Объёмная мягкая игрушка (24ч).
Теория: Повторение основных швов и терминов, используемых при изготовлении мягкой игрушки. Объёмная мягкая игрушка на проволочном каркасе. Порядок сборки игрушки на каркасе. Крепление лап шарнирным способом. Комбинированные детали. Крепление ушей и объёмной мордочки. Многоцветные глаза. Различные способы изготовления и размещения глаз, рта и носа.
Практика: раскрой и изготовление игрушки на проволочном каркасе. Выполнение игрушки с шарнирным креплением лап. Оформление мордочки игрушки.
Примерные практические задания: мягкая игрушка (кошка, медведь, удав, собака и т.д.)
Макраме (6ч).
Теория: Повторение одинарного и двойного плоских узлов. Узор «шахматка» из двойных плоских узлов. Приёмы плетения репсового узла. Горизонтальные и наклонные бриды.
Практика: плетение кашпо узором «шахматка» и пояса из наклонных брид.
Примерные практические задания: плетение кашпо, плетение пояса, плетение браслета и т.д.
Заключительное занятие (2ч).
Теория: Подведение итогов работы объединения, анализ творческих работ, выполненных за год. Поощрение лучших обучающихся, рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы по дальнейшей работе объединения и отдельных обучающихся.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны
Знать:
– основные приёмы техники вышивания крестом;
– разновидности пряжи;
– правила безопасной работы при вязании на спицах;
– основные приёмы вязания лицевой и изнаночной петли;
– порядок работы при сборке связанных деталей;
– основные узоры макраме;
– технологию изготовления объёмной аппликации;
– принципы шарнирного крепления деталей игрушек;
– способы создания объёмной мордочки игрушки;
– варианты изготовления и размещения глаз, носа, рта на игрушках;
– правила безопасности труда и пожарной безопасности;
– требования к организации рабочего места;
– способы экономного расходования материалов.
Уметь:
– оформлять эмблемы и альбомы в технике изонити;
– вывязывать крючком ровные квадраты;
– правильно выполнять узоры из плоских узлов;
– набирать петли на спицах;
– качественно выполнять лицевые и изнаночные петли;
– вязать на спицах резинку;
– закреплять последний ряд;
– закреплять лица на портретах;
– выполнять эскизы творческих работ;
– организовать рабочее место.
Приложение 1.
Методическое обеспечение образовательной программы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала на занятиях используется разнообразный дидактический материал:
– методические пособия по изготовлению мягкой игрушки;
– технологические карты;
– систематизированный банк лекал мягкой игрушки;
– раздаточный материал;
– образцы проектов обучающихся;
– образцы выполняемых работ;
– папки с наглядными пособиями по темам;
– библиотека специальной литературы.
Методическое обеспечение образовательной программы «Конструирование и моделирование из ткани» на один год обучения представлено в табличной форме.
Методическое обеспечение
№ | Раздел, тема. | Форма занятия | Дидактический материал и техническое обеспечение | Приёмы и методы | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | Инструктаж, беседа. | План помещения, инструкции. | Словесный. | Опрос. | |
Изонить | Рассказ, практическая работа. | Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Мини-выставка. | |
Вышивка крестом | Рассказ, практическая работа. | Образцы вышивок. Книги, журналы. Схемы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Групповая оценка. Мини-выставка. | |
Вязание крючком | Рассказ, практическая работа. | Образцы работ. Книги, журналы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Групповая оценка. Тест. Конкурс. | |
Вязание на спицах | Рассказ, практическая работа. | Журналы. Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Выставка. | |
Объёмная аппликация | Рассказ, игра практическая работа. | Образцы работ. Раздаточный материал. Технологическая карта. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Практическая работа. Групповая оценка. | |
Объёмная мягкая игрушка | Рассказ, игра практическая работа. | Образцы игрушек. Раздаточный материал. Технологическая карта. Книги, журналы. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Практическая работа. Групповая оценка. | |
Макраме | Рассказ, практическая работа. | Журналы. Образцы работ. | Словесный, наглядный, иллюстративно-демонстративный. | Самостоятельная работа. Взаимооценка. | |
Заключительное занятие | Беседа. | Грамоты. | Словесный, наглядный. | Беседа. |
Литература
для педагога:
1. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: «Просвещение», 1990.
2. Костюшина З.М. Ромашка. Сборник. – М.: «Молодая гвардия», 1985.
3. Буровик К.А. Родословная вещей. – М.: «Знание», 1991.
4. Баева Т.И. Домашняя мастерская. – М.: «Легпромиздат», 1991.
5. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль:
«Академия развития», 2002.
6. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. – М: «Просвещение», 1983.
7. Литвинец Э.Н. Учитесь вышивать. – М: «Знание», 1991.
8. Кибалова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: «Артия», 1986.
9. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. М.: «Просвещение», 1995.
10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
11. Вышивка шёлковыми лентами: Техника, приёмы, изделия. (Энциклопедия). /Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
для обучающихся:
1. Лихачёва Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
2. Дегтярёва Т. Дегтярёва Н. Умные поделки. - М: «Лист», 1999.
3. Докучаева С.О. Капитошка даёт уроки. – М.: «Финансы и статистика», 1997.
4. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: «Просвещение», 1992.
5. Силецкая И.Б. Мягкая игрушка. - М.: Издательство «Эксмо», 2004.
6. Энциклопедия рукоделия. Мягкая игрушка. – М.: «Рипол Классик», 2000.
7. Лущик Л.И. Оригинальная мягкая игрушка – трансформер. – М.: Эксмо,2007.