Знания, умения и навыки 1-го года обучения
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы и личной гигиены при работе инструментами;
- название и назначение инструментов (ножницы, шило);
- название и назначение материалов (бумага, картон), их свойства,
- основные понятия геометрических фигур, тел;
- что такое аппликация;
- понятие « плоское» и « объемное»;
-что такое композиция, фон;
- базовые формы: воздушный змей и др.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены;
-анализировать изделия (определять его назначение, материал, способы соединения);
- правильно организовать свое рабочее место;
- поддерживать порядок во время работы;
- планировать свою работу;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, пользоваться линейкой, трафаретом;
- применять на практике свойства бумаги и картона;
-сгибать различные игрушки из квадрата-основы;
-резать бумагу и картон ножницами по линии разметки;
-соединять детали из бумаги и картона с помощью клея, скрепок, ниток;
-делать аппликацию.
Учебный план 2-го года обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. | - | Анкетирование. | ||
2. | Материалы и инструменты, организация рабочего места. | Кроссворд «Инструменты». | |||
3. | Аппликация. | Практическая работа. | |||
4. | Графическая грамота. | Практическая работа. | |||
4.1. | Понятие об элементах графической грамоты: чертеж, технический рисунок, эскиз. | Опрос. | |||
4.2. | Чертежные инструменты. | Опрос. | |||
4.3. | Виды, способы и приемы разметки. | Практическая работа. | |||
4.4. | Линии чертежа | Практическая работа. | |||
5. | Технологические занятия | Практическая работа. | |||
5.1. | Оригами | Практическая работа. | |||
5.2. | Мастерская Деда Мороза | Конкурс «Новогодняя игрушка». | |||
5.3. | Игротека из бумаги и картона. | Практическая работа. | |||
6. | Конструирование из бумаги и картона. | Практическая работа. | |||
6.1 | Бумагопластика | Практическая работа. | |||
6. | Изделия из готовых форм. | Практическая работа. | |||
6.3 | Изделия из гофрированного картона. | Практическая работа. | |||
6.4 | Технические модели. | Практическая работа. | |||
7. | Итоговое занятие. | - | ЗУН (промежуточный). Мини - выставка. | ||
Итого |
Содержание программы 2-го года обучения
№ | Название разделов и тем | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие (2 час.) | Режим работы объединения и правила поведения учащихся. Ознакомление с планом работы объединения. Основные требования к организации рабочего места. | Показ моделей. |
2. | Материалы и инструменты. (6 час.) | История бумаги. Производство бумаги и картона. Виды бумаги. Различие картона по признакам. Свойства картона и бумаги (опыты, наблюдения). Инструменты при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы режущими и колющими инструментами. | Приемы работы ручным инструментом. Кроссворд «Инструменты». Загадки. Опыты по определению направления волокон: продольные, поперечные |
3. | Аппликация. (12 час.) | Классификация аппликации: по виду – (предметная, сюжетная, орнамент); по изображению – (плоскостная, объемная ); по способам выполнения – (мозаика, аппликация обрыванием); по цветовому решению – (монохромные, полихромные). Композиция. Понятие о симметрии, симметричных фигурах. Виды симметричного вырезания (зеркальное отражение, в полосе, в квадрате, в круге). Цветовые сочетания. | Выполнение аппликационных работ. Изготовление открыток, сувениров. |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 | Графическая грамота. (14 час.) Понятие об элементах графической грамоты. (2 час.) Чертежные инструменты. (2 час.) Виды, способы и приемы разметки. (6 час.) Линии чертежа. (4 час.) | Понятие технического рисунка, эскиза, чертежа. Знакомство с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем. Их назначение и применение Виды разметки: на глаз, сгибанием, на просвет, по шаблону и трафарету, по клетчатой бумаге, с использованием чертежных инструментов. Линии чертежа: линии видимого контура, линии невидимого контура, линии сгиба, осевая (центровая),сплошная тонкая. Их обозначения. | Чтение и составление эскизов плоских деталей. Изготовление поделки с использованием чертежных инструментов. Изготовление поделок с использованием различных способов и приемов разметки: вертолета, кораблика, парашюта, самолетов, автомобиля и др. Соревнования «Лети, модель». Соревнования с автомобилями. Чтение чертежей разверток объемных деталей. |
5. 5.1 5.2 5.3 | Технологические занятия (52 час.) Приемы изготовления поделок в технике оригами. (8 час.) Мастерская Деда Мороза. (18 час.) Игротека из бумаги и картона. (26 час.) | Условное обозначение, терминология, базовые формы в оригами. Приемы складывания. Беседа «История оригами». Беседы: «Новогодние традиции разных народов. Рождество История открытки История карнавальных масок». Знакомство с динамическими игрушками: дергунчики, стукалки, игрушки-маятники, игрушки-сюрпризы. Виды соединения деталей из бумаги и картона: неподвижное – с помощью, ниток, скрепок; подвижное – с помощью проволоки, ниток, гвоздя, болта с гайкой. Изготовление шпилек из мягкой проволоки для подвижного соединения деталей. Технические операции: вырезание, сгибание, прокалывание. | Изготовление поделок в технике оригами. Вырезание снежинок. Новогодние игрушки, открытки, гирлянды, звезды и др. Конкурс «Новогодняя игрушка». Изготовление дергунчиков, динамических игрушек и др. |
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 | Конструирование из бумаги и картона. (54 час.) Бумагопластика. (10 час.) Изделия из готовых форм. (18 час.) Изделия из гофрированного картона. (10 час.) Технические модели. (16 час.) | Азбука бумагопластики. Понятие « ребро жесткости» Способы оклеивания коробок разных форм. Типы гофрированного картона. Основные технологические приемы. Начальные понятия о простейших геометрических телах: параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Понятие о развертках геометрических тел. | Изготовление полуобъемных и объемных поделок. Создание макетов из разных по величине и форме коробок. Выполнение объемных работ из одного слоя картона. Вырезание и наклеивание силуэтов животных на основу. Наклеивание полосок на основу. Создание макетов технических объектов |
7. | Итоговое занятие. Изготовление подарочной работы. (4 час.) | Повторение и закрепление знаний по пройденным темам. | Изготовление подарочной работы. |