Упражнения для развития навыка игры пиццикато

Упражнения с 1-го по 4-ое включительно могут исполняться левой или правой рукой.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru 1. Одноголосная мелодия. Исполняется приемом апояндо. Сложности: скачок с 2-го на 4-й палец, повторение щипка на одной и той же струне (3-3), скачок с 1-го на 4-й палец.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru 2. Терции. Исполняется только приемом тирандо или только апояндо. Сложности: скачок на сексту, скачок на дециму.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

3. Трехголосные аккорды щипком. Исполняется приемом апояндо.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

4. Четырехголосные и пятиголосные аккорды щипком. Исполняется смешанным приемом – апояндо с тирандо б.п.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

5. Пиццикато двумя руками. Исполняется – левой рукой приемом апояндо, правой – по выбору исполнителя.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

6. Аккорды двумя руками. Исполняется разными приемами – одновременным щипком тирандо (первый и третий такт), арпеджиато тирандо вверх и вниз (второй и четвертый такт).

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

Упражнения для развития беглости пальцев

Упражнение №1. Выполняется смешанным приемом игры (для обеих рук одновременно) – апояндо с тирандо б.п. Упражнение необходимо играть, начиная с медленного темпа, на mf. С каждым повторением ускорять темп и\или увеличивать динамику. Данное упражнение следует применять на практике постоянно - как разыгрывание перед занятиями и выступлениями.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

Упражнение №2. Выполняется приемом апояндо. Развивает качество звука и координацию движений. Данным упражнением следует заниматься в среднем темпе, обращая внимание на степень нажатия на струны, плавность и выразительность, отсутствие акцентов.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru иииииУпражнение №3. Развивает скорость переноса рук друг через друга, скорость перемещения по струнам по всему диапазону инструмента. Выполняется попеременно приемами апояндо и тирандо.

Исполнять первый такт: апояндо л.р., апояндо пр.р., апояндо л.р., тирандо пр.р., тирандо л.р., тирандо пр.р. По такому же принципу построены остальные такты упражнения. Следует изучить упражнение в максимально быстром темпе, при максимально ярком звуке на f.

Упражнения для развития навыка игры пиццикато - student2.ru

Заключение

Самобытность гусельного пиццикато можно считать неоспоримой, в первую очередь, из-за положения инструмента при игре. Однако, в полной мере на раскрытие отличий пиццикато на гуслях от пиццикато на других многострунных инструментах могут потребоваться годы изучения и соответствующие возможности – мастер-классы, поездки на конкурсы, концертные выступления и т.п.

Совершенствовать пиццикато необходимо посредством создания оригинальных пьес, общения с исполнителями и педагогами на других многострунных безгрифных инструментах, развития мастерства исполнителей на гуслях и мастерства изготовления гуслей.

Актуальность темы данного реферата подтверждается отсутствием учебных пособий и научных работ, посвященных теме пиццикато на гуслях.

Постановка исполнительского аппарата при игре пиццикато освоена автором на гуслях звончатых и на тридцати струнных гуслях. Такая же постановка рук требовательна к исполнителю на гуслях звончатых или любых других «портативных» гуслях. Упражнения для развития техники и упражнения для развития беглости пальцев предлагаются также для инструмента с большим диапазоном, однако могут быть изменены для диапазона на имеющемся инструменте.

Данный реферат поможет существенно расширить круг имеющихся приемов игры, облегчить доступность освоения гуслей – в первую очередь, это затрагивает преподавателей игры на гуслях в ДМШ. Также это дает возможность композиторам более широко использовать этот прием игры для сочинения оригинальных гусельных произведений.

Современный подход к гуслям, учитывающий опыт прошлого, позволяет успешно пропагандировать инструмент и его возможности, а также развивает его исполнительские возможности.

Список использованной литературы

1. Акулович В.И. «Крестный отец» гусляров России ХХ века Н.И. Привалов и его роль в формировании сольного и ансамблевого концертного исполнительства на гуслях // приложение к журналу «Народник». – М.: Музыка, 2013. – С. 28-48.

2. Глазова О.Г. Сборник нот для гуслей и арфы. – СПб., 2014.

3. Городовская В.Н. Сочинения и обработки для звончатых гуслей и фортепиано. – М., 2001.

4. Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. – М., 1973.

5. Евтушенко Ю.Т. Практический курс игры на гуслях звончатых. – М.: Музыка, 1989.

6. Ершова И.Н. Основные приемы игры на гуслях звончатых // Гусли. Альманах для концертных исполнителей и педагогов. – Псков.: Издательство Псковского Областного центра народного творчества, 2000 . – С. 7-15.

7. Жук Л.Я. Искусство игры на гуслях. Учебно-методическое пособие / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998.

8. Жук Л.Я. Искусство игры на многострунных безгрифных инструментах. Учебно-методическое пособие / РАМ им. Гнесиных. – М., 2007.

9. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ / РАМ им. Гнесиных – М., 2008.

10. Круглов В. Искусство игры на домре. – М., 2001.

11. Локшин Д.Б. Пьесы и обработки для гуслей / Сост. Л.А. Басурманова. – М., 2008.

12. Мехнецов А.М. Русские традиционные наигрыши на гуслях (в записях из Новгородской и Псковской областей) / Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова / ред. Г.В.Лобкова, сост., авт. Нотаций и примеч. К.А.Мехнецова. – СПб. – М., 2009.

13. Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В.Лихач; Худ. Обл. М.В.Драко. – Ми.; ООО «Попурри», 2001.

14. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990.

15. Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.

16. Парфенов Н. Техника игры на арфе. Метод проф. А.И.Слепушкина. – М.: государственное издание Музыкальный сектор, 1928.

17. Привалов Н.И. Музыкально-этнографические исследования. Избранные труды 1903-1915гг. – СПб.: Союз художников, 2015.

18. Тихова А.В. Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь, творчество, наследие мастера. – СПб.: информационно-издательское агентство «ЛИК», 1999.

19. Шаханов К.А. Школа игры на гуслях. – СПб., 2000.

20. Шаханов К.А. Приемы специального звукоизвлечения в современной исполнительской практике гусляров, Альманах «Гусли», Псков, 2000.

21. Нотный репертуар гусляра. Пьесы, произведения, обработки. / Ю. Шишаков, Е.Панченко, В.Курченко, К.Шаханов, В.Тихов, Д.Локшин, В.Маляров, О.Глазова, А.Шалов, В.Городовская, Т.Барканова, Б.Кравченко и др.

22. Baltian kantelekansat. / kanteleen kielin – työryhmä: Kari Dahlblom, Leena Häkkinen, Matti Kontio ya Timo Väänänen. – Maanite, Sibelius-Akatemia, 2013.

[1] Гусли тридцатиструнные, автор – мастер Теплов А.Н., идея – Глазова О.Г., С-Пб., 2012.

[2] Интернет-журнал Folk-raider, 2017, март

[3] Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В.Лихач; Худ. Обл. М.В.Драко. – Ми.; ООО «Попурри», 2001. – С. 222-223.

[4] Понятие «многострунные гусли» не употребляется по отношению к гуслям звончатым в этнографических статьях, учебных изданиях и в лексике гусляров. Таким образом, любые гусли с количеством струн от 18ти могут называться многострунными.

[5] По причине экспериментальности инструмента и растущему навыку пиццикато в связи с большой практикой игры на тридцати струнных гуслях, автору реферата необходимо время от времени повышать общий уровень натяжения струн.

[6] Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990.

[7] Круглов В. Искусство игры на домре. – М., 2001. - С. 12-17.

[8] Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004. С. 6-7.

[9] Для обозначения аппликатуры пальцев автор предлагает обозначения из школ игры на арфе и на гуслях, напр.: Парфенов. «Школа игры на арфе. Метод проф. А.И. Слепушкина», где принято (для левой руки и для правой однозначно): «Первый, так называемый, большой палец; <.. > второй, указательный; третий палец <…> Четвертый палец, <…> пятый палец, мизинец»

[10] Принято заимствование терминов из школ игры на гитаре. В изданных школах игры на гуслях различие не указано.

[11] Термин употребляется в лексике арфистов. См.: Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. – М., 1973.; Парфенов Н. Техника игры на арфе. Метод проф. А.И.Слепушкина. – М.: государственное издание Музыкальный сектор, 1928.

[12] В. Круглов – Искусство игры на домре. – М., 2001. - С. 12-17.

[13] Кроме сборника Д.Б. Локшин. Пьесы и обработки для гуслей / Сост. Л.А. Басурманова. – М., 2008.

[14] Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.

Наши рекомендации