Краткий обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов

Pizzicato (пиццикато, итал., от pizzicare – щипать) – прием извлечения звука щипком на струнных смычковых инструментах.[6] Прием используется в игре на грифных народных инструментах, например, на домре: «Пиццикато большим пальцем – ярко колористический прием и по своему звучанию на домре сходен со звучанием на других щипковых инструментах, например, балалайке. <...> В данном приеме звук извлекается торцевой частью конечной фаланги большого пальца щипком или мягким нажимом, плавным скользящим движением по струне вниз. <...> По мере развития исполнительства и с усложнением музыкального языка в 70-е годы возникла необходимость в применении пиццикато другими пальцами правой руки. <...> Пиццикато пальцами правой руки исполняется несколькими способами: нажимом или щипком, толчком или броском (в зависимости от туше)»[7]. «Щипок – способ звукообразования, характеризуется зацеплением струны без замаха руки, выведением ее из состояния покоя и мгновенного ее освобождения»[8].

В актуальных школах игры на гуслях, сильно повлиявших на развитие техники и совершенствование игры на данном инструменте (Евтушенко Ю.Т. Практический курс игры на гуслях звончатых; Шаханов К.А. Школа игры на гуслях; Жук Л.Я. Искусство игры на гуслях. Учебно-методическое пособие), прием игры пиццикато рассматривается не как основной, а как колористический. Предлагаются способы его исполнения, упражнения на развитие техники игры. Но на взгляд автора этот прием недостаточно изучен и описан. Отсутствуют важные детали практического его применения, такие, как:

- особенности постановки рук;

- проблемы звукоизвлечения большими пальцами;

- мало раскрыта аппликатура – одно из главных средств для существенного развития техники исполнителя, поскольку именно аппликатура дает удобство, рациональность и комфорт при игре пиццикато;

- отсутствует описание методики для совершенствования, упражнений, объясняющих как развить скорость, техничность, музыкальную выразительность при игре пиццикато.

При этом владение данным способом звукоизвлечения открывает огромные исполнительские возможности как для начинающих исполнителей, так и для профессионалов.

Рекомендации по практическому освоению игрового приема пиццикато на гуслях. Аппликатура

По опыту автора, данный прием прост в изучении и легко осваивается любителями и учащимися ДМШ. Возраст исполнителя значения не имеет – способ доступен и взрослому, и ребенку – лишь с индивидуальной разницей в количестве времени освоения приема и развитии пальцевой техники. Данный прием игры можно успешно исполнять всеми десятью пальцами.

Постановка исполнительского аппарата при игре пиццикато на гуслях. Способы игры пиццикато.

Посадка и положение инструмента.

Посадка исполнителя при игре пиццикато ничем не отличается от игры медиатором. Инструмент держат на коленях, с небольшим наклоном к корпусу играющего. Пиццикато может исполняться левой и правой рукой. Но не рекомендуется частое применение пиццикато мизинцами из-за малой подвижности мизинцев (на каждой кисти рук приходится по одному сухожилию на два пальца – безымянный и мизинец).

Постановка исполнительского аппарата.

Самым важным аспектом в игре пиццикато является правильное положение предплечий, запястий и кистей рук. При игре пиццикато не допускается опора правой руки на инструмент, только касание. В левой руке – допускается и опора на инструмент, и касание инструмента. Это связано с основными приемами игры на инструменте и определенными функциями, относящимися чаще всего к конкретной руке (левая рука обычно играет гармонические фигурации, бас-аккорд, находится в позиции или в выборке; правая чаще всего играет мелодический голос, верхние голоса в аккордовой фактуре, либо извлекает звук медиатором).

Локти гусляра должны находиться выше запястий, а запястья выше кистей рук. Кисти рук до локтевых суставов находятся на одной линии. Относительно струн кисти должны находиться под углом (условно) 45 градусов, также над струнами они должны быть подняты под таким же углом, слегка опираясь на струны подушечками пальцев. Проверить верную постановку кистей рук можно следующим способом: поставить третий и четвертый пальцы на две любые соседние струны и сильно нажать – полосы на подушечках пальцев, ненадолго оставшиеся от нажатия, должны быть под углом (условно) 45 градусов относительно линии края ногтей.

При игре не допускается поворота кистей в сторону от линии предплечья (наружу или внутрь) во избежание мышечных зажимов и для максимальной подвижности пальцев при игре. Пальцы рук округлые, не выпрямлены, кисти не зажаты. После касания кисти рук не поднимаются вверх от гуслей перпендикулярно верхней деке. Наилучший звук пиццикато извлекается на середине струны. От силы касания зависит громкость звука и продолжительность биения струны. На начальном этапе осваивания пиццикато необходимо следить за ровным звучанием, без акцентов.

Касание струны происходит параллельно струнам – не «из инструмента» вверх, перпендикулярно верхней деке, а в сторону, к соседней по ходу движения пальца струне. Если щипок нужен без опоры, «в воздух», - то, относительно плоскости струн, палец исполняет щипок под углом (условно) 45 градусов от струны.

Щипок струны на гуслях (для 5х, 4х, 3х и 2х пальцев[9]) выполняется двумя способами:

апояндо[10] - с опорой на соседнюю струну. Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), остановка на соседней по ходу щипка струне, снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через подъем вверх от струн.

тирандо - без опоры на соседнюю струну, палец щиплет струну «в воздух». Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через подъем вверх от струн.

Отдельная важная деталь, о которой нужно упомянуть особо – движение большим пальцем после извлечения звука приемом тирандо. Щипок производится подушечкой большого пальца, палец прямой, в фалангах не согнут. Анатомически большие пальцы расположены таким образом, что предполагает несколько вариантов остановки движений после щипка струны.

Первый вариант – арфовое «отыгрывание»[11] - без опоры на соседнюю струну, палец щиплет струну «в воздух». Подробное описание движения; щипок (с замахом или без), движение в ладонь (по направлению к мизинцу), снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через возвращение в исходное состояние.

Второй вариант –«остановка об указательный палец» - без опоры на соседнюю струну. Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), остановка за счет прижима к указательному пальцу без ухода в ладонь.

Выбор отыгрывания большим пальцем зависит от скорости и фактуры произведения, а также необходимого качества звука: апояндо дает более плотный, объемный звук; тирандо – более прозрачный, полетный звук.

Аппликатура.

Аппликатура – «способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на муз инструментах, а также обозначение этого способа и последовательности пальцев в нотах».[12]

В учебных пособиях по игре на гуслях и во всех изданных сборниках произведений,[13] отсутствует данный термин. До сих пор не принято указывать аппликатуру в произведениях для гуслей. Это располагает к своеобразной свободе исполнения, но и чревато возникновением трудностей при неправильном выборе последовательности пальцев.

Наличие условных обозначений аппликатуры для пиццикато в нотах для гуслей следует признать очень важным фактором не только на начальных этапах освоения инструмента в рамках учебного процесса, но и для нотной записи современных произведений, а также в редакциях «классических» произведений для гуслей при переиздании сборников и отдельных пьес.

Таким образом (для левой и для правой руки одинаково), мизинец обозначается цифрой 5, безымянный – 4, средний – 3, указательный – 2, большой палец – 1. Также возможен вариант обозначения большого пальца – б.п., что принято в аппликатуре для балалайки[14], а на гуслях может выражать особую степень нажатия на струну во время исполнения мелодического голоса.

Особенности выбора способов игры пиццикато на примере фрагментов из музыкальных произведений

1. Выбор способов исполнения пиццикато на примере отрывков из обработки русской народной песни «Ходила младешенька по борочку» В.Городовской. Краткий обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов - student2.ru Краткий обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов - student2.ru

В данном примере присутствует обозначение приема «щипком» и отсутствует наименование вида щипка, а также аппликатура. В цифре 5 игра щипком только подразумевается, исходя из наличия верхнего и нижнего голосов. Таким образом, свобода выбора вида щипка и аппликатуры максимально широка. Выбор щипка зависит от характера и темпа произведения, выбор аппликатуры зависит от вида выбранного щипка.

Для первого отрывка характерен медленный темп. Во втором фрагменте темп быстрый. Но, несмотря на разный темп, наиболее рациональным решением будет использование приема апояндо для обоих отрывков, так как в первом отрывке прием прозвучит полнозвучно и органично вместе с тремоло правой рукой, а во втором отрывке в темпе «Быстро» использование апояндо избавит от мышечных зажатий.

Для сохранения плавности, объемного звука и минимуме возможных различий между силой нажатия разных пальцев можно использовать только 2 и 3 пальцы, либо 2 и 4, либо 4 и 3. В поступенном движении терций направление вверх позволяет не делать замах перед каждым щипком, так как после каждого щипка пальцы уже находятся на нужных струнах.

Следует помнить, что разучивание произведений в медленном темпе требует сразу использования выбранного вида щипка для последующего успешного наращивания скорости исполнения.

2. Выбор способов исполнения пиццикато на примере отрывка из пьесы К. Шаханова «Колыбельная».

Краткий обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов - student2.ru

Рассмотрим данный отрывок для разбора аппликатуры и приемов игры. Темп не обозначен. Первые четыре такта обозначены, как пицц. пр., но не указана аппликатура и прием игры (тирандо, апояндо, тирандо б.п, апояндо б.п.). С пятого по восьмой такт появляется второй голос в виде аккордовой фактуры, но не указано, что использовать – медиатор или пиццикато. Направление движения вверх в этих тактах может предполагать как арпеджиато правой рукой при левой руке в позиции, так и арпеджиато пальцами левой руки с ведущим голосом в правой руке. В девятом такте сохраняется один голос, и, хотя мелодия предполагает продолжение игры пицц.пр., отсутствие обозначения может запутать и легко можно сыграть девятый такт пицц.л.р. Десятый такт – med. Начиная с одиннадцатого такта – двуголосие, пиццикато обеими руками, верхний голос – мелодия. Не указана аппликатура для пицц.л.р. и для пицц.пр. с тринадцатого такта.

Название пьесы «Колыбельная» предполагает спокойное, легатное, тихое движение, небыстрый темп, отсутствие яркой, контрастной динамики, выразительное ведение мелодии большими, длинными фразами.

Учитывая все вышесказанное, первые четыре такта автор данного реферата предлагает играть апояндо б.п., так как игра одним пальцем в небыстром темпе соберет все внимание исполнителя на выслушивание мотивов и фраз, а опора на струны после щипков позволит сохранять устойчивое состояние пальцев на струнах для наиболее легатного соединения звуков друг с другом. В ином случае, тирандо б.п. будет не так плотно и связно соединять звуки. Безусловно, на практике имеют место быть все варианты извлечения звука.

Для тактов с пятого по восьмой включительно наиболее органично и полнозвучно прозвучит пицц.л.р. приемом тирандо; в седьмом такте аккорд на первую долю следует разложить на две руки во избежание нерационального скачка левой рукой.

Девятый такт гармонично будет играть, используя пицц.пр. Аккорд на вторую долю можно совершить как щипком правой руки, так и одновременным щипком левой и правой рук, где верхний голос останется Пицц.пр. с приемом апояндо б.п.

Начиная с одиннадцатого такта для левой руки характерно постоянное чередование звуков на протяжении всей пьесы. Выбор приема может осуществляться исходя из предпочтений исполнителя, но следует помнить, что прием тирандо будет звучать менее плотно.

Учитывая вариант автора реферата можно сделать вывод, что для ведения мелодии пицц.пр. с первого по девятый такт включительно используется только большой палец правой руки; аккорды арпеджиато с пятого такта исполняются левой рукой – 4,3,2 и 1м пальцами, в седьмом такте аккорд на первую долю раскладывается на обе руки – 4,3,2 и 1 пальцы левой, 3, 2 и 1 правой. Начиная с одиннадцатого такта и в продолжение всей пьесы – левая рука играет пиццикато 4,3,2, и 1-м пальцами.

Наши рекомендации