Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий
В коррекционной педагогике»
подготовила
учитель-логопед
Светличная Нина Дмитриевна
г. Мариинск
Мастер-класс
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике»
Цель:познакомить педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
Задачи:
· показать технологические приёмы Су Джок-терапии,
· дать навыки основного комплекса упражнений Стрельниковского дыхания.
Уважаемые коллеги!
В своей логопедической практике я, как и все педагоги, широко использую здоровьесберегающие технологии, которые являются эффективными средствами коррекции. Я сама активно работаю в этом направлении и нацеливаю воспитателей на работу с детьми, так как мы работаем в тесной взаимосвязи и решаем общие коррекционные задачи.
К ним относятся:
· артикуляционная гимнастика,
· дыхательная гимнастика,
· пальчиковая гимнастика,
· гимнастика для глаз,
· физминутки, в т. ч. компьютерные («Ёлочка», «Дракоша», «Лягушата»)
· релаксационные, мимические и имитирующие упражнения,
· психогимнастика,
· кинезиологические упражнения – упражнения на переключение пальцев рук и ладоней (Зайчик-козочка, ребро-кулак-ладонь, колечки и др.)
· массаж органов артикуляции с помощью логопедических зондов (расслабляющий и укрепляющий),
(для возбуждения иннервации и активизации работы мышц речевого аппарата)
· массаж ладоней и пальцев рук с помощью массажного шарика
Су-Джок (для нормализации тонуса мышц ладони и пальцев рук при дизартрических расстройствах)
Сегодня я подробней остановлюсь на нетрадиционных здоровьесберегающих технологиях в логопедической практике - это
Су-Джок терапия и дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой.
Они уже не новые, но в настоящее время очень актуальны, т.к. мы живём в эпоху активного внедрения новых технологий, в том числе компьютерных, которые требуют большого напряжения и вызывают утомляемость, как у детей, так и у взрослых.
Су-Джок терапия пришла к нам изВосточной медицины.
Су-по-корейски-кисть, Джок-стопа.
Самолечение основано на стимуляции биологически активных точек на кисти и стопе, имеющих соответствие с внутренними органами.
Например: мизинец – сердце,
Безымянный – печень,
Средний – кишечник,
Указательный – желудок,
Большой палец – голова.
То есть внутренние органы человека как бы спроецированы на кисть и стопу. Воздействуя на точки соответствия получаем лечебный эффект. Этот приём называется лечение по методу соответствия.
В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии я использую
· для массажа при дизартрических расстройствах,
· для развития мелкой моторики пальцев рук,
· с целью общего укрепления организма.
Приёмы Су-Джок терапии
Предлагаю всем взять массажные шарики Су-Джок и поупражняться вместе.
1.Катаем шарики между ладонями, массируя мышцы рук со словами:
Шарик я держу в ладошке
Покручу его немножко (сжимать между ладонями до покалывания)
И по пальцам прокачу (до самых кончиков)
Раз, два, три, четыре, пять
Покручу его опять (в одну сторону и в другую)
А потом сожму в ладошке (в правой)
Как сжимает лапу кошка
Раз – сжимаем
Два – сжимаем
И ладошку проверяем
Раскрыли ладошку и смотрим, есть ли следы от шарика?
Аналогично сжимаем шарик в левой руке.
Выполним последний трюк
Шар летает между рук (перекладываем шарик из одной руки в другую, крепко сжимая его в кулачке)
Ловко шарик мы катаем
Пальчики перебираем (поочерёдно: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец), под счёт:1,2,3,4.
2. Массаж пальчиков «волшебным колечком» помогает стимулировать работу внутренних органов.(Массировать до покраснения и появления ощущения тепла)
Пальчик кусает котёнок-малыш.
Он думает – это не пальчик, а мышь,
Но я же играю с тобой, не сердись,
А будешь кусаться, скажу тебе:
Брысь! Брысь! Брысь!
Аналогично массируем пальчики на второй руке.
3. Технологии Су-Джок терапии широко использую на этапе автоматизации звука,которые помогаютчерез кинестетические ощущения акцентировать внимание на изучаемом звуке, чтобы быстрей ввести его в речь.
В работе над звуком, мы подключаем все анализаторы: зрительный, слуховой и тактильный.
- при проговаривании чистоговорок (с силой нажимаем на пружинку на изучаемый звук) тактильное ощущение звука при надавливании напоминает ребёнку, что звук нужно произносить правильно.
Со-со-сок, пошли мы во лесок, Ра-ра-ра, рама, радуга, гора
Ос-ос-ос, в лесочке много ос, Ро-ро-ро, роза, Рома и ведро
Са-са-са, к нам летит оса, Ру-ру-ру, руки, ручка, кенгуру
Су-су-су, прогоним мы осу, Ры-ры-ры, рыба, рынок, комары
Сы-сы-сы, не боимся мы осы
- при проговаривании речёвок пальчиковой гимнастики для автоматизации конкретного звука, например, звука [Ш]:
На правой руке
Этот малыш – Илюша,
Этот малыш – Ванюша,
Этот малыш – Алёша,
Этот малыш – Антоша,
А меньшого малыша зовут Мишутка
На левой руке
Эта малышка – Танюша,
Эта малышка – Ксюша,
Эта малышка – Маша,
Эта малышка – Даша,
А меньшую зовут – Наташа.
- при проговаривании стихов и потешек катают шарик между ладонями.
Например: Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого,
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
Заниматься по 10-15 минут 2 раза в день.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий
В коррекционной педагогике»
подготовила
учитель-логопед
Светличная Нина Дмитриевна
г. Мариинск
Мастер-класс