Этапы реализации программы. Структура программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа)«Матрица»(информационные технологии) имеет техническую направленность с применением развивающих технологий в обучениии рассчитана для обучающихся с 7 до 17 лет. Срок реализации 2 года.
Актуальность. XXI столетие недаром называют информационным веком. Вхождение России в мировое информационное пространство предполагает обновление существующей в нашей стране системы дополнительного образования в соответствии с требованиями мировых стандартов. Сегодня, решающим фактором успешного развития общества, являются скорость обмена информацией, оперативный доступ к ней, возможность передачи данных в короткое и сверхкороткие сроки.
Новизна.Использование и грамотное владение компьютерными, мультимедийными технологиями в самых разных направлениях образования и культуры, ставит такую насущную задачу, как развитие данного образовательного направления.
Педагогическая целесообразностьпрограммы в предоставлении возможности обучающимся сделать осознанный выбор своей будущей профессии на основе полученных компетенций. Это отвечает возрастным особенностям и запросам подростков, характеризующимся повышенной потребностью в самоопределении и самовыражении, стремлении доказать себе и окружающим умение самостоятельно принимать и реализовывать собственные решения.
Цель:формирование у обучающихсясистемы знаний и умений в области ИТ-технологий, навыков использования технических средств и технологических приемов в повседневной жизни и в научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Ознакомитьобучающихсяс возможностями и ограничениями использования компьютера как инструмента для практической деятельности, сформировать умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно.
- Сформировать исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
- Сформировать у обучающихся знания для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением.
- Воспитать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.
- Сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией.
- Сформировать навыки публичных выступлений и навыки активного слушателя, через развитие памяти, внимания, наблюдательности, умений аргументировать собственные решения.
- Расширять кругозор обучающихся.
Программа «Матрица» создана на основе авторской образовательной программы «Информационные технологии», Ахтямовой Гульнары Муратовной, г. Нефтеюганск (программа утверждена Министерством образования Российской Федерации).
Отличительные особенности программы. Программа предполагает обучение детей школьного возраста работе с персональным компьютером на уровне пользователя по тем направлениям, которые не представлены (или не достаточно полно представлены) в школьном курсе обучения и разработана с учетом интересов детей, мотивированных на получение технического образования.
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Возраст – становления интересов, активного обучения, саморазвития и самоопределения.
Основные разделы программы.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2 Устройство ПК – начальный уровень.
3 Операционная система Windows.
4 Графический редактор Paint.
5 Технология работы с текстом.
6 Создание презентаций в Microsoft PowerPoint
7 Коммуникационные технологии
8 Основы компьютерной безопасности
9 Создание слайд-шоу и видеороликов
10 Творческая работа
11 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
12 Графический редактор Gimp
13 Графический редактор Inskape
14 Основы создания Web-сайтов
15 Основы 3D-моделирования
Условия реализации программы.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты по итогам реализации программы можно разделить на следующие модули:
Образовательный (обучение, воспитание, развитие)
- Приобретение практических знаний по созданию интерактивных мультимедийных продуктов на качественном художественно-эстетическом уровне;
- Освоение содержания программы на углубленном и профессионально-ориентированных уровнях;
- Владение построением алгоритма решения проектных задач и оптимизация способов их решения;
- Развитие художественного вкуса и формирование компьютерной грамотности на уровне универсального пользователя;
- Расширение единого воспитательного пространства для основного и дополнительного образования на основе проектной, творческой деятельности обучающихся.
Социально-педагогический
- Позитивная социализация личности обучающегося;
- Готовность к дальнейшей проектной деятельности не только на уровне грамотного технического исполнителя, но как креативного специалиста владеющего основами управленческой компетенции.
Учебный план
Первый год обучения
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | - | Тест | |||
Устройство ПК – начальный уровень. | Практическая работа | ||||
Операционная система Windows. | Практическая работа | ||||
Графический редактор Paint. | Практическая работа | ||||
Технология работы с текстом. | Практическая работа | ||||
Создание презентаций в MicrosoftPowerPoint | Практическая работа | ||||
Коммуникационные технологии | Тест | ||||
Основы компьютерной безопасности | Тест | ||||
Создание слайд-шоу и видеороликов | Практическая работа | ||||
Творческая работа | Практическая работа | ||||
Итого: | 144 часа |
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
Теория:Вводное занятие. Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Первоначальное знакомство с компьютером, его возможностями и ролью в современном мире.
2. Устройство ПК – начальный уровень.
Теория:Основные элементы ПК (общий обзор). Мышь. Назначение и устройство клавиатуры. Работа с русской раскладкой клавиатуры. Удаление ошибочно введенного символа. Перевод курсора на новую строку. Переключение клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно. Знакомство с расположением английских букв на клавиатуре ПК. Верхний и нижний регистр клавиатуры. Группы клавиш. Назначение функциональных клавиш. Мониторы. Устройство, основные характеристики, классификация. Системный блок. Классификация, основные характеристики. Принтеры. Назначение, классификация. Работа с принтером. Сканеры. Назначение, классификация. Работа со сканером. Дополнительные устройства ввода информации. Дополнительные устройства вывода информации.
Практика:Работа с клавиатурным тренажёром.
3. Операционная система Windows.
Теория:Назначение и функции операционной системы Windows. Запуск Windows. Рабочий стол. Графический интерфейс. Роль и структура окон. Приложение и документ. Запуск приложений и документов. Совместная работа с несколькими программами. Способы переключения между ними. Файлы и папки. Общие сведения. Значки и ярлыки. Создание, переименование, перемещение, копирование и удаление ярлыков. Просмотр информации о файлах. Выполнение стандартных действий с файлами. Получение информации о папках. Выполнение стандартных действий с папками. Программа Проводник. Ее назначение, возможности.
Практика:Выполнение практических заданий по изучаемой теме.
4. Графический редактор PAINT.
Теория:Общая характеристика графического редактора Paint. Инструменты графического редактора.
Инструменты художника: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка. Инструменты графического редактора.
Инструменты чертежника: Линия, Кривая, Прямоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник, Многоугольник. Инструменты графического редактора.
Инструменты редактирования: Ластик, Выделение произвольной области и Выделение. Инструменты графического редактора.
Дополнительные инструменты: Масштаб, Надпись, Выбор цветов.
Создание графического рисунка на тему: «Весенний пейзаж». Работа с графическими фрагментами. Конструирование объектов из графических примитивов. Создание собственного орнамента. Конструирование фигур из элементов мозаики. Создание и редактирования рисунка с текстом. Тематический рисунок с надписью на тему: «Обложка любимой книги». Конструирование из кубиков. Создание открытки ко Дню космонавтики. Моделирование окружающего мира средствами Paint.
Практика: Выполнение практических работ «Пейзаж» и «Поздравительная открытка»
5. Технология работы с текстом.
Теория:История обработки текстовых документов. Текстовый редактор Блокнот. Назначение, возможности, основные элементы окна программы. Основные объекты текстового документа. Ввод и редактирование текста в Блокноте. Форматирование текста и вывод на печать в текстовом редакторе Блокнот. Сравнение интерфейсов программ Блокнот, WordPad, MicrosoftWord, OpenOfficeWriter. Подробное знакомство с текстовым редактором MicrosoftWord.. Возможности текстового процессора MicrosoftWord. Создание первых документов в MicrosoftWord. Редактирование документа (удаление, вставка фрагментов текста). Форматирование текстового документа. Форматирование символов и абзацев. Форматирование документа в целом. Маркированные списки. Нумерованные списки. Многоуровневые списки. Колонки, колонтитулы. Сноски, буквица. Стили. Создание оглавления. Создание документа сложной структуры. Объекты среды. Типовые действия над объектами среды текстового процессора. Создание и форматирование таблиц в текстовом документе. Включение в документ графических объектов. Надписи в тексте. Работа с формулами. Вставка специальных знаков и элементов. Диаграммы в текстовом процессоре. Копирование форматирования. Создание электронного письма с помощью функций MicrosoftWord. Электронные закладки. Вставка времени и даты в документ. Статистика. Работа с несколькими документами. Нумерация страниц. Задание параметров страниц. Печать документа.
Практика:Выполнение практических заданий по темам программы
1. Создание презентаций в MicrosoftPowerpoint.
Теория:Общая характеристика программы. Создание презентаций (на основе пустой презентации). Создание презентации при помощи Мастера автосодержания и на основе шаблона. Настройка презентации. Способы достижения единообразия в оформлении презентации, дизайн. Задание для объектов различных эффектов анимации. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Вставка графических изображений. Вставка видео и звука. Вставка и оформление текста. Форматирование объектов. Вставка таблиц и диаграмм. Структура документа. Настройки демонстрации.
Практика: Создание презентаций по выбранным темам.
2. Коммуникационные технологии.
Теория: Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Обзор браузеров. Среда браузера InternetExplorer. Поиск информации в Интернете. Поисковые системы общего назначения. Специализированные поисковые системы. Электронная почта и телеконференции. Интерактивное общение в Интернете.
Практика: Поиск информации в интернете, работа с электронной почтой
3. Основы компьютерной безопасности.
Теория:Классификация вредоносных программ. Защита информации от вирусных атак. Иные угрозы потери, раскрытия или искажения информации и способы борьбы с ними. Правила работы с внешними носителями информации – флэш-накопителями.
Практика: Проверка на вирусы флэш-накопителей.
Ожидаемые результаты.
После прохождения программы первого года обучения, обучающиеся будут знать и уметь:
- Устройство и принцип работы ПК;
- Приёмы работы в операционной системе Windows;
- Понятие графического редактора и основы работы в редакторе Paint;
- Основы технологии работы с текстом: форматирование, редактирование;
- Создание мультимедийных презентаций;
- Основы коммуникационных технологий и компьютерной безопасности;
- уметь создавать слайд-шоу и видеоролики.
Учебный план
Второй год обучения
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | - | Тест | |||
Графический редактор Gimp | Практическая работа | ||||
Графический редакторInskape | Практическая работа | ||||
Основы создания Web-сайтов | Практическая работа | ||||
Основы 3D-моделирования | Практическая работа | ||||
Итого: | 144 часа |
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие.
Теория: Вводное занятие. Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Первоначальное знакомство с компьютером, его возможностями и ролью в современном мире.
2. Графический редактор Gimp .
Теория:Введение в графический редактор GIMP. Понятие растровой графики. Интерфейс программы, панели групп инструментов: выделения, рисования, преобразования.Меню программы. Работа с цветом, цветовые режимы RGB, CMYK. Понятие слоя, многослойные изображения, свойства и модели слоя. Работа со стыкуемыми диалогами. Правила сохранения, импорта и экспорта файлов. Понятие коллажа, принципы коллажирования, навигация по изображению. Кадрирование. Комбинирование рисунков из разных изображений. Фильтры слоя, комбинирование фильтров. Маски и каналы. Работа с текстом, эффекты текста, текст как объект.
Практика:Творческие практические работы по заданным темам.
3. Графический редактор Inskape
Теория:Понятие векторной графики, программы для создания векторной графики, область применения. Интерфейс программы. Панели инструментов и меню программы. Правила создания, сохранения и экспорта документов. Размеры, формат и свойства листов. Инструменты рисования, свойства и возможности. Основные принципы редактирования фигур. Текст как объект, свойства текста. Цветовые палитры и режимы. Понятие градиента и текстуры. Импорт и редактирование растровой графики. Принципы создания макетов рекламных буклетов.
Практика: Выполнение творческих проектов по заданным темам.
4. Основы создания Web-сайтов.
Теория: Web-сайты, примеры и приёмы создания.Основы языка гипертекстовой разметки документовhtml, основные тэги. Примеры написания сайта в текстовом редакторе «Блокнот». Принципы создания и структура html-документа. Приёмы форматирования основного текста и заголовков. Работа с цветом. Понятие «фрейма» и полосы прокрутки. Правила использования графических объектов на web-страницах. Основы дизайна страниц. Понятие о навигации и гиперссылках. Таблицы стилей CSS. Принципы создания макетов с плавающей и фиксированной шириной. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-страниц. Понятие «хостинга», варианты публикации сайта в Интернет.
Практика: Практическая работа по созданиюWeb-страниц.
5. Основы 3D-моделирования.
Теория:Основные элементы интерфейса системы. Типы и назначение документов создаваемых в Компас-3D.
Главное меню и панели инструментов системы, расширенные панели команд, строка сообщений. Контекстная панель и контекстное меню, дерево модели.
Общие принципы моделирования, плоскостное и трехмерное моделирование. Эскизы контуры, операции. Копирование объектов: по сетке, по окружности. Вспомогательные линии: назначение, применение.
Локальные и глобальные привязки: назначение, применение.
Простановка размеров и обозначений, понятие допусков и шероховатостей.
Текстовый документ, спецификация. Вставка наполнение и редактирование таблиц и технических требований на чертеже.
Понятие единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Правила оформления чертежей.
Создание трехмерных моделей: по основанию, по образующей, операции выдавливания, вращения, кинематическая, по сечениям.
Отображение и ориентация модели, каркас.
Редактирование моделей, дополнение конструктивными элементами, зеркальная копия объекта, операция вырезания.
Использование и подключение стандартных библиотек эскизов.
Поверхностное моделирование - тонкостенные оболочки.
Касательные плоскости: необходимость применения, правила построения.
Изменение свойств модели: материал, цвет. Массо-центровочные характеристики (МЦХ).
Использование буфера обмена и локальной системы координат.
Правила создания ассоциативного чертежа детали. Стандартные виды, проекционные связи.
Нанесение разрезов и сечений, секущая плоскость, нанесение штриховки.
Практика: Создание 3D-моделей в среде проетирования Компас 3D.
Ожидаемые результаты.
После прохождения программы второго года обучения, обучающиеся будут знать и уметь:
- Основные принципы работы в графическом редакторе Gimp;
- Основы работы в векторном редакторе Inskape;
- Принципы создания Web-сайтов;
- Основы 3D-моделирования.
Приложение 1.
Методическое обеспечение.
По всем темам, разделам программы, не зависимо от формы проведения занятий используется методический материал в цифровом формате:
1. Технические задания по учебным проектам и темам
2. Цифровые библиотеки с иллюстративным материалом
3. Цифровые библиотеки шрифтов
4. Интерактивные учебные пособия
5. Цифровые учебники
6. Учебные презентации
7. Видео уроки – скринкасты
8. Примеры работ, как из учебно-методической базы студии, так из любых других доступных информационных ресурсов
9. Рекомендации к установке необходимого программного обеспечения для выполнения домашних работ.
Цифровые электронные ресурсы, для удобства использования, хранятся на каждом персональном компьютере в папке «Уроки».
Наравне с новыми информационными возможностями подачи методического материала используются традиционные формы: книги и другие печатные материалы.
Демонстрация материала осуществляется во время лекции или практического занятия.
Приложение 2.
Список литературы для педагога.
1.«Информатика и ИКТ. 8 класс», Н.Д. Угринович, Бином, Москва, 2008г.
2.«Информатика и ИКТ. 9 класс», Н.Д. Угринович, Бином, Москва, 2008г.
3.«Информатика и ИКТ, 10-11 класс», Н.Д. Угринович, Бином, Москва, 2007г. Информатика. Задачник-практикум в 2т. Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007. – 294с.
4.Новая энциклопедия персонального компьютера. Самое полное и доступное руководство пользователя. Начинающим и не только. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, - 512с.
5. Графический редактор Gimp: Первые шаги./ И.А. Хахаев – М: ALTLinux; Издательский дом ДМК-пресс, 2009 – 239с
6.Немчанинова Ю.П.Обработка и редактирование векторной графики
в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. ‒ Москва: 2008. ‒52 с.
7. Лучший учебник html. Основы html. (Электронный учебник)
8. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000- 496с.
7. А. Потемкин Инженерная графика. Просто и доступно. Издательство «Лори», 2000г. Москва. - 491с.
8. Потемкин А. Трехмерное твердотельное моделирование. - М.: Компьютер Пресс, 2002-296с.ил
9. http://kompas-edu.ru. Методические материалы размещены на сайте «КОМПАС в образовании»
10. http://www.ascon.ru. Сайт фирмы АСКОН.
11. http://head.informika.ru/text/inftech/edu/kompas/ - Методические материалы по САПР КОМПАС-Школьник, Богуславский А.А., Коломенский педагогический институт
12. Компас-3D. Руководство пользователя. 3 тома. 2004 год.
Список литературы для детей
1. Графический редактор Gimp: Первые шаги./ И.А. Хахаев – М: ALTLinux; Издательский дом ДМК-пресс, 2009 – 239с Немчанинова Ю.П.
2. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. ‒ Москва: 2008. ‒52 с.
3. Лучший учебник html. Основы html. (Электронный учебник)
4. А. Потемкин Инженерная графика. Просто и доступно. Издательство «Лори», 2000г. Москва. - 491с.
5. 8. Потемкин А. Трехмерное твердотельное моделирование. - М.: Компьютер Пресс, 2002-296с.ил
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа)«Матрица»(информационные технологии) имеет техническую направленность с применением развивающих технологий в обучениии рассчитана для обучающихся с 7 до 17 лет. Срок реализации 2 года.
Актуальность. XXI столетие недаром называют информационным веком. Вхождение России в мировое информационное пространство предполагает обновление существующей в нашей стране системы дополнительного образования в соответствии с требованиями мировых стандартов. Сегодня, решающим фактором успешного развития общества, являются скорость обмена информацией, оперативный доступ к ней, возможность передачи данных в короткое и сверхкороткие сроки.
Новизна.Использование и грамотное владение компьютерными, мультимедийными технологиями в самых разных направлениях образования и культуры, ставит такую насущную задачу, как развитие данного образовательного направления.
Педагогическая целесообразностьпрограммы в предоставлении возможности обучающимся сделать осознанный выбор своей будущей профессии на основе полученных компетенций. Это отвечает возрастным особенностям и запросам подростков, характеризующимся повышенной потребностью в самоопределении и самовыражении, стремлении доказать себе и окружающим умение самостоятельно принимать и реализовывать собственные решения.
Цель:формирование у обучающихсясистемы знаний и умений в области ИТ-технологий, навыков использования технических средств и технологических приемов в повседневной жизни и в научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Ознакомитьобучающихсяс возможностями и ограничениями использования компьютера как инструмента для практической деятельности, сформировать умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно.
- Сформировать исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.
- Сформировать у обучающихся знания для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением.
- Воспитать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.
- Сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией.
- Сформировать навыки публичных выступлений и навыки активного слушателя, через развитие памяти, внимания, наблюдательности, умений аргументировать собственные решения.
- Расширять кругозор обучающихся.
Программа «Матрица» создана на основе авторской образовательной программы «Информационные технологии», Ахтямовой Гульнары Муратовной, г. Нефтеюганск (программа утверждена Министерством образования Российской Федерации).
Отличительные особенности программы. Программа предполагает обучение детей школьного возраста работе с персональным компьютером на уровне пользователя по тем направлениям, которые не представлены (или не достаточно полно представлены) в школьном курсе обучения и разработана с учетом интересов детей, мотивированных на получение технического образования.
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 17 лет. Возраст – становления интересов, активного обучения, саморазвития и самоопределения.
Этапы реализации программы. Структура программы.
В основу программы положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности обучающихся. Логика построения программы направлена на постепенный переход от стартового (начального) уровня, дающего основные понятия в области информационных технологий, к сложным мультимедиа технологиям, объемному моделированию и 3D-визуализации, развивая образное пространственное мышление обучающихся, и поэтому имеет три образовательных уровня – стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень сложности освоения программы
1 год – стартовый уровень обучения это младшие школьники от 7 до 12 лет, и программа этого уровня построена с учётом возрастных особенностей детей - проста для понимания данного возраста и построена так, что дети легко и с интересом усваивают материал. Стартовый уровень даёт базовые знания и умения в области информационных технологий, способствует формированию основных компетенций, наличие которых свидетельствует о том, что обучающиеся готовы к применению полученных ими знаний и умений для решения жизненных задач, и отвечают по своему уровню развития условиям современного информационного общества.
2 год – базовый уровень освоения программы – это школьники среднего и старшего звена.
Творческая группа - продвинутый уровень предоставляет возможность получения практических навыков в таких областях как графический дизайн, видеоредактирование, 2D и 3D анимация и визуализация.
Творческая группа комплектуется из обучающихся, достигнувших значимых результатов в ходе освоения программы и желающих заниматься дополнительно, а также из обучающихся, которые прошли полный курс образовательной программы по данной направленности и желают продолжать обучение. Содержание определяется тематическими модулями, выбор которых определяется совместным решением обучающихся и педагога. При формировании творческой группы составляется календарно-учебный план групповых или индивидуальных часов на основании программы. Срок обучения в творческой группе 1 -5 года.
Возможно обучение, по индивидуальному учебному плану графику в пределах осваиваемой программы.
Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.
Года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Обучающиеся, получив начальные знания по окончании стартового уровня, могут не продолжать обучение на базовом уровне, если они не ставят себе задачу дальнейшего изучения сложных мультимедиа технологий. На базовый уровень могут быть приняты, по результатам тестирования(по результатам входного контроля), обучающиеся уже имеющие начальный уровень подготовки, желающие получить более глубокие знания и опыт в этой области.
Срок реализации программы2 года.
Режим занятий.Часовая нагрузка учебного года – 144 часа, 4 часа в неделю – 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.
Основные разделы программы.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2 Устройство ПК – начальный уровень.
3 Операционная система Windows.
4 Графический редактор Paint.
5 Технология работы с текстом.
6 Создание презентаций в Microsoft PowerPoint
7 Коммуникационные технологии
8 Основы компьютерной безопасности
9 Создание слайд-шоу и видеороликов
10 Творческая работа
11 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
12 Графический редактор Gimp
13 Графический редактор Inskape
14 Основы создания Web-сайтов
15 Основы 3D-моделирования