Обзор использования пиццикато на родственных гуслям инструментах
По классификации инструментов Хорнбостеля-Закса по способу звукоизвлечения гусли принадлежат к категории хордофонов, типу плоских цитр[3]. К этому типу плоских цитр (безладовых инструментов) относятся – кантеле, гусли, кокле, канклес, кото, арфа, крезь, канон, кюсле, гуджен, каннель, цитра и т.п. Общий принцип звукоизвлечения для этих инструментов – щипок. На некоторых инструментах (арфа кларшах, кото, канон и т.д.) щипок выполняется ногтями и/или накладными медиаторами, на других – подушечками пальцев. На всех видах арф (классическая, леверсная, трипл, кларшах и т.д.) не применяется техника игры медиатором. Как вспомогательный приём, медиатор используется при игре на кокле, канклес, кантеле, каннель и т.п. Только на гуслях звончатых игра пиццикато является не основным приемом.
Русские гусли исторически более тесно связаны с балтийскими инструментами, чем с армянским каноном или ирландской арфой, однако не исключено, что у всех этих инструментов может быть общим одно или несколько мест возникновения. По внешнему виду традиционные гусли имеют сходство с традиционными финскими, эстонскими, латвийскими и литовскими кантеле. Можно сказать, что гусли звончатые являются модернизированными традиционными гуслями.
Любые портативные многострунные[4] гусли имеют внешнее сходство с балтийскими многострунными инструментами. Отличительная особенность русских гуслей от многострунных западных инструментов – посадка исполнителя при игре на них. Гусли располагают на коленях, перпендикулярно полу, короткими струнами к исполнителю, с небольшим наклоном на корпус играющего. На финских кантеле – инструмент располагают отдельно, параллельно полу, на столике-стойке (возможно играть сидя или стоя) басовыми струнами к исполнителю; на эстонском каннель – инструмент располагают параллельно полу на коленях, басовыми струнами к исполнителю; на латвийских кокле и на литовских канклес – инструмент располагают отдельно, параллельно полу, на столике, короткими струнами к исполнителю.
Можно сделать вывод, что применение медиатора на этих четырех видах плоских цитр затруднено, так как при бряцании движения кисти в полном расслаблении невозможно. Но и нельзя сказать, что положение гуслей на коленях исполнителя, так сказать, стоя, максимально комфортно только для применения приемов игры медиатором, начиная от бряцания и заканчивая тремоло.
По наблюдениям автора, современный уровень исполнительского мастерства на родственных гуслям инструментах, а именно на кокле, канклес, кантеле и каннель, техникой пиццикато настолько превышает уровень техники пиццикато на гуслях, насколько на гуслях игра медиатором – применение медиатора на балтийских многострунных инструментах.
Гусли звончатые имеют самое сильное натяжение струн, меньшее натяжение у литовских канклес, еще меньшее (по состоянию на ноябрь 2016 года[5]) у тридцати струнных гуслей, еще меньшее у латвийских кокле, эстонского каннеля и у финских кантеле. Различия между техникой игры пиццикато на балтийских инструментах и гуслях обосновываются положением инструментов, посадкой исполнителя и положением рук. Общие аспекты посадки исполнителя при игре на этих инструментах: спина должна быть прямая, без сильного наклона к инструменту; плечи опущены, шея расслаблена; не допускается опора рук на инструмент; кисти рук расслаблены, локти выше предплечий.
Автор реферата получил опыт личного общения и подтверждение исключительности гусельного пиццикато у таких зарубежных исполнителей, как Ieva Buša, латвийские кокле; Timo Väänänen, финские кантеле; Aistė Bružaitė, литовские канклес. Возможность спросить совета и узнать подробности техники игры у исполнителей на родственных гуслям инструментах очень важны для правильного понимания малоизученной техники игры пиццикато. Безусловно, наблюдая выступления исполнителей на балтийских многострунных инструментах на конкурсах (например, международные фестивали-конкурсы исполнителей на многострунных народных инструментах, Псков-Санкт-Петербург, 2001-2016) и на концертах, нельзя сделать максимально точные выводы о технике пиццикато, кроме тех, которые выглядят очевидно для практикующего прием пиццикато на своем инструменте.