Знания, умения и навыки 3-го года обучения
К концу 3-го года обучения учащиеся должны знать:
-названия и назначение инструментов для работы с бумагой и картоном;
- правила безопасной работы и личной гигиены;
- название материалов (бумага, картон, ватман), их свойства;
- линии чертежа;
- виды транспортных машин, название и их назначение;
- основные профессии людей, связанные с обслуживанием транспорта;
- правили разметки по шаблонам, линейке, угольнику, при помощи циркуля;
-элементы геометрических тел;
- масштаб, увеличение и уменьшение.
К концу 3-го года обучения учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены;
- анализировать изделия: назначение, материал, способы соединения, технология изготовления,
- правильно организовать свое рабочее место;
- поддерживать порядок во время работы;
-планировать свою работу;
- читать несложный чертеж;
- делать разметку разными способами;
- применять на практике свойства бумаги и картона;
- выполнять технологические операции с бумагой и картоном;
- соединять детали из бумаги и картона при помощи клея, проволоки, ниток, шпилек, щелевого замка;
- выполнять оформление поделок в разных техниках.
Учебный план 4-го года обучения
№ | Название разделов, тем. | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | – | |||
2. | Материалы инструменты, организация рабочего места. | Кроссворд. | |||
3. | Графическая грамота. | Практическая работа | |||
3.1 | Порядок составления и правила чтения технических чертежей. | Практическая работа | |||
3.2 | Закрепление, обобщение знаний по графической грамоте. | Тест по графической грамоте. | |||
4. | Движители и двигатели на машинах и моделях. | Соревнования «Первая скорость». | |||
5. | Творческое моделирование и конструирование из разных материалов. | Практическая работа | |||
5.1 | Основы технического дизайна. | Практическая работа | |||
5.2 | Моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов. | Практическая работа | |||
5.3 | Технология обработки фанеры. | Практическая работа | |||
6. | Основные этапы развития техники на « Воткинском заводе». | Практическая работа | |||
7. | Итоговое занятие. Проекты. Награждение. | Защита проектов. Тест ЗУН (итоговый). Выставка. Награждение. | |||
Итого: |
Содержание программы 4-го года обучения
№ | Название раздела, темы | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие 2 час. | Режим работы кружка и правила поведения учащихся. Показ моделей предстоящей работы и образцов поделок. Инструктаж по ТБ и ПБ. Организация рабочего места. | |
2. | Материалы и инструменты, организация рабочего места. 4 час. | Картон и ватман. Инструменты при обработке картона и ватмана. | Кроссворд.. |
3. | Графическая грамота. 16час. | ||
3.1 3.2 | Порядок составления и правила чтения технических чертежей. 8час. Закрепление, обобщение знаний по графической грамоте 8 час | Порядок составления эскиза, простейшего чертежа, развертки, выкройки. Правила и порядок чтения технических рисунков, чертежей, простейший сборочный чертеж из двух- трех деталей. Закрепление, обобщение знаний по графической грамоте. Совершенствование знаний о масштабе. Закрепление знаний и отработка умений по проведению и делению на части окружности при помощи циркуля. | Чтение и составление эскизов плоских деталей и простейших чертежей, разверток. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей. Изготовление моделей техники разными способами разметки. Увеличение и уменьшение разверток моделей техники, работа с циркулем. |
4. | Движители и двигатели на машинах и моделях 26 час. | Движители в природе: лапы, хвосты, ласты, крылья, ноги человека. Движители в мире техники: колесо, винт, гусеница, лопасти, парус, воздушная подушка, сопло. Двигатели - энергетические машины для приведения техники в движение. Использование человеком силы ветра и воды для приведения в действие различных механизмов. Виды двигателей: паровые, внутреннего сгорания, реактивные, электрические. Их история. Экологические требования к транспортной технике. Источники энергии для движения моделей: энергия скрученной или растянутой резиновой нити, растянутой или сжатой пружины, энергия падающей воды или сыпучего материала. Резиномотор, уход за ним. | Модели автомобилей: легковых, грузовых, гоночных из бумаги, картона, фанеры с резиномотором на растяжение. Модели автомобилей, запускаемых с катапульты. Конструирование моделей автомобилей с резиномотором на растяжение и скручивание. Определение длины резиновой нити для установки ее на модели согласно требованиям соответствующей модели. Правила его завода. Пробные запуски моделей. Регулировка ходовой части модели |
5. | Творческое моделирование и конструирование из разных материалов. 52 час. | ||
5.1 5.2 5.3 | Основы технического дизайна. 8 час. Моделирование и конструирование из нетрадиционных материалов 24 час. Технология обработки фанеры 20 час. | Что такое дизайн? Знакомство и освоение простых ком позиций, составленных из геометрических элементов. Принципы технического дизайна: принцип функциональности, принцип технологичности, принцип единства, принцип композиционной целостности. Беседа «Как встречали Рождество в городе Воткинске». Закрепление знаний в работе с разными видами бумаги. Технология работы с гофрированным и коробочным картоном. Технология декорирования изделий в технике декупаж: материалы и инструменты; подготовка основы для декупажа; вырезание и наклеивание салфеток; покрытие лаком. Фанера, ее свойства. Из чего и как делают фанеру. Элементы технологии обработки фанеры: ошкуривание, выпиливание, декорирование. Инструменты при выпиливании из фанеры. Способы сборки деталей из фанеры. Виды соединений: подвижное и неподвижное. Инструктаж по Т.Б при выпиливании. | Оформление простых композиций, составленных из геометрических элементов. Применение основ дизайна при оформлении технических моделей и макетов. Изготовление новогодних поделок и открытки. Изготовление поделок из гофрированного и коробочного картона. Декорирование сувениров в технике декупаж. Изготовление технических моделей, игрушек и сувениров из фанеры. Декорирование поделок. |
6. | Основные этапы развития техники наВоткинском заводе 34 час. | Славянов – изобретатель электросварки. Участие во Всемирной технической Колумбовой выставке 1893 г. в Чикаго. Мостостроение на заводе. Мосты через Каму в Перми, через Иртыш в Омске, через Обь в Новосибирске, через Амур в Хабаровске, через Москву-реку на Московской окружной дороге. Второе рождение завода. Освоение легкого машиностроения. Первый советский экскаватор. Производство землечерпалок, железнодорожных кранов. «Все для фронта, все для Победы». Выпуск противотанковых пушек и корабельных орудий. «Медаль за бой, медаль за труд». Артдивизион имени Комсомола Удмуртии. Локомобили, узкоколейные паровозы, тепловозы, башенные краны, вертикально- фрезерные станки. Земцов В.А. ,Садовников В.Г. , Никитин Б.Г.– организаторы ракетного производства. Ракетные комплексы. Воткинский завод сегодня. | Выпиливание из фанеры сувенира. Изготовление экскаваторов. Изготовление макета пушки Изготовление локомотива и тепловоза. Ракетные комплексы «Тополь», «Точка», «Искандер». |
7. | Итоговое занятие. Проекты. 10 час. | Выбор обоснование проекта и его обоснование. Варианты эскизов или рисунков проектируемого изделия. Обоснование выбора одного из вариантов изделия. Выбор материалов и инструментов. Выбор оптимального технологии изготовления проекта. План работы по изготовлению изделия. Оформление проектной документации. Коррекция изделия конструкторско-технологической документации. Разработка рекламы | Тест ЗУН (итоговый). Защита проекта. Итоговая выставка. Награждение. |
Итого: 144 час. |