Лепка с элементами конструирования «Мостик, улитка и бабочка»
(возраст 3 +)
Задача.Вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции (ручеек, мостик, бабочка, цветы, улитка). Учить выравнивать пластилиновые детали (столбики-бревнышки) по длине, лишнее отрезать стекой. Развивать чувство формы и величины (длины), способности к композиции.
Интеграция разных видов деятельности.Уточнение представления детей о строении и назначении мостов. Конструирование мостиков из карандашей, палочек, кубиков. Поиск приемов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.
Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги или картона зеленого цвета, пластилин синего, коричневого, красного, желтого, белого цвета, стека, салфетки, клеенка.
Ход занятия:
1. Читаем ребенку стихотворение «Мостик»:
По лужайке, у горы
Катят бревнышки бобры,
Через быстрый ручеек
Перекинули мосток.
Скок-скок, скок-скок!
Переехать бы мосток!
Под высоким мостом
Плывет Манечка с платком,
По ручью, по волнышкам
Гребет Маня веслышком.
Видит Манечка лужок,
Там цветочки рвет дружок.
Посмотрите, Маня пляшет
И платочком в лодке машет:
-Подари цветы, дружок,
Я сплету из них венок!
Ладошки правильно сложи -
И лодочку нам покажи.
2. Содержание изодеятельности. Предлагаем ребенку слепить мостик через речку. Показываем и поясняем способ работы:
• берем плотный лист бумаги или картона — это лужайка;
• кусочек пластилина синего цвета раскатываем в столбик (длинную колбаску) и прикладываем к лужайке так, будто это ручеек, извивается, торопится;
• берем 3-4 куска пластилина коричневого цвета и катаем бревнышки для мостика, выкладываем рядышком и проверяем — все ли одинаковые (если бревнышки будут разными, то можно упасть с моста), подровняем бревнышки, лишнее отрежем стекой;
• выложим бревнышки в рядок через ручеек — крепко (тесно) прижмем друг к другу;
• катаем шарики желтого цвета и прижимаем к зеленой лужайке — это цветы: пойдем через мостик, сорвем цветы и подарим маме;
• шагаем пальчиками через мосточек;
• лепку бабочки выполняем конструктивным способом: туловище выполнено из одного или двух столбиков, две пары крылышек сделаем из двух пар сплющенных шариков, прикрепляем голову, усики, глаза;
• берем пластилин красного цвета и раскатываем длинную колбаску, закручиваем в спираль, сделаем усики, глазки — получилась улитка.
3. Пальчиковая игра «Улитка»
Улитка — улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы. Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка — улитка,
Высуни рога,
Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка.
Улитка — улитка,
Пошли гулять. На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
Поползли, поползли, поползли «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
– Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! «Рожки» щекочут ухо или шею.
Лепка сюжетная. Предлагаем ребенку слепить бабочек из пластилина. Раскатываем два больших шара (круговые движения ладоней) и два маленьких, сплющиваем, получается крылышко бабочки. Раскатываем маленький шар — это голова. Раскатываем колбаску — получается туловище. Соединим крылья, туловище и голову. Украшаем крылья бабочки маленькими кружочками. Прикрепляем усики и глаза.
Литература:
В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,
М.С.Рузина «Страна пальчиковых игр»,
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст.
Занятие 2. Обучение основным приемам и методам развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ