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось.
Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало, и допустимый лимит времени до прерывания посадки был почти исчерпан.
Вскоре после того, как Эдвин Олдрин доложил, что высота 6 м, вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения - 1,2 м/с, Дьюк из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд.
Через 9 секунд после этого предупреждения Эдвин Олдрин закричал: «Сигнал контакта!»