Достижение точности внешних обводов и высокого качества поверхности при сборке
При современных высоких скоростях полета к обтекаемым воздушным потоком поверхностям предъявляются высокие требования, поэтому отклонения обводов агрегатов от теоретических обводов ограничены очень небольшими допусками. В связи с этим предъявляются высокие требования и в отношении точности изготовления деталей, сборочной оснастки, контрольно-измерительных приборов и методов измерения.
Точность изготовления деталей изделия образованных на них базовых поверхностей и точность изготовления сборочных приспособлений, является важным условием получения требуемой формы, размеров отсеков и агрегатов. В самолётостроении детали, узлы, отсеки и агрегаты при сборке базируются по:
-сборочным отверстиям (СО);
-координатно- фиксирующим отверстиям (КФО);
-поверхностей каркаса (ПК);
-наружной поверхности обшивки (НП);
-внутренней поверхности обшивки (ВП);
-отверстиям под стыковые болты (ОСБ);
-установочным базовым отверстиям (УБО);
1.Сборка с базированием по СО - процесс, при котором взаимное положение собираемых деталей определяется положением имеющихся на них сборочных отверстиях, в которые на период соединения деталей вставляют фиксаторы. Базирование по СО применяют в двух случаях: при образовании наружных обводов собираемого изделия, и при установке элементов каркаса в сборочное положение.
2.Сборка с базированием по КФО - процесс, при котором детали поперечного набора каркаса устанавливают в сборочное положение по КФО В детях собираемого изделия и элементах сборочного приспособления. На период соединения шпангоутов с панелью в отверстия КФО вставляются фиксаторы или технологические болты.
3.Сборка с базой «поверхность каркаса» (ПК) - при таком методе базирования обшивку (или панель) устанавливают на поверхность каркаса и прижимают рубильником на период соединения обшивки с элементами каркаса.
4.Сборка с базированием по наружной поверхности обшивки по (НП) - при этом методе базирования панель (обшивка) прижимается наружной поверхностью к рабочей поверхности рубильников на период соединения её с каркасом. Соединение с каркасом производится через промежуточную деталь - компенсатор.
5.Сборка с базированием по внутренней поверхности обшивки (ВП) - при этом методе базирования панель (обшивка) прижимается внутренней поверхностью с опорными поверхностями приспособления (специальными макетными нервюрам или шпангоутам) на период её соединения с каркасом через компенсатор.
6. Базирование по ОСБ - процесс, при котором узлы стыка, стыковые профили и кронштейны устанавливают в сборочное положение по имеющимся в них отверстиям под стыковые болты (ОСБ) и соответствующие им отверстия в элементах сборочного приспособления. В отверстия ОСБ на период соединения деталей вставляют технологические болты.
7.Сборка с базированием по УБО - процесс, при котором детали, узлы и секции устанавливают в сборочное положение по имеющимся в них УБО и УБО в элементах сборочного приспособления. На период выполнения соединений в УБО вставляют фиксаторы или технологическиеболты.
В случае применения при сборке нескольких баз основным методом
базирования считают тот, при котором формируется наружный обвод узла, отсека или агрегата.
Метод сборки определяет, как базируется и с помощью каких средств устанавливаются и фиксируются детали и узлы относительно друг друга в целях их правильного и точного взаимоположения при сборке.
Практическая реализация применения того или иного метода сборки обуславливается комплексом факторов, зависящих от конструктивно - технологических характеристик объектов сборки, экономической целесообразности их применения и производственных условий их выполнения. К числу главных факторов следует отнести следующее:
а) конструктивные особенности узла как объекта сборки;
б) технический и технологический уровень производства
в) экономическая целесообразность затрат на технологическое оснащение производства при различных методах сборки.
При выборе метода сборки и разработке схемы базирования необходимо учесть, что основным фактором, влияющим на выбор того или иного метода сборки является точность. Как правило, тот или иной метод сборки в чистом виде не применяется и на практике используется комбинации различных методов.
Для определения отклонений полученного обвода от эталонного существует несколько методов, например, замеры по обводам рубильников сборочного приспособления, по эквидистантным контршаблонам в контрольно-измерительных приспособлениях, по реперным точкам при нивелировке и др.
При контроле обводов эквидистантными контршаблонами за базу для установки контршаблонов принимают поверхности агрегата
Одним из недостатков метода контроля воспроизведенных обводов агрегата по эквидистантным контршаблонам является влияние погрешностей на результаты замеров всего обвода.
Наиболее совершенным методом контроля обводов агрегата является измерение отклонений обводов при помощи контрольно- измерительных приспособлений. В таком приспособлении контролируемый агрегат устанавливается так, как он устанавливается и закрепляется на самолете.