Результаты апробации на уроках
ОТ АВТОРОВ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Современный мир крайне визуализирован. Сегодняшним детям и подросткам он представляется в ярких картинках. Их мышление становится похожим на череду слайдов. Хорошо это или плохо, покажет время, но сегодня можно с уверенностью сказать, что существует много разнообразных методов и приёмов запоминания информации, например, мнемотехника, который имеет право на жизнь и заслуживает того, чтобы им пользовались на уроках русского языка. Кроме того, с его помощью можно реализовать метапредметные и межпредметные связи, очень актуальные сегодня в образовании, так как они положены в основу стандартов ФГОС.
Цель проекта – разработка наглядного методического пособия «Правила в картинках» с целью развития орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, повышения интереса к изучению предмета.
Задачи для реализации данного проекта:
1) изучение справочной и методической литературы по использованию приёмов мнемотехники на уроках русского языка;
2) разработка собственных мнемотехнических приёмов;
3) апробация мнемотехнических приемов на уроках;
4) публикация.
В учебнике мнемотехники Козаренко В.А. даётся следующее определение: «МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Мнемотехника позволяет сделать любой трудный для запоминания материал лёгким за счёт различных образов, ассоциаций, момента игры. Правила, напечатанные в учебнике, смотрятся непривлекательно, буднично, не имеют эмоциональной окраски. Правила-картинки, выполненные в цвете, компенсируют этот недостаток и способствуют пробуждению интереса к предмету даже у самого нерадивого ученика.
Опыт показывает, что мнемоприёмы, использованные учителем во время урока с целью лучшего усвоения учебного материала школьниками, вспоминаются даже спустя годы, а правила, которые просто заучивались, не сразу приходят на ум.
Существует несколько мнемонических приёмов запоминания.
1) Графический метод. Эффективен при запоминании простых и наглядных слов. Суть его в обыгрывании запоминаемой буквы или правила в рисунке. То есть для запоминания сложного слова необходимо нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква. [Никитина 1995:99].
Например, для того, чтобы запомнить, что в слове «лопата» пишется буква «О», проще выполнить такой рисунок:
ЛОпата |
ллЛлОпата |
Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят запоминание правописания слов с помощью рисунков. Нужно лишь дать ученику установку на вспоминание собственных картинок в случаях, когда требуется правильно написать слово.
3)Метод фонетических (звуковых) ассоциаций для запоминания правописания слов или метод созвучия.
Данный метод больше нравится средним и старшим школьникам и позволяет запомнить правописание даже очень сложных слов. Он напоминает метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций: white и вата. Для того чтобы запомнить трудное слово, нужно подобрать созвучное ему слово и составить из них сюжет. Например, для запоминания слова царапина можно подобрать словоцарь.У ЦАРЯ болели ЦАРапины[Никитина 1995:99]..
Существует определенный алгоритм запоминания правописания трудного слова с помощью данного метода:
1) Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые нужно запомнить, действительно непроверяемые;
2) Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нём «проблемная» буква слышалась отчётливо (лучше, чтобы на неё падало ударение, если речь идёт о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две или три буквы, то к нему надо подобрать два ( в редких случаях три) созвучных слова;
3)Из слова-созвучия и запоминаемого слова надо составить сюжет, причём, чем он ярче и нелепее, тем лучше.
4) Оживить сюжет путём вызова соощущений запаха, вкуса, цвета, движения;
5) Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова нужно отчётливо выделить на письме размером, курсивом, цветом, запоминаемые буквы желательно подчёркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы зрительная память также принимала участие в работе над словом [Никитина 1995:100]. .
4.Комбинированный метод.
Этот метод удобен для запоминания тех слов, в которых нужно запомнить две и больше буквы. Он сочетает в себе метод фонетических ассоциаций и графический метод. Использование именно этого метода наиболее оптимально по причине того, что при запоминании слова только методом фонетических ассоциаций получается слишком громоздкая и незвучащая фраза, а при запоминании только графическим методом –слишком непонятный или «перегруженный» рисунок.
Рассмотрите примеры: Слово «пИрОтехника». Первую непроверяемую букву проще запомнить при помощи звуковой ассоциации «пир». Сюжет: пир Около техники. Вторую непроверяемую букву легко запомнить, представив круг в виде буквы «О» в котором находится слово «техника».
Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических ассоциаций, так, как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв- графический метод. Комбинированный метод удобен для запоминания слов, в которых кроме гласной надо ещё запомнить парную согласную.
Метод изображения букв.
Для создания книги были использованы следующие методы:
• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• рифмизация;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
Составление лингвистических сказок
Пояснение материала с помощью графического метода.
«Правила в картинках» (разработан Н. Костиной) применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора, объяснять орфограммы и пунктограммы.
Проект «Правила в картинках» выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint, и, в зависимости от оснащённости кабинета, картинки можно не распечатывать, а выводить прямо на интерактивную доску или показывать слайд через проектор. Для удобства в работе правила составлены по разделам:
1) Орфография (5-7 классы);
2) Морфемика;
3) Морфология;
4) Синтаксис и пунктуация.
Правила иллюстрированы картинками, которые были найдены в поисковых системах Яндекс и Гугл.
Для создания проекта «Правила в картинках» были использованы следующие методы:
• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. «Правила в картинках» применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора, объяснять орфограммы и пунктограммы.
Одним из основных приёмов мнемотехники является приём рифмизации, который предполагает запоминание цифр и слов с помощью составления рифм. Рифмизация способствует запоминанию не только словарных слов, но и морфем в сочетании с приёмом аналогии, под которым понимается сходство между предметами, явлениями и т. д. [Общий толковый словарь://tolkslovar.ru]. На наш взгляд, лучше всего рифмованные стихи использовать при изучении орфографии, что позволяет ученикам легко и просто запомнить громоздкие и сложные правила. Хорошо, если учащиеся сами будут соавторами рифмизаций, ассоциаций и лингвистических сказок, которые помогут овладеть «премудростями» русского языка. При использовании рифмизаций также можно использовать плакаты, иллюстрирующие строки
Лингвистические сказкиявляются разновидностью метода ассоциаций с помощью которых учащиеся усваивают основные грамматические признаки частей речи. Нами были составлены две лингвистические сказки. Сказку «Как произошли части речи?» можно использовать при изучении раздела «Морфология», сказку « У кого какая роль?» при изучении раздела «Синтаксис» на уроке объяснения нового материала.
Актуальность проекта
Ведущим принципом любой мнемоники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.
Существует несколько мнемонических приёмов запоминания.
Мнемотехника позволяет понять объяснение, раздвинуть границы кругозора и восприятия, так, как оперирует ассоциациями и образами и активизирует эмоционально-образную память обучающегося. Тот же преподаватель констатирует, что в настоящее время повышается интерес к личностно-ориентированным, развивающим образовательным технологиям, основанным на внимании к личности ученика, к росту его компетентностей, что способствует совершенствованию эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Морфемы
Ребята, сейчас мы расскажем, кто все мы
Мы – значимые части слова, морфемы.
В отличие от звука и от слога
Мы что-то означаем у слова.
Нас четверо, друзья, внимание,
Мы – корень, суффикс, приставка, окончание.
Чтоб слово по составу разобрать,
Значенье нас и слова нужно знать.
Корень
КОРЕНЬ в почве цветок закрепляет
И без корня цветок засыхает.
Как цветку корень –жизни основа,
Так не может без КОРНЯ жить слово.
Узнаём мы по корню значенье:
Посмотри:
Петь, певец, песня, пенье.
Основа
Основа часть слова без окончания:
Смотри: Здание, к зданию, зданием, здания.
Меняется только формау слова.
Но неизменной остаётся основа.
Суффикс
Вот такое случается,
Что слова
Увеличиваются и уменьшаются–
Вдруг трава
Превратилось в травищу,
Носуменьшаются–в носище,
Сапог уменьшаются–в сапожище
Или уменьшилось, стало добрее:
Смотри скорее:
Сапог – сапожок
Пирог – пирожок,
Нос– носок.
Синий – синенький – синеватый,
Кислый–кисленький–кисловатый.
Это суффикс творит волшебство,
Вы за корнем найдёте его.
Окончание
Окончанье стоит в конце слова:
Очень много затей у Матвея Фролова
Форму слова оно образует:
Рисовал глаз кота, хвост рисует
Связь показывает слова с другими словами:
Бегемоту купили пальто со слонами
Выражает значенье лица, падежа, числа, рода:
Дам ежу два яйца, соль и семь бутербродов.
Приставка
Стоит перед корнем, приставлена к корню
И служит для новых слов образования:
Бежать – прибежать, побежать, спор – поспорить,
Баня – предбанник, рано – заранее.
При изучении орфограмм «Правописание гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных», «Правописание мягкого знака в именах существительных и глаголах», Правописание гласных и, у, а после шипящих» рекомендуем применять рифмовки и ассоциативные сказки, например: «Жук и Щука».
Жук и Щука
Чинный Жукжил вжару
Вчудной чаще.
Щуке шар поутру
Далшуршащий.
Щукарада была,
Щиему принесла.
При изучении раздела «Морфология» также можно применять приём рифмизации. Например, для объяснения особенностей имени существительного большим подспорьем может служить такая рифмизация:
Морфология.
Имя существительное.
Обозначаю я предмет,
И на вопрос кто? что ответ
Даю легко:
Крот. Молоко.
Три склонения:
Ты три склоненья у меня найдёшь:
1-е скл. Земля 2-е скл. село . 3-е скл. рожь
Луна конь
Три рода:
Женский Мужской Средний
Мечта костёр, кафе, селенье
Запоминанию порядка падежей в русском языке может помочь такая «запоминалка»:
Именительный. Играют
Родительный.Раечка
Дательный. с Дашей,
Винительный. Валяются,
Творительный. толкаются
Предложный. пляшут
В изучении единиц языка также поможет использование ритмизации. Рисунок дома для единиц языка см. в Приложении .
Единицы языка.
Дом строится из кирпичей.
Сначала строится фундамент,
Он держит дом, чем он прочней,
Тем дольше служит вам он с нами.
Над ним подвал и этажи,
Их пять, и шесть, и сто бывает
Они нужны, чтоб нам там жить,
А крыша дом весь защищает.
Язык – многоэтажный дом:
Фундамент – звук, основа в нём,
Слова – этаж, стоит он выше,
А предложеньеслужит крышей.
Раздел «ОРФОЭПИЯ»
История Леди
Жила в старом замке
Прекрасная лЕди,
Ходила она
В гофрирОванном пледе.
ИскрИстый снежок
ОсыпАл её плечи,
Отец –завсегдАтай кафЕ
Молвил речи.
Так вечном досУге
Жизнь б длИлась и длИлась,
Но в Рыцаря Леди
Однажды влюбилась.
Как он мастерскИ
Обращался со шпагой
И тОрты рубил перед нею с отвагой.
Но дело не в них–
Полюбила за смелость,
И Рыцарю жизни
ОсЕдлой хотелось.
И было признанье,
И было венчАнье,
И колокол в церкви
Не вЕдал молчанья.
Пришла поутрУ
И чела чуть коснулась,
Чтоб к рыцарю вновь
Безмятежность вернулась.
ЩавЕлевый суп
Принесла, чуть вздыхая,
А Рыцарь сказал:
«Рад тебе, дорогая!»
Как произошли части речи?
В одной чудесной стране Морфологии живут части речи. Правила когда-то этой страной прекрасное Праматерь Имя существительное со своими дочерьми: Именем прилагательным, Именем числительным и самой маленькой сестрёнкой Местоимением, которые всюду сопровождали мать и любили притворяться друг-другом. Однажды проезжал мимо той страны Молодой алчный Король Глагол со своим младшим братом Наречием и осиротевшим сыном Деепричастием. Когда-то его страну завоевали враги, и он искал себе земли. Решил попросить остаться в стране Праматери Имени существительного. Когда у них был разговор, прекрасное Имя Прилагательное увидела красоту и отвагу Глагола, и полюбило его. Имя существительное, которое очень нуждалось в помощи, с радостью приняло короля Глагола и оставило его у себя, благословив влюблённых. Через год родилось Причастие, которое также обозначало действие, как Глагол, но соглашалось во всём с Именем существительным, как мама.
Хоть и Имя существительное радовалось рождению внучки, но в семье царил разлад –не могли понять юные части речи друг-друга. В один прекрасный день Имя Существительное встало раньше всех и захотело прогуляться в лесу. Вдруг оно увидело снующих всюду маленьких человечков. Одни из них то радостно, то печально говорили: «Ох», «Ах», «Эх» – это были Междометия, другие пробегали между ними и кричали: «Разве? «Ли?», «Не», – э то были Частицы. Предлоги бессильно восклицали «К,!» «У!,» «В!» а совсем маленькие – Союзы пытались взять и тех и других за руки и присоединить друг другу, но напрасно. Радостно взглянуло на них Имя Существительное и рассказало свою беду. «В нашем Дворце с Вашей помощью и частицы, и междометия, и мои дети, и внуки нашли бы общий язык!» – взмолилось Имя существительное. «Но ведь мы такие маленькие»– ответили Союзы. Вместе мы сможем всё. – продолжало Имя Существительное. – Даже самая маленькая Частица способна украсить Речь и выразить мысль». Идём со мной. Вас ждёт роскошный дворец и вежливое обращение». Лесные человечки согласились и пришли во Дворец. Предлоги продолжали жаться к Имени существительному, потом осмелели и подошли ближе к Имени Прилагательному Числительному, Местоимению, но не встали около них, потому что боялись, что их спутают с Приставками. Пока все во дворце пребывали в недоумении, Междометия то восхищались красивыми картинами, то жаловались на усталость, Частицам очень понравилось общаться с Глаголом, а союзы ласково взяли руки Новых и прежних жителей и соединили их. Так появились у Самостоятельных частей речи новые помощники – Служебные части речи. И в стране Морфологии все зажили дружно и счастливо.
У кого какая роль?
Части речи часто играют вместе, соединяясь друг с другом в словосочетания –сочетаниях двух, или реже, трёх слов и предложения –упорядоченных цепочках слов, обладающих законченным смыслом.
Из Частей речи, выстраиваясь в эту цепочку, превращаются в колечки-звенья – Члены предложения. Они чаще всего стоят рядом. Имя Существительное становится самым важным звеном-колечком в этой цепочке, потому что объясняет главное слово –предмет, вокруг которого закручивается цепочка. Имя существительное в предложении не всегда играет главную роль. Бывает, что оно объясняет, на что направлены движения-действия предмета и играет роль Дополнения. Глагол заворачивает эту цепочку, говорит о действиях предмета. Наречие превращается в Обстоятельство и говорит, как при каких обстоятельствах, условиях происходило действие. Так и кружится волшебная цепочка.
Заключение
А.А.Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…». Мнемонические приёмы – это хорошее подспорье в работе учителя-словесника, и, соответственно, данный проект является прекрасным помощником для ученика в освоении сложнейшей русской орфографии.
Рассматривая примеры использования мнемотехники на уроках русского языка и литературы, мы пришли к выводу, что мнемотехника предоставляет большие возможности для запоминания информации, развития воображения и ассоциативной памяти, повышения мотивации к изучению.
В процессе изучения опыта преподавателей и использования приёмов мнемотехники мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, использование приёмов мнемомотехники оживляет процесс обучения и создаёт атмосферу сотворчества с учителем.
Во-вторых, использование приёмов мнемотехники повышает мотивацию к обучению и пробуждают учащихся применять мнемотехнику в процессе выполнения домашнего заданий, создавать собственные произведения для облегчения запоминания и самовыражения;
Во-третьих, наибольший эффект наблюдается в сочетании с наглядно-иллюстративным методом приёмы мнемотехники дают наилучший, так как задействованы ещё и механизмы восприятия и зрительной памяти. Поэтому тексты рифмовок написаны различными видами шрифта и размера букв;
Также выяснено, что к подготовке материалов урока нужно привлекать учащихся и обязательно хвалить их за труд. Так атмосфера на уроках и в общении воспитанников друг с другом станет благожелательнее, что обычно сказывается и на успеваемости детей.
Арсенал мнемотехнических приёмов очень разнообразен, и каждый преподаватель найдёт в зависимости от целей, задач урока, уровня подготовленности детей необходимые ему методы, а может, придумает и свои собственные, неповторимые, или подберёт примеры к уже имеющимся.Таким образом, применение приёмов мнемотехники положительно сказывается на успеваемости учащихся, развитию их умственных способностей и творческого потенциала.
Список использованной литературы
1. Андреева И. В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школ. Статья: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/103952.html
2. Кирдяшкина Л.Ю. Приём мнемотехники на уроках русского языка. Учебно-методический материал.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/04/15/priyom-mnemotekhniki-na-urokakh-russkogo-yazyka
4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – М.: 2007
5. Лапп Д.И.. Развитие творческого мышления и интеллекта. Искусство помнить и забывать. http://www.superidea.ru/index.php
6. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. М.: Международное агентство "A.D. &T. ", 2001. 304 c., илл.
7. Петрушевская Л. С. Лингвистические сказочки.
http://royallib.com/book/petrushevskaya_lyudmila/lingvisticheskie_skazochki.html
8. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Статья. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6990
9. Салева Л.А.Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Статья: http://festival.1september.ru/articles/211796/
10. Слоуш Н.Д. Психология. Искусство укреплять память http://relaxynet.ru/load/psikhologija
11. Скляр О.П. Приемы мнемотехники на уроках русского языка. Статья. https://infourok.ru/statya_priemy_mnemotehniki_na_urokah_russkogo_yazyka-413319.htm
12. Целоусова Е.В. Мнемотехника – один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. Статья http://festival.1september.ru/articles/516638/
13. Урок 5. Мнемотехники. https://4brain.ru/memory/mnemotehniki.php
14. Учительская газета. Воображение– на волю. Программа кружка литературно-художественного творчества. http://www.ug.ru/method_article/78
15. Целоусова Е.В. Мнемотехника – один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. Статья: http://festival.1september.ru/articles/516638/
Содержание
От авторов | |
ГЛАВА1. Правила в картинках | |
ГЛАВА 2. Рифмизации | |
ГЛАВА 3. Лингвистические сказки | |
Заключение | |
Список использованной литературы | |
Содержание | |
ОТ АВТОРОВ
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Современный мир крайне визуализирован. Сегодняшним детям и подросткам он представляется в ярких картинках. Их мышление становится похожим на череду слайдов. Хорошо это или плохо, покажет время, но сегодня можно с уверенностью сказать, что существует много разнообразных методов и приёмов запоминания информации, например, мнемотехника, который имеет право на жизнь и заслуживает того, чтобы им пользовались на уроках русского языка. Кроме того, с его помощью можно реализовать метапредметные и межпредметные связи, очень актуальные сегодня в образовании, так как они положены в основу стандартов ФГОС.
Цель проекта – разработка наглядного методического пособия «Правила в картинках» с целью развития орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, повышения интереса к изучению предмета.
Задачи для реализации данного проекта:
1) изучение справочной и методической литературы по использованию приёмов мнемотехники на уроках русского языка;
2) разработка собственных мнемотехнических приёмов;
3) апробация мнемотехнических приемов на уроках;
4) публикация.
В учебнике мнемотехники Козаренко В.А. даётся следующее определение: «МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Мнемотехника позволяет сделать любой трудный для запоминания материал лёгким за счёт различных образов, ассоциаций, момента игры. Правила, напечатанные в учебнике, смотрятся непривлекательно, буднично, не имеют эмоциональной окраски. Правила-картинки, выполненные в цвете, компенсируют этот недостаток и способствуют пробуждению интереса к предмету даже у самого нерадивого ученика.
Опыт показывает, что мнемоприёмы, использованные учителем во время урока с целью лучшего усвоения учебного материала школьниками, вспоминаются даже спустя годы, а правила, которые просто заучивались, не сразу приходят на ум.
Существует несколько мнемонических приёмов запоминания.
1) Графический метод. Эффективен при запоминании простых и наглядных слов. Суть его в обыгрывании запоминаемой буквы или правила в рисунке. То есть для запоминания сложного слова необходимо нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква. [Никитина 1995:99].
Например, для того, чтобы запомнить, что в слове «лопата» пишется буква «О», проще выполнить такой рисунок:
ЛОпата |
ллЛлОпата |
Дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят запоминание правописания слов с помощью рисунков. Нужно лишь дать ученику установку на вспоминание собственных картинок в случаях, когда требуется правильно написать слово.
3)Метод фонетических (звуковых) ассоциаций для запоминания правописания слов или метод созвучия.
Данный метод больше нравится средним и старшим школьникам и позволяет запомнить правописание даже очень сложных слов. Он напоминает метод запоминания иностранных слов с помощью фонетических ассоциаций: white и вата. Для того чтобы запомнить трудное слово, нужно подобрать созвучное ему слово и составить из них сюжет. Например, для запоминания слова царапина можно подобрать словоцарь.У ЦАРЯ болели ЦАРапины[Никитина 1995:99]..
Существует определенный алгоритм запоминания правописания трудного слова с помощью данного метода:
1) Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые нужно запомнить, действительно непроверяемые;
2) Подобрать к запоминаемому слову созвучное так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нём «проблемная» буква слышалась отчётливо (лучше, чтобы на неё падало ударение, если речь идёт о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две или три буквы, то к нему надо подобрать два ( в редких случаях три) созвучных слова;
3)Из слова-созвучия и запоминаемого слова надо составить сюжет, причём, чем он ярче и нелепее, тем лучше.
4) Оживить сюжет путём вызова соощущений запаха, вкуса, цвета, движения;
5) Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова нужно отчётливо выделить на письме размером, курсивом, цветом, запоминаемые буквы желательно подчёркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы зрительная память также принимала участие в работе над словом [Никитина 1995:100]. .
4.Комбинированный метод.
Этот метод удобен для запоминания тех слов, в которых нужно запомнить две и больше буквы. Он сочетает в себе метод фонетических ассоциаций и графический метод. Использование именно этого метода наиболее оптимально по причине того, что при запоминании слова только методом фонетических ассоциаций получается слишком громоздкая и незвучащая фраза, а при запоминании только графическим методом –слишком непонятный или «перегруженный» рисунок.
Рассмотрите примеры: Слово «пИрОтехника». Первую непроверяемую букву проще запомнить при помощи звуковой ассоциации «пир». Сюжет: пир Около техники. Вторую непроверяемую букву легко запомнить, представив круг в виде буквы «О» в котором находится слово «техника».
Как правило, для запоминания комбинированным методом сначала нужно применить метод фонетических ассоциаций, так, как созвучие эффективнее помогает, если оно напоминает начало слова, а затем для остальных букв- графический метод. Комбинированный метод удобен для запоминания слов, в которых кроме гласной надо ещё запомнить парную согласную.
Метод изображения букв.
Для создания книги были использованы следующие методы:
• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• рифмизация;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
Составление лингвистических сказок
Пояснение материала с помощью графического метода.
«Правила в картинках» (разработан Н. Костиной) применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора, объяснять орфограммы и пунктограммы.
Проект «Правила в картинках» выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint, и, в зависимости от оснащённости кабинета, картинки можно не распечатывать, а выводить прямо на интерактивную доску или показывать слайд через проектор. Для удобства в работе правила составлены по разделам:
1) Орфография (5-7 классы);
2) Морфемика;
3) Морфология;
4) Синтаксис и пунктуация.
Правила иллюстрированы картинками, которые были найдены в поисковых системах Яндекс и Гугл.
Для создания проекта «Правила в картинках» были использованы следующие методы:
• образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
• нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. «Правила в картинках» применяются на уроках русского языка как графические и изобразительные средства зрительной наглядности. Они представляют собой справочный и инструктивный материал, просты в применении, их можно вывешивать в классе или прикреплять на магнитную доску на различное по продолжительности время на уроках объяснения нового материала или при закреплении и обобщении ранее изученного. Правила помогают учащимся выполнять упражнения, различные виды разбора, объяснять орфограммы и пунктограммы.
Одним из основных приёмов мнемотехники является приём рифмизации, который предполагает запоминание цифр и слов с помощью составления рифм. Рифмизация способствует запоминанию не только словарных слов, но и морфем в сочетании с приёмом аналогии, под которым понимается сходство между предметами, явлениями и т. д. [Общий толковый словарь://tolkslovar.ru]. На наш взгляд, лучше всего рифмованные стихи использовать при изучении орфографии, что позволяет ученикам легко и просто запомнить громоздкие и сложные правила. Хорошо, если учащиеся сами будут соавторами рифмизаций, ассоциаций и лингвистических сказок, которые помогут овладеть «премудростями» русского языка. При использовании рифмизаций также можно использовать плакаты, иллюстрирующие строки
Лингвистические сказкиявляются разновидностью метода ассоциаций с помощью которых учащиеся усваивают основные грамматические признаки частей речи. Нами были составлены две лингвистические сказки. Сказку «Как произошли части речи?» можно использовать при изучении раздела «Морфология», сказку « У кого какая роль?» при изучении раздела «Синтаксис» на уроке объяснения нового материала.
Актуальность проекта
Ведущим принципом любой мнемоники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.
Существует несколько мнемонических приёмов запоминания.
Мнемотехника позволяет понять объяснение, раздвинуть границы кругозора и восприятия, так, как оперирует ассоциациями и образами и активизирует эмоционально-образную память обучающегося. Тот же преподаватель констатирует, что в настоящее время повышается интерес к личностно-ориентированным, развивающим образовательным технологиям, основанным на внимании к личности ученика, к росту его компетентностей, что способствует совершенствованию эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Результаты апробации на уроках
Описанные приемы были применены на уроках русского языка в 6, 7 классах текущего учебного года. Различные виды контроля показали значительное улучшение понимания и усвоения учебного материала школьниками. Это объясняется тем, что при объяснении материала учителем и в процессе его усвоения у ребят работают сразу несколько видов памяти, среди которых наиболее значимая и прочная зрительная.
В качестве слов напутствия хотим привести строки стихотворения «Русский язык», написанных одним из соавторов
Русский язык
Язык наш русский как родник:
Журчит, играет, серебрится.
В нем мысль отобразится вмиг,
В нём мир сверкает и искрится.
С ним познаёшь ты всё вокруг:
И солнца свет, и хлад осенний,
Раскроет тайну каждый звук,
Как Блок писал, как пел Есенин.
Сказать о чувствах – волшебство,
Они волной из сердца льются.
Но, друг, поверь, что для всего
Слова у русского найдутся.
Знай, Словом можно исцелить
И вдохновить, расправить крылья.
А можно замертво свалить,
Ростки надежд засыпать пылью.
А потому сберечь сумей
Могучее родное слово,
Что дух народа и основа,
Ведь клада не найти ценней. (М,С, ПРОХОРОВА)
Приносим благодарность Салимовой Дание Абузаровне, профессору филологических наук, за поддержку в осуществление проекта и художнице Мустафиной Рушане Руслановне за оформление обложки.
Вперёд за знаниями, дорогие друзья!
С наилучшими пожеланиями. Авторы.